Скрытый смысл фильма "Сталкер"

Жанр фильма «Сталкер» Андрея Тарковского трудно определить – это и драма, и философская притча, и пост-апокалипсическая фантастика. Минимум действия, мрачные пейзажи и бесконечные символы, рассыпанные, словно «хлебные крошки», на пути у зрителей и героев, создают единую Вселенную фильма, которая затягивает, словно воронка, заставляя мозг яростно искать выхода.

Идея фильма взята у фантастической повести «Пикник на Обочине», которую написали братья Стругацкие. Они же значатся в сценаристах фильма. Но от первоначального сюжета осталась только мрачная тень Зоны, которая легла на всё человечество, да незаконная профессия и прозвище главного героя – Сталкер.

У остальных героев тоже нет имён. Мы слышим только прозвища. Это обезличивает их, размывает черты, делает образы условными. Перед нами Профессор – собирательный образ учёного, один из тех, кто ненавидит насилие, но изобретает бомбы; Писатель – рефлексирующий творческий интеллигент; и их проводник в тайную и запретную Зону, где исполняются заветные желания — Сталкер.

Что такое Зона и Комната?

В фильме нет практически никаких спецэффектов. Не из красивых и впечатляющих кадров, а из разговоров героев мы узнаём, что за двадцать лет до того, как они встретились, в окрестностях города упал метеорит.

Комната - сердце Зоны и цель путешествия

Позже место катастрофы стало аномальной зоной, в которой происходили загадочные явления, исчезали люди, а главное – появилось место («Комната»), где исполняются тайные, сокровенные, заветные желания. После этого военные обнесли зону кордонами, но желающих проникнуть туда стало ещё больше. Тогда и появилась профессия проводника – сталкера, которой промышляет главный герой картины.

Кто такой Сталкер?

Герой картины только вышел из тюрьмы. Его жена, хоть и мучается от бедности, совсем не хочет, чтобы Сталкер рисковал жизнью, организуя экскурсии в Зону для богатых и любопытных бездельников. Их дочь больна и обладает паранормальными способностями. Хоть об этом и не говорится прямо, но мы понимаем, что состояние ребёнка – результат действия Зоны.

Чёрная собака провожает героев

Но Сталкер не может жить без Зоны, только там он чувствует себя дома. Она действует на героя, словно наркотик. Недаром чёрно-белое изображение в начале фильма после попадания героев в Зону меняется на цветное – мы видим её глазами Сталкера, который за пределами Зоны кажется рыбой, лишённой воды, задыхается и не различает цветов.

Кто такой Писатель?

Писатель хочет найти в Зоне вдохновение, потому что исчерпал все идеи и находится в творческом кризисе. Он очень несерьёзно относится к путешествию; к месту встречи героев приезжает явно после пьяной вечеринки и с женщиной. Писатель постоянно перечит Сталкеру, не желает слушаться его указаний. Он раздражён и одержим духом отрицания. Похоже, что ему не нужно никакое вдохновение, и ничего писать он тоже не хочет. Попав в заветное место Зоны, он отказывается загадывать желание, утверждая, что никто не сможет понять свои сокровенные мечты, и Комната будет исполнять только мечты подсознательные. Раз использовать Комнату в своих целях никому не удастся, то и ходить в Зону бессмысленно.

Кто такой Профессор?

В отличие от Писателя, цель этого человека чётко ясна. Он направляется в Зону с заранее определённой задачей. Его заботит будущее планеты, он считает, что Зона вообще и Комната в частности таит серьёзную опасность. Поэтому он отправился в это путешествие, чтобы привести в действие спрятанную в своей лаборатории бомбу, оставшуюся за колючей проволокой после катастрофы.

