Хотя критики считают фильм «Черный клановец» комедией, у зрителей подобный подход порой вызывает недоумение: ведь грустного в фильме куда больше, чем смешного. Но если присмотреться повнимательней к сюжету, то станет очевидным, что фильм Ли во многом представляет собой классическую комедию положений. А еще он — на редкость глубокое повествование о природе политического экстремизма и проблемах идентичности, заслуженно получившее Гран-при 71-го Каннского фестиваля.
![](https://mnogo-smysla.ru/wp-content/uploads/2019/03/2019-03-17-14-07-10-1.jpg)
Рон Сталворт в кино и в жизни
Главный герой фильма, обаятельный и изобретательный афроамериканец Рон Сталворт — не плод фантазии режиссера, а реальный человек, поныне здравствующий. Рон — уроженец Чикаго, переехавший в Колорадо-Спрингс после окончания школы, — стал сотрудником полиции в ноябре 1972 г. Он действительно практически в одиночку разработал план внедрения в Ку-клукс-клан и успешно его выполнил. Кое-что в фильме изменено для усиления драматизма (например, на момент «вступления» в Ку-клукс-клан в 1979 г.
Рон был отнюдь не новичком-салагой, а опытным копом), но и телефонные разговоры с Дэвидом Дьюком, и свидетельство о членстве в Клане, и прекращение расследования по приказу начальства имели место на самом деле. Обо всем этом Сталворт рассказал в своей документальной книге, вышедшей в 2014 г. и ставшей источником вдохновения для сценаристов и режиссера. Однако если бы Ли решил снять байопик о выдающемся борце с расизмом, это было бы, скорее всего, тоже неплохое, но совершенно другое кино. История Сталворта во многом лишь повод поговорить об очень многих вещах, актуальных и поныне.
![](https://mnogo-smysla.ru/wp-content/uploads/2019/03/2019-03-17-14-07-56-1.jpg)
В чем смысл первых кадров и последних фильма?
Самые первые кадры «Черного клановца» легко узнаваемы: это эпизод из «Унесенных ветром», в котором Скарлетт бежит по перрону, заполненному тяжелоранеными: северяне прорвали оборону южан, и Атланта завтра падет. На первый взгляд, эпизод напоминает о том, что рабовладельцы проиграли свою войну давным-давно, и расизм — это чудовищная архаика.
Но следом на экране появляется доктор Кеннебрю Борегард с его полупародийными расистскими речами, полными идеологических штампов, и становится ясно: проигравшие в гражданской войне уверены, что ими проиграна всего лишь одна битва, а не война. По мнению критиков, Борегард — пародия на Д.Трампа, но и без привязки к конкретным личностям этот монолог показывает, что героям фильма предстоит новая схватка с проповедниками расовой ненависти.
В финале зритель видит документальные кадры 2017 г.: в Шарлотсвилле неонацист врезался на машине в шествие протестующих и убил девушку. Нетрудно понять, что хотел сказать режиссер: дело не в отдельном факте, а в том, расизм отнюдь не остался в 1970-х, и если Сталворт и Циммерман сумели одурачить Дэвида Дьюка, это еще не значит, что расизм повержен.
![](https://mnogo-smysla.ru/wp-content/uploads/2019/03/2019-03-17-14-07-42-1-1024x526.jpg)
Две стороны одной медали
В «Черном клановце» мы видим не одну экстремистскую организацию, а две, причем обе вербуют своих членов исключительно по расовому признаку. По понятным причинам Ли изобразил черных экстремистов более мягкими красками: в конце концов, они действительно являлись жертвами угнетения, и их радикализм можно в чем-то понять. Понять — но не оправдать, ибо совершенно очевидно, что все экстремисты независимо от цвета кожи преследуют одни и те же цели и работают не на объединение, а на разъединение общества.
Методы у них тоже идентичны: эмоциональное раскачивание аудитории, воззвание к «белой» или «черной» силе, поиски врага, смакование былых трагедий и призывы к отмщению. Как цинично это не звучит, но у обоих экстремистских течений есть даже культовая жертва: ее страданиями и гибелью идеологи заранее оправдывают любые радикальные действия. У ку-клус-клановцев это невинная белая женщина, зверски изнасилованная афроамериканцами, у противоположной стороны — зверски убитый белыми линчевателями невинный афроамериканец.
![](https://mnogo-smysla.ru/wp-content/uploads/2019/03/2019-03-17-14-06-52-1-1024x427.jpg)
Похожи не только методы, но и структура экстремистских движений. Их лидеры — Кваме Туре и Дэвид Дюк — выглядят вполне респектабельно, каждый по-своему, конечно. Кваме похож на идеалиста-романтика, Дюк — на благопристойного джентльмена (кстати, оба — реальные лица), но оба одинаково манипулируют своей паствой, состоящей из самых разных персонажей. И здесь мы приближаемся к одной из главных задач фильма: исследованию природы политического экстремизма.
Опиум для неудачников
В фильме Ли политический экстремизм, в том числе расистского толка, предстает своеобразной формой психологической компенсации. Наиболее отчетливо эта мысль прослеживается на примере Феликса Кендриксона и его жены Конни. Кендриксон, чье имя по иронии судьбы (и сценариста) значит «счастливый» — классический неудачник, ненавидящий всех и вся. Экстремизм не просто дает его ненависти магистральное направление, но и позволяет обзавестись единомышленниками, стать кем-то. А Конни прямо говорит, что благодаря Феликсу и его идеям она обрела смысл жизни.
Другие члены Клана выглядят в массе своей не лучше, а вот Сталворт, наоборот, производит впечатление на редкость гармоничной и цельной личности — и ему никакой расизм не по душе. Даже Циммерман на его фоне кажется человеком, который вместо того, чтобы определиться со своей этнической идентичностью, до поры до времени предпочитает избегать этой темы.
![](https://mnogo-smysla.ru/wp-content/uploads/2019/03/2019-03-17-14-07-29-1.jpg)
Идентичность, враги и манера разговаривать
Напарник Сталворта Филипп Циммерман — еврей, носящий украшение в виде звезды Давида, но ничего не знающий о традициях своего народа, начинает задумывается о своей этнической составляющей после плотного общения с антисемитами-клановцами. Парадокс? Да нет, все вполне логично: по мнению психологов, отчуждение от группы — столь же необходимый компонент формирования идентичности, как и вступление в группу.
Иными словами, мы начинаем понимать, кто мы, противопоставляя себя врагам, отделяя себя от «чужих». Циммерман, считавший себя «обычным белым», понимает, насмотревшись на других белых в белых колпаках и балахонах, что дело не в цвете кожи: идентичность — не биологический, а социальный конструкт.
Для тех, кто в этом сомневается, режиссер припас великолепные телефонные шоу Сталворта. Дюк, гордящийся своим «расовым чутьем», так и не сумел понять, кто с ним говорит по телефону — белый или черный. Внезапно оказалось, что нет никакой неизменной манеры разговаривать и прочих «врожденных характеристик»: есть предрассудки и стереотипы, возводящие барьеры между людьми.
При желании можно имитировать любое поведение, речь, систему ценностей (вспомним ку-клус-клановские монологи Сталворта), войти в любой образ: ведь все мы, по большому счету, сделаны из одного теста. И именно эта мысль ненавистна всем расистам планеты независимо от их цвета кожи, вероисповедания и манеры произносить слово «брат».