Смысл фильма «Престиж»

Смысл фильма «Престиж»

Наживка, превращение, престиж. Фильм «Престиж» Кристофера Нолана построен по схеме образцового фокуса.

Фокусник Роберт Энджиер, он же Великий Дантон, борется за звание лучшего с другим фокусником — Альфредом Борденом, более известным как Профессор. Обычное профессиональное соперничество. Наживка.

Но однажды Великого Дантона находят мёртвым за кулисами во время выступления, а виновным в смерти признают его соперника — Профессора, и тот отправляется на казнь. Превращение.

И наконец, престиж. На месте погибшего Дантона оказывается его таинственный двойник — лорд Колдлоу. На месте казнённого Бордена — его брат.

Развязка — самая сложная для понимания часть фильма. Поэтому сегодня я отойду от своей обычной схемы: буду объяснять смысл фильма «Престиж» не с начала, а с финала. Затем отвечу на другие частые вопросы зрителей, а в конце статьи разберу темы и мотивы, которые появляются в фильме.

Смысл фильма «Престиж»

Смысл фильма «Престиж» кроется в развязке

«Престиж»: смысл финала

Чтобы разобраться в концовке фильма «Престиж», надо, во-первых, понять логику Энджиера, а во-вторых — принцип работы его машины. Начнём с машины. Когда Энджиер предлагает Тесле деньги, он рассчитывает получить аппарат, который сможет телепортировать человека. С помощью телепортации он хочет повторить коронный номер Бордена. Но машина Теслы работает не совсем так, как надо: она не перемещает объект, а создаёт его точную копию.

Важно понять, что копия, созданная машиной, не просто повторяет оригинал, — она фактически равна оригиналу. Вспомните, когда Роберт впервые видит действие машины и спрашивает у Теслы: «Какая из них [шляп] моя?», тот отвечает: «Все». Поэтому любая копия самого Роберта, которую он создаст с помощью машины, будет обладать его личностью, мыслями, воспоминаниями. Даже если Роберт-оригинал погибнет, Роберт-копия сможет продолжить жизнь за него.

С помощью машины Энджиер мог бы создать себе двойника, вместе с ним отработать номер «Перемещение человека» и спокойно жить дальше, пожиная плоды своего успеха. Но его целью уже давно стало не просто превзойти Бордена, а уничтожить его. Поэтому Энджиер разрабатывает хитроумный план. Он заключает с театром договор на 100 выступлений. Энджиер делает ставку на любопытство Бордена: узнав об успехе противника, тот непременно явится на представление и попытается разведать, как Энджиеру удалось скопировать его номер.

Смысл фильма «Престиж»

Энджиер знает, что рано или поздно Борден придёт посмотреть его выступление

Во время каждого исполнения номера «Перемещение человека» Роберт Энджиер подвергает себя воздействию машины, и та создаёт его точную копию на некотором расстоянии, как раз за ширмой в конце зрительного зала. Затем под Робертом-оригиналом проваливается пол, и он падает в ящик, наполненный водой, где, разумеется, тонет. Роберт-копия появляется из-за ширмы под овации зрителей.

Никто, кроме самого Роберта, не знает об этом секрете. Его ассистенты — слепые, а инженера Джона Каттера фокусник не подпускает к организации своего коронного номера. Каждый раз после представления слепые помощники увозят ящик с водой и трупом Роберта-оригинала в здание заброшенного театра.

Как мы помним, Роберт-копия обладает личностью Роберта-оригинала и продолжает жить его жизнью. Но всё-таки зачем фокуснику каждый раз убивать самого себя таким изощрённым способом? Дело в том, что Роберт не знает, на какое из его выступлений явится Борден. Может быть, на второе. А может быть, на девяносто второе. Но он ждёт его каждый раз, и каждый раз разыгрывает эту драму исключительно ради Бордена.

Смысл фильма «Престиж»

Роберт Энжиер на каждом выступлении создаёт собственного клона с помощью машины Теслы

Раз за разом Роберт убивает одну половину себя в надежде, что именно на это представление придёт любопытный Борден. Наконец, Профессор действительно появляется в зрительном зале и проходит за кулисы. Там он видит ужасную сцену, которая уже много раз повторялась в ожидании его визита: Роберт задыхается внутри ящика с водой. Нетрудно заметить, что Борден напуган и пытается помочь Роберту. Но это его и губит: на шум прибегает Джон Каттер и ловит Бордена якобы на месте преступления. Роберт-копия, увидев, что Борден направился за кулисы, остаётся в своём укрытии не выходит к зрителям. Толпа верит, что Роберт погиб, но погиб только оригинал, а Роберт-копия торжествует и ждёт казни Бордена.