Страх перед сокровенными желаниями

Оказавшись на пороге Комнаты, герои сталкиваются с неразрешимым противоречием. Они могли бы сейчас попросить всё, что угодно, но Комната исполнит только желание, спрятанное на самом дне души. Как и говорил Писатель, управлять своими сокровенными желаниями невозможно. Но и уничтожение Комнаты, о котором мечтал Профессор, теряет всякий смысл.

Страх перед тайными желаниями остановил героев

Сталкер приходит в отчаянье. Он далёк от философии. Он понимает только одно: уничтожить Комнату – значит уничтожить надежду. Хотя Профессор и обезвреживает бомбу, отказавшись от своего намерения, Сталкер чувствует, что его миссия провалена: он благополучно довёл своих спутников до Комнаты, но загадывать желание они отказались.

Символы и образы в фильме Сталкер

Первая ассоциация со словом «Зона» — это тюрьма, да и сам Сталкер, обритый наголо и в бесформенной одежде, которая похожа на тюремную робу, напоминает заключённого. Но с развитием сюжета мы видим, что для Сталкера именно Зона – смысл жизни и символ свободы. После Чернобыльской катастрофы многих поразило предвидение Тарковского. Отождествление Чернобыля с Зоной мне кажется более верным; здесь вступает в силу понятие «зоны отчуждения», то есть территории, запретной для людей.

Мир, брошенный человеком и отданный природе

В «Сталкере» не так много непонятных и замысловатых образов, как в других фильмах Тарковского. Сюжет прозрачный, действие – прямолинейное и неторопливое. Поэтому основные символы не нуждаются в дополнительной расшифровке. Речь идёт о поиске себя, о разрыве между идеальным и реальным, о тайнах человеческой души. Зона предстаёт перед нами в неожиданной ипостаси: это не только участок земли, огороженный колючей проволокой, а изуродованное человеческое сознание. Путешествуя внутрь себя, люди приходят к познанию собственных сокровенных тайн, которое и символизирует Комната.

Летящая птица - один из традиционных символов Тарковского

Недаром в дороге Писатель втягивает спутников в бесконечные философские диспуты – это те вопросы, которые мучают нас, когда мы пытаемся погрузиться в пучину своего сознания, найти причину своих поступков, желаний, симпатий и антипатий. Наша вера в чудо и наш материализм находятся в непрерывной борьбе и спорят друг с другом, как Писатель, Профессор и Сталкер.

Так же в фильме отчётливо прослеживаются духовно-христианские мотивы: цитирование библейских текстов, попавший в кадр фрагмент Гентского алтаря. В спорах героев отражается столкновение и противопоставление рационального и иррационального, научных убеждений и надежд на волшебное преображение, исполнения желаний одним махом.

Смысл финала фильма Сталкер

Сталкер из последних сил пытался верить сам и хотел заставить других разделить с ним эту веру. Ему казалось, что в этот раз он выбрал многообещающих спутников – исполнение их желаний могло бы принести человечеству неоценимую пользу. Но они отказались от чуда. В итоге получается, что Зона людям не нужна. Жуткое очарование Зоны иссякло, как и ожидание чуда.

Жертвенная любовь жены - вот истинное чудо

Вернувшись домой, Сталкер горько жалуется жене на то, что в людях иссякла вера. А если нет больше ни надежды, ни веры, Сталкеру остаётся только любовь жены и больной дочери, которые мучаются от его привязанности к Зоне.

Дочь Сталкера, читая стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои», двигает взглядом стоящий на столе мутный стакан. Чудо всё время находилось рядом, и людям, чтобы поверить, не надо было идти за ним далеко.

4.6 12 голоса
Рейтинг статьи
guest
31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алиса
Алиса
5 лет назад

Я только сейчас поняла, почему в СССР этот фильм не смотрели. Потому что не понимали. Ведь публика была поголовно атеистична. Они не читали Писание. Поэтому и понимать не могли, реплики, вещи, пронизанные библейской символикой. А вот, мне кажется, пришло время, когда этот фильм нужно показывать по всем каналам.

