Смысл песни Кино — Кукушка

«Кукушку» Виктор Цой написал незадолго до своей трагической гибели, а издана она была уже посмертно на «Чёрном альбоме». Эта песня произвела огромное впечатление не только на поклонников Цоя, но и на других музыкантов, которые записали собственные версии «Кукушки». Знаменитую песню исполнила Земфира, группа Би-2, ДДТ и даже поп-певица Полина Гагарина. Каждый исполнитель привнёс что-то новое в понимание песни, но каков же её первоначальный смысл? Обратимся к построчному анализу, чтобы понять его.

Песен ещё ненаписанных сколько, скажи, кукушка, пропой — с первых же строк появляется ключевой символ песни — кукушка. Конечно, это не просто птица, это метафора судьбы, рока, некоторой обречённости. На протяжении всей песни Цой обращается к этой безмолвной «собеседнице» — кукушке. Давайте разберём этот образ немного глубже. По поверьям, если задать кукушке вопрос: «Сколько мне жить осталось?», птица прокукует столько раз, сколько вам отведено лет. Но у Цоя исчисление времени другое: не в годах, а в песнях. Здесь на первый план выходит его творчество, а не бытовая жизнь. Для него не так важно, сколько лет ещё доведётся топтать эту землю, ему хочется знать, что нового он ещё сможет написать и спеть. Причём, заметьте, предполагается, что кукушка ответит тоже песней — «пропоёт», хотя все мы знаем, что кукование этой птицы на песню мало похоже.

Смысл песни Земфира — Кукушка

Виктор Цой исполняет песню «Кукушка»

В городе мне жить или на выселках, камнем лежать или гореть звездой — эти дихотомичные образы раскрывают стремления лирического героя. Город здесь символизирует причастность к большинству, к обывателям. Выселки же — это небольшое поселение, жители которого как бы отделились от другого населённого пункта. Мне кажется, здесь выселки символизируют небольшую общину единомышленников или даже уединённую, отшельническую жизнь, которая противопоставляется большому суетливому городу (вспомните другую песню Цоя — «Муравейник»).

Что выбирает наш герой между перспективой «камнем лежать» и «гореть звездой» — тоже понятно, но заметьте, что оба этих образа связаны со смертью. Лежачий камень, под который, как известно, вода не течёт — это не только метафора обывательщины, но и символ смерти, как моральной, так и физической. Гореть звездой, освещать жизни других людей — более интересная возможность, но горение непременно предполагает сгорание, а значит, снова гибель. Вспомните в «Звезде по имени Солнце»:

И способен дотянуться до звёзд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опалённым звездой
По имени Солнце.

Кстати, солнце в «Кукушке» тоже играет не последнюю роль. Солнце моё, взгляни на меня — моя ладонь превратилась в кулак, и если есть порох, дай и огня, вот так. Здесь обращение к солнцу можно трактовать множеством разных способов — это может быть как адресация к определённому человеку, так и к нематериальной сущности, такой как счастье или удача. Я думаю, последнее ближе к истине, особенно если принимать во внимание многогранный образ Солнца в песнях Цоя. Удача отвернулась от героя, покинула его, и он просит её «взглянуть» в его сторону, осветить своими лучами. Иными словами, он просит судьбу-кукушку быть благосклоннее к нему и давать ему возможность бороться: «если есть порох, дай и огня».

Смысл песни Полина Гагарина — Кукушка

Виктор Цой исполняет песню «Кукушка»

Образ ладони, превратившейся в кулак, не менее символичен. Открытая рука, повёрнутая ладонью вверх, во все времена означала предложение мира, показывала, что человек безоружен и не собирается нападать. Открытая ладонь — знак дружбы, доброты, согласия. Но герой говорит, что его ладонь «превратилась в кулак» — именно так, не сжалась в кулак, а навсегда превратилась в него. Что означает кулак, думаю, пояснять не нужно. Никакого больше предложения мира, никакой безоружности. Герой занял враждебную позицию по отношению к окружающему миру.

Осознавая свою важную роль как творца, который должен вести за собой последующие поколения, Цой задаёт вопрос судьбе-кукушке: Кто пойдёт по следу одинокому? Сильные да смелые головы сложили в поле, в бою. Снова образ войны, битвы, но с кем же эта битва? Думаю, что здесь противоборствующей стороной является быт, тяжесть повседневной конформистской жизни, а также, возможно, давление со стороны власти. Мало кто остался в светлой памяти, в трезвом уме да с твёрдой рукой в строю — наш герой чувствует себя тем самым воином, который остался один в поле. И он сомневается, что кто-то захочет добровольно повторить его одинокий подвиг, а потому задаётся вопросом — нужны ли все его «ненаписанные песни» или в них нет никакого смысла? Но это остаётся за строкой, за кадром.

Цой исполняет «Кукушку»

Виктор Цой исполняет песню «Кукушка»

Где же ты теперь, воля вольная, с кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь, ответь — вот уже в третий раз герой задаёт вопрос не конкретному человеку, а абстрактной сущности. Сначала это была Судьба (кукушка), затем Счастье (солнце), а теперь — Воля. На первый взгляд можно подумать, что такой вопрос может быть адресован женщине, но я думаю, что под словами «с кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь» буквально подразумевается извечный вопрос «кому на Руси жить хорошо?». Если я сейчас не чувствую себя свободным, если я не на воле, то кто же? Вот что хочет узнать лирический герой.