В финале Роберт-копия появляется под своей настоящей фамилией и титулом — лорд Колдлоу. Намёки на титул Роберта появляются с самого начала: он скрывает своё происхождение от Каттера; он говорит Джулии, что его фамилия слишком известна и родственники не хотят, чтобы она была связана с цирковыми представлениями; он платит Тесле баснословную сумму денег, которую он вряд ли заработал бы на фокусах.

Однако Колдлоу не успевает насладиться своей победой — его выслеживает и убивает оставшийся в живых один из братьев Борденов. Это происходит в том самом заброшенном театре, куда слепые ассистенты Роберта свозили ящики с трупами.

Нужна смелость, чтобы влезать в машину каждый вечер, не зная, кем я буду — тем, кто в ящике, или престижем. Хочешь знать, чего мне это стоило? Ты ведь видел, куда вошёл, гляди, гляди!

Эти слова, которые Роберт произносит, показывая глазами на ящики с трупами вокруг, подтверждают, что он действительно каждый раз сам подвергался воздействию машины, а не отправлял в неё, скажем, заранее созданного клона.

Смысл фильма «Престиж»

Как Борден мог забыть, какой узел он завязал в день смерти Джулии?

Другие вопросы о фильме «Престиж»

Какой узел завязал Борден?

Энджиер винит Бордена в гибели своей жены Джулии, и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Незадолго до несчастного случая Борден предлагает завязывать другой узел — двойной лэнгфорд — вместо того, который всегда использовался в номере. Джулия его поддерживает, Борден и Каттер возражают. Но во время подготовки к номеру Джулия и Борден обмениваются многозначительными взглядами. Можно сделать вывод, что Борден всё-таки завязал двойной лэнгфорд, поскольку Джулия была не против.

На вопрос Энджиера: «Какой узел ты завязал?» Борден отвечает: «Я не знаю» и пускается в путаные объяснения. Как Борден может не знать этого? Его ответ кажется абсурдной попыткой уйти от ответственности — до тех пор, пока мы не узнаём, что на самом деле Альфред Борден — это два разных человека. Один брат завязал двойной лэнгфорд и, конечно, прекрасно это помнит. Но второму брату он не рассказал, какой узел использовал на самом деле — во-первых, чтобы оградить брата от угрызений совести, во-вторых, чтобы тот не смог признать свою вину перед Робертом. Поэтому второй брат чистосердечно отвечает Энджиеру: «Не знаю».

Смысл фильма «Престиж»

Для Сары правда о муже страшнее, чем измена

Как Сара раскрыла секрет мужа?

Во время последней ссоры с Альфредом Сара говорит: «Я пойду к ней [Оливии] и всё скажу. Я знаю, кто ты на самом деле». Позже Оливия подтверждает, что Сара хотела встретиться с ней и рассказать что-то важное про своего мужа. Но как Сара могла догадаться о тайне братьев, если они так тщательно скрывали её от всех — и в первую очередь от Сары?

Я думаю, что дело в необычайной проницательности Сары. Она искренне любила Альфреда и, прожив рядом с ним много лет, увидев десятки его трюков, она смогла понять его образ мышления. Сара с самого начала могла отличить того брата, который любил её, лишь по той интонации, с которой он произносил слова «Я люблю тебя». Но тогда Сара ещё не понимала, что перед ней два разных человека.

Когда Альфред привёл свою любовницу в ресторан, от Сары не могло укрыться то, что он действительно любит эту девушку. Но при этом она точно знала, что муж любит её, Сару. Она сопоставила факты, представила себя на месте Альфреда и поняла, какой чудовищный трюк он разыгрывал перед ней всю свою жизнь. Для Сары было больнее всего осознать, что она была лишь наивной зрительницей во время этого фокуса.

Поэтому Сара хочет встретиться с Оливией, чтобы предупредить её. Она воспринимает девушку не как соперницу, а как сестру по несчастью. И поэтому Сара вынуждена покончить с собой — предательство мужа, который превратил её жизнь в представление, для неё гораздо более невыносимо, чем измена.