Jayson
Jayson
Ответить на  Owl
5 лет назад

Полностью соглашусь с вами. Уже на половине этого тяжёлого фильма у меня зародилась вполне имеющая основания теория. Возможно «Комната»- некое чистилище, Сталкер своего рода ангел, проводник запутавшихся душ, ведущий их на путь истинный. И эта самая «Комната» находится на «Зона» — земле около Рая, которую охраняют стражи, тоже ангелы, но более высокие (полицейские). Это подкрепяется церковными мотивами и необычной музыкой, а также собакой, символизирующей проводника из одного мира в другой. Суть в том, что «Комната» предназначена не для исполнения желаний, а для самопознания, для дальнейшей здравой и праведной жизни. Да, в этой теории много несостыковок, ибо она проработана только поверхностно, но я надеюсь она имеет смысл существовать.

хельга
хельга
Ответить на  Jayson
5 лет назад

Каждому встречается иногда ангел и понимаем мы это потом.

Наталья
Наталья
Ответить на  Jayson
2 лет назад

Одна из главных мыслей — о фанатиках. Людях, верящих, что они знают как и сделают людей счастливыми. Это люди, почти впрямую убивающие себя для благих целей. Для счастья людей. Мы знаем много таких людей в мировой истории и в истории нашей страны. (Грубо говоря, верующие революционеры, не карьеристы, а думающие о том, как бы сделать людей счастливыми, они были сталкерами, проводниками к лучшей жизни. Их семьи всегда страдали, дети многих были больны, кончали жизнь самоубийством.) но осчастливить никого насильно нельзя. Привести и…вот вам счастье. Моисей водил сорок лет свой народ, пока не народилось новое племя, добравшееся до Земле обетованой. Без Бога «… не можете ничесоже…» поэтому и библеские мотивы и Евангелие… В этом трагедия Сталкера. Тарковский самый религиозный из кинотворцов. Верующий сначала на подсознательном уровне, а затем всем своим существом. Гений.

Елена
Елена
Ответить на  Алиса
5 лет назад

В СССР 80-х, этот и другие фильмы Тарковского смотрели, а вот в настоящее время, тоже далеко не все его поймут…

Инга
Инга
Ответить на  Алиса
5 лет назад

Писание искажено самой церковью в угоду собственной (церковной) власти. Понимать его (писание, новый завет)следует с точностью до наоборот. Истина жизни, ее смысл являются сокровенными понятиями. Человеческое сознание пока не может понять сотворения мира, но находиться в его поиске. В фильме демонстрируется процесс человеческого мышления, осознавание и рассуждение, попытки докопаться до скрытой истины материального мира и духовного (веры, надежды, любви). Девочка с «паранормальными способностями демонстрирует превосходство духа над телом, а также наличие теряемых со временем жизни в извращенном обществе необычных, возможно данных всем (а может только избранным личностям) способностей.

Таня
Таня
Ответить на  Алиса
5 лет назад

В СССР фильм «Сталкер» смотрели вообще все, к вашему сведению.

Нина
Нина
Ответить на  Таня
4 лет назад

Смотрели- да. Необычно, жутковато, завораживающе. Да и модно, просто. При встречах спрашивали -смотрел? Пытались обсуждать. Только никто смысла и сути не понимал. И я в том числе.

Босс
Босс
Ответить на  Нина
1 год назад

Если не поняли, значит ещё не прошли сами в жизни этот уровень, да и не к чему это понимать….. Там одно разочарование…

Антон
Антон
Ответить на  Алиса
5 лет назад

«Ведь публика была поголовно атеистична.» Боже мой, что за ересь… А то до и после СССР не были поголовно атеистичные! Или нет, даже хуже: аццкая смесь обломков христианства + показная воцерковлённость + суеверия + атеизм + обломки язычества. «…почему в СССР этот фильм не смотрели» — а то сейчас смотрят 🙂

Отто
Отто
Ответить на  Антон
4 лет назад

Ещё его ковсему прочему в СССР сняли!)