А свободным он действительно себя не чувствует: Хорошо с тобой да плохо без тебя, голову да плечи терпеливые под плеть. Такова цена неравной борьбы с окружающим миром, с системой, в которой некому поддержать одинокого воина. Но заметьте, что голова и плечи названы «терпеливыми», это явно указывает на усталость, желание прекратить битву. Сможет ли это сделать человек, чьи ладони уже превратились в кулаки от этого состояния постоянной войны, в котором он находится? Ответ мы уже не узнаем, ведь по воле судьбы-кукушки Виктор Цой завершил свой жизненный путь, и смысл песни «Кукушка» нам остаётся толковать, опираясь лишь на собственные догадки.

4.8 20 голоса
Рейтинг статьи
guest
14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Размышляющий у парадного подъезда
Размышляющий у парадного подъезда
5 лет назад

Очень вдумчивая рецензия, спасибо!

Ольга
Ольга
4 лет назад

Очень люблю эту песню!!!

Андрей
Андрей
4 лет назад

Светлая память! Золото, а не песни!

Константин Голава
Константин Голава
3 лет назад

Ну, «выселок» — это всё же не совсем то, о чём пишет анализирующий песню. Надо понимать исторический контекст, в котором жил Цой. «Выселок» — это, судя по всему, так называемый «101-й километр», поселения, которые находились в более чем сотне километров от крупных городов. В такие поселения ссылали неугодных режиму и членов их семей.

Максим
Максим
3 лет назад

Не думаю, что под «терпеливыми плечами» Цой имел ввиду усталость — это может означать, наоборот, готовность терпеть гнёт системы и бороться до конца.

Irina
Irina
3 лет назад

Какая херня! Начало заинтриговало. Но потом одни выдумки! Послушайте правильно кукушку! Его как Талькова за «я вернусь» убили ! Их убил наш сована! За песни! Потому что они скрыто пели о свободе!

Алекс
Алекс
3 лет назад

У меня учительница литературы, так же притягивала….
Стремно…

Аст
Аст
3 лет назад

В обзоре слишком много воды и мало сути. Весь разбор совсем не о том. Графоманство и не более

Пипец
Пипец
2 лет назад

Да о своей бывшей он писал

Александр
Александр
2 лет назад

Глупое рассуждение трека… в 2021г совсем другой смысл

мимо проходил
мимо проходил
2 лет назад

посомневались в начале, посомневались в конце, а в основном уверенно обосновываем личные домыслы. я бы добавил оговорок в теле самого текста

Сёмка
Сёмка
2 лет назад

Он боялся. Вот и спел, напоследок…

Последний раз редактировалось 2 лет назад Сёмка ем
Одиссей
Одиссей
1 год назад

В трудное и сложное время для человека, песни Виктора Цоя могут сильно поддержать и дать волю к победе.

Виктор
Виктор
11 месяцев назад

Знаете, а я вот не согласен со многими выводами, которые вы делаете.
1 . Про кукушку другого мнения нет. Автор измеряет свою жизнь в песнях.
2 . Город/Выселки — в советское время не угодным могли запретить жить в городе и отправить жить в деревню (выселки). Вопрос о том, будет ли герой за своё творчество ограничен в правах?
3 . Камень/Звезда — у Вас очень близко как мне кажется. Камень сам себя с места сдвинуть не может на него действует сила притяжения земли, снова ограничение. Звезда (как наше Солнце) — является статичной, ничем не ограничена и наоборот является центром притяжения других планет, горит уже миллионы лет и никак не сгорит.

4 . В припеве я как раз считаю, что герой обращается к близкому человеку, с которым он делится своими переживаниями. Про открытую ладонь у Вас всё так, но потом «…взгляни на меня. Моя ладонь — превратилась в кулак» Воспринимаю это как еще один вопрос «Посмотри, во что я превратился?» Из открытого к людям и общению — свободного (вспоминаем камень и выселки), я превратился в закрытого и агрессивного человека. Чему тут же даётся подтверждение «если у тебя есть порох — дай мне огня, вот так…» (порох+огонь=взрыв,разрушение). Что именно ему хочется разрушить? Себя? Он не может принять себя в таком виде? Словосочетание «вот так», как мне кажется в этой песне довольно важное и используется как некая черта, герой подвел итог всей диспозиции которую он задал в первом куплете.

5 . Дальше герой уже не думает о себе и задает новые вопросы. Кто пойдёт по следу одинокому? Кто продолжит его дело? И сам же на этот вопрос даёт ответы: Сильные и смелые — погибли в бою. (тут стоит задать себе вопросы о природе войн, как и ради чего они начинаются и чем заканчиваются?) Частично герой на это отвечает «Мало кто остался в светлой памяти и с твердой рукой в строю», он не один, но ему явно одиноко, среди тех кто его окружает он не видит тех, кто может продолжить его путь.
6 . Еще один момент по припеву, обращаясь к Солнцу, он просит его на него посмотреть. Почему оно на него не смотрит сейчас? Изменения в любимом человеке Солнцу тоже не нравятся, оно не хочет их видеть, отворачивается?
7 . Тут снова мы не сходимся. Где же ты воля, вольная с кем встречаешь рассвет? Это факт обличенный в форму вопроса из которого следует, что герой не чувствует себя свободным. И тут же не получив ответа говорит, что на свободе — хорошо, а без неё — плохо. Вариант с волей — которая сила воли, волевой дух и т.д. я отметаю, так как это совсем не вписывается в общую канву повествования, рефлексии на счет отсутствия силы воли и желании её обрести раньше не было, героя песни явно волнует именно свобода.
8 . Про головы и плечи под плетью — тут уже прямым текстом итог. Все кто остался, не смог сопротивляться системе, но мог терпеть отсутствие свободы, стали рабами.

Это очень печальная песня, где автор наглядно показал, какую цену может заплатить общество, терпеливо жертвуя своей свободой.