Бэтмен – это персонаж, которого знают все, и который пережил не одно экранное воплощение. Кто только не брался за эту роль: от молодого и обаятельного Майкла Китона, в зрелом возрасте снявшегося в отчасти биографичном фильме «Бёрдмен», до сорокалетнего Бена Аффлека, чье унылое выражение лица стало одним из самых популярных интернет-мемов. То же можно сказать и о режиссерах. Тим Бёртон и Джоэл Шумахер подарили нам что-то вроде сказки, Зак Снайдер – классические фильмы о супергероях в духе второй половины 2010-ых годов.
По сути, о каждой серии фильмов про Бэтмена можно сказать, что она по-своему уникальна. Но все же трилогия Кристофера Нолана с Кристианом Бэйлом в главной роли стоит немного особняком, потому что она не похожа не только на остальные серии фильмов о «человеке-летучей мыши», но и на фильмы о супергероях в принципе. Возможно, только этой трилогии удалось в какой-то мере передать ту мрачность, безысходность и отчаяние, которыми пропитаны многие комиксы от DC, и которые существенно отличают эту вселенную от вселенной Marvel.
Начало
Первый фильм серии вышел в 2005-ом году и вполне ожидаемо взорвал мировой кинопрокат, причем хвалебные оды ему пели не только поклонники DC, Бэтмена, Кристофера Нолана или Кристиана Бэйла, но и многочисленные профессиональные критики, которые до этого не слишком жаловали картины подобного плана.
Классическая история детства
Все начинается со старой, как мир, истории происхождения нашего любимого героя. Он боится летучих мышей, он теряет родителей в восьмилетнем возрасте, он привязывается к своему дворецкому и он наследует многомиллