Смысл триллера "Исчезнувшая"

Объяснение смысла фильма Исчезнувшая (2014) Дэвида Финчера

Дэвид Финчер приобрел репутацию культового режиссера за кинофильмы, в которых многоплановый сюжет, предстающий перед зрителями абстрактными обрывками паззла, в финале собирается в единый конструкт. В этом плане не стал исключением триллер «Исчезнувшая», который постоянно жонглирует симпатиями и антипатиями зрителей, заставляя любить и сопереживать главным протагонистам фильма поочередно.

При всей многоплановости и динамичности сценария, «Gone girl» резко обрывает разветвленный сюжет и в финале возвращает героев на исходную точку, словно обнуляя 2 с половиной часа, потраченные на фильм. Именно из-за этого приема триллер может показаться незавершенным, непонятным а то и вовсе бессмысленным. Но, как и все великие творения Финчера, «Исчезнувшая» раскрывает сразу несколько социальных тем, которые будут заметны только при вдумчивом просмотре фильма.

Исчезнувшая, смысл фильма и объяснение концовки

Сложности супружеского брака

Финчер с особым изощрением относится к теме любви и во многих своих фильмах показывает ее разрушительное воздействие на человека: в фильме «Семь» жена главного героя погибает от рук маньяка, в «Бойцовском клубе» главный герой одновременно любит и ненавидит Марлу, а «Социальная сеть» иллюстрирует одиночество и душевные боли, сопровождающие попытки найти любимого человека. В случае с «Исчезнувшей» Финчер прикоснулся к наиболее сложной теме отношений между полами – супружескому браку.

Неотъемлемой частью отношений является взаимность. В отношениях Эми и Ника: первая удовлетворяет свою потребность в сильном мужчине, а Ник получает дозу удовольствия от общения с красивой и многократно более умной, чем он женщиной.

Исчезнувшая, смысл фильма и объяснение концовки

Но одной взаимной симпатии для продолжения супружеского брака недостаточно, т.к. должна оставаться страсть, которая словно огонь поддерживает супружеский брак от полного «замерзания». Со временем поддерживать страсть в отношениях становится все сложнее и супружеские пары прибегают к «парадоксу страсти». Данный феномен был выведен психологами и заключается во влечении к партнеру, который ведет себя нестандартно и постоянно удивляет своими поступками. Именно из-за этого получило широкое распространение мнение о том, что хорошие девочки любят плохих мальчиков.

Постоянные склоки и желание понравиться друг другу – вот что удерживало вместе таких разных людей как Ник и Эми. В начале фильма мы видим,что слабым звеном в отношениях была Эми, когда она рассказывает о своих несчастьях, как пыталась соответствовать требованиям Ника, терпела измены и постоянное безразличие со стороны мужа. Но после своего исчезновения роль второго плана в браке достается Нику: вся его нетерпимость по отношению к жене привела к тому, что его обвиняют в инцесте, убийстве жены и в скором времени хотят подвергнуть смертной казни.

Исчезнувшая, смысл фильма и объяснение концовки

В попытке контролировать «парадокс страсти» члены супружеской пары пытаются стать лидерами в отношениях, быть на шаг впереди своего возлюбленного, вырабатывая тем самым дополнительный адреналин и жажду быть со своим партнером. Очень показательна в этом плане сцена, когда Ник пытается оправдать свою репутацию и признается в изменах, говорит на телевидении о том, как сильно любит ее и просит жену вернуться. Мнение общественности в корне меняется, и вот Ник снова «на коне», теперь ему сочувствуют жители города, он становится любимцем публики, а смертная казнь может и не состояться.

Ник снова на шаг впереди Эми, что пробуждает в ней интерес к своему мужу. «Парадокс страсти» вновь начинает действовать,  из-за чего столь прилежный, богатый и спокойный бойфренд Дези Коллингс полностью перестает интересовать Эми. Она видит в нем только дополнительный трамплин, чтобы вновь вернуть свое превосходство в супружеской жизни с Ником.

Исчезнувшая (2014) Дэвида Финчера - смысл и объяснение фильма

При всей боли, что супруги причиняют друг другу, нельзя не отметить, что они оба крайне недовольны. Ведь даже Ник, который с большой неохотой и страхом воспринял возвращение жены, согласен с ее словами: «Ты нравился себе больше тогда, когда отвечал моим требованиям».

Воздействие масс-медиа на общественное мнение

Еще одна тема, поднимаемая режиссером в фильме – это влияние средств массовой информации на мнение общественности. Этой проблемы Финчер уже касался в «Бойцовском клубе», когда подпольная организация Тайлера Дердена пыталась уничтожить общественные институты, которые учат людей: как надо жить,как надо одеваться, как нужно думать. В «Исчезнувшей» нет попыток разрушить источники массовой информации, а лишь показываются те последствия, которые они оказывают на нашу жизнь.

В руках Эмми телевидение и интернет стали источниками мести,способом доказать миру свою правоту и уничтожить жизнь Ника. Подстроенные улики против мужа, хорошая репутация «Супер Эми» и вот уже падкие на сенсации журналисты и телевизионная программа еще до начала суда объявляют Ника убийцей и извращенцем, который спит со своей сестрой.

Сегодня людей не интересует правда, в первую очередь для них важно шоу, в котором проигравший может запросто лишиться жизни.

Исчезнувшая, смысл фильма и объяснение концовки

Вывод о смысле фильма

«Исчезнувшая» – это произведение, в котором в гиперболизированной форме показывается, насколько сложным может быть брак и на что способны люди ради сохранения любви. Конечно, очень легко обвинить Эми в психопатических наклонностях и неадекватности, но не все так просто, она лишь играла в собственную «игру». В эти игры играет каждый из нас: мы стараемся стать лучше в глазах других людей, постоянно видоизменяем свое поведение, подстраиваемся под требования общественности.

Так и с Эми, она не «Монстр». Обличить ее в неадекватности было бы самым простым решением. Жена Ника старалась соответствовать высоким ожиданиям своих родителей и мужа. Эми не сумасшедшая, даже наоборот, пытаясь конкурировать с образом «Супер Эми» она стремилась сохранить рассудок и самооценку. Ей нужно быть лучшей, именно так ее воспитывали.

Исчезнувшая, смысл фильма и объяснение концовки

Согласно словам французского психоаналитика Жака Лакана: «Бойтесь настоящей женщины, она пойдет до конца». Эми как раз и была такой женщиной, именно ее хотел видеть рядом с собой слабохарактерный Ник. Но так как любые взаимоотношения – это обмен, нужно соответствовать уровню партнера и тщательнее выбирать спутника жизни. Если предаться иллюзиям и выбрать в качестве партнера человека многократно более сильного, можно проиграть в «парадоксе страсти» и стать заложником брака.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.