Смысл фильма «Престиж»

Тесла предупреждает Энджиера, что одержимость его погубит

Темы и мотивы в фильме «Престиж»

Страсть

«Однажды мои идеи уничтожат меня», — говорит Тесла Роберту Энджиеру. Каждый из соперничающих фокусников одержим одной идеей, одной страстью. Но страсть губит того, кто позволяет ей взять верх над собственной личностью.

Страсть Бордена — это всё новое, неизведанное, разгадывание загадок. В начале фильма Борден и Каттер спорят о том, кто такой настоящий фокусник. По мнению Бордена, это человек, который постоянно выдумывает новые трюки, заставляющие ломать голову не только зрителей, но и коллег-фокусников.

Именно страсть Бордена становится причиной его вражды с Энджиером. Из стремления пробовать всё новое Борден завязывает двойной лэнгфорд на запястье Джулии, несмотря на предостережение Каттера. Узел действительно оказывается опасным и губит девушку.

Энджиер делает ставку на жажду знания Бордена, когда придумывает свой последний трюк. Он знает, что любопытный соперник обязательно найдёт способ заглянуть за кулисы и увидеть, как Великий Дантон устроил свой коронный номер. Таким образом, желание разгадать тайну Энджиера губит Бордена, по крайней мере одного из братьев.

Роберт Энджиер помешан не на поиске ответов, а на славе и признании. Больше всего на свете он мечтает услышать, как толпа рукоплещет ему. Для него не так важно, кто придумал номер — он сам, его соперник или Никола Тесла. В финале, когда доведённый до отчаяния Борден отдаёт Роберту секрет своего коронного номера, тот демонстративно рвёт бумагу на клочки. Для Роберта секрет уже не имеет значения: ведь он уже одержал свою победу и добился успеха. Если бы Роберт прочитал записку Бордена, это могло бы спасти ему жизнь. Но его собственное тщеславие оказывается для него роковым.

Смысл фильма «Престиж»

Каждый из братьев потеряет свою возлюбленную по вине другого

Двойничество

У Энджиера и Бордена в фильме есть двойники — Тесла и Эдисон. Хотя сам Эдисон остаётся за кадром, их вражда с Теслой проникает на экран. Два изобретателя, которые, казалось бы, могли сотрудничать, ставят целью своей жизни уничтожить плоды работы друг друга. История их соперничества зеркально повторяет вражду двух фокусников.

Также, на мой взгляд, можно рассматривать как двойников самих братьев Борденов. Был такой образ в литературе романтизма — доппельгангер, мрачный двойник. Это человек, который крадёт личность главного героя или предвещает его смерть. Двойником могла быть тень или даже часть тела (например, как в повести Гоголя «Нос»), а мог быть невесть откуда взявшийся человек (как в повести Достоевского, которая так и называется — «Двойник»).

В фильме «Престиж» братья Бордены играют роль зловещего двойника по отношению друг к другу. Во всяком случае, когда дело касается любви. Один из братьев любит Сару, другой — Оливию. И тот, что любит Сару, вынужден молча слушать её ссору со вторым братом. Точно так же жертвы доппельгангеров бессильно смотрят на то, как рушится их жизнь по вине тёмного двойника. Из-за одного брата другой теряет Сару навсегда.

У Энджиера тоже есть двойник (помимо тех, которых он создаёт с помощью машины Теслы). Это безработный актёр Рут, которого Каттер нанимает на роль дублёра Энджиера. Рут тоже своего рода доппельгангер, только не очень зловещий. Тем не менее, он успевает приобрести определённую власть над Энджиером и срывает его выступление.

Смысл фильма «Престиж»

Для Бордена жизнь всегда была игрой. Энджиер понимает это только в финале

Жизнь как игра

В начале фильма Борден объясняет Энджиеру, что настоящая игра разворачивается не на сцене, а в жизни. Его идеал — «ревностное служение искусству, абсолютное самопожертвование». Крайнее выражение этого принципа — китайский фокусник Чан Линг Су, которым Борден восхищается. Чан Линг Су притворяется немощным стариком, но выполняет трюк, требующий хорошей физической подготовки.

Вся жизнь Бордена от начала и до конца — игра, правила которой братья не нарушают ни на секунду. Даже потеря возлюбленных, даже смерть не могут положить конец этой игре.

Роберт Энджиер понимает этот принцип только ближе к финалу фильма, когда к нему в руки попадает машина Теслы. После этого его жизнь тоже превращается в игру и бесконечное самопожертвование: он убивает себя на сцене, чтобы тут же возродиться и услышать бурные аплодисменты толпы.

Интересно? Отправь другу:
  • 3
    Поделились

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.