Иван
Иван
Ответить на  Алиса
4 лет назад

Печалюсь о том что даже сегодня фильм поймут далеко не все.

Neilb hffd
Neilb hffd
Ответить на  Алиса
4 лет назад

Мнение а-ля: «в СССР все были идиоты»

Николаевич
Николаевич
Ответить на  Алиса
1 год назад

Вы путаете. Наоборот, в те времена смотрели многие этот фильм. А вот теперь, песчинки.

Елена
Елена
Ответить на  Алиса
1 год назад

Когда наш современник (на тот момент) таким образом иллюстрирует Писание, то это не религиозность, а ересь. Церковь адиционно пресекала подобные попытки.
Художнику надо выбирать, что он творит, где. Принадлежит ли он вообще светской культуре, или секте. Просто нарушает «азы», чтобы выпялиться

Егор
Егор
5 лет назад

Ну ладно книги, зачем фильмы, то такие снимать. Это же полная муть.

Арина
Арина
Ответить на  Егор
5 лет назад

Значит ты ничего не понял

Ирина
Ирина
Ответить на  Егор
1 год назад

Согласна полностью. Муть мутнейшая, никакого проблеска, депрессняк ужасный. Посмотрела, чтоб больше никогда не смотреть.

Таня
Таня
5 лет назад

А зачем у сталкера на шее повязка?

STRODJ
STRODJ
Ответить на  Таня
5 лет назад

Потому что он и есть Дикообраз………

Вика
Вика
Ответить на  STRODJ
4 лет назад

Потому что ОН главная «гайка»

хельга
хельга
5 лет назад

Да много чего не нужно человеку, просто так веселее.

велл
велл
4 лет назад

А ничего что Чернобыль произошел после Сталкера?

Никита
Никита
Ответить на  велл
1 год назад

А причем тут Чернобыль? Фильм по повести Стругацких «Пикник на обочине».

Ольга
Ольга
2 лет назад

Никакого смысла нет в этой бессмыслице.Знаете,есть смысл в «Полете над гнездом кукушки».Здесь мне кажется какая то надуманность

Ирина
Ирина
2 лет назад

Фильм трогает, но сильнее фильма сама книга Стругацких. Жаль, что далеко ушли от повести. Повесть сложна и многопланова, интереснее в разы. Чего стоит одна концовка!.. Какой фильм можно было бы поставить именно по повести.

Бакинец
Бакинец
1 год назад

Братья Стругацкие должны были послать на хрен Тарковского, а не потакать его больным капризам и не портить прекрасное произведение «Пикник на обочине», превращая его в меланхолично-маразматичную нудямотину. Фактически, в фильме мало что от стиля Стругацих.
Тарковский испортил саму идею произведения, превратив героя из крепкого орешка в юродивого идеалиста без определённого понимания происходящего.
Вообще, не везёт Стругацким с экранизациями.

Дмитрий
Дмитрий
1 год назад

Хрень какая то. В пятый раз смотрю. Бюджет картины «не хилый» — съёмки заброшенной деревня. Не получилось в этот раз у Тарковского, надо признать.

А вот «Солярис» это гениально !!!

Театральный нытик
Театральный нытик
1 год назад

Бредятина! с трудом дотянул до середины… Тарковский верен себе снимать снотворные фильмы, понятные только самому гению

Маргарита
Маргарита
7 месяцев назад

Самый мощный символ, отпечатавшийся в моем сознании, в конце, где показывают рыб, плавающих в небольшом озерце и черное, непроницаемое нечто, затягивающее чистую воду и облепляющее рыбу. Если вспомнить, что рыба символ христианства, а фильм снимался в прошлом веке, то это жуткое пророчество про наши дни, где вера действительно запечатывается символом тьмы.

Последний раз редактировалось 7 месяцев назад Маргарита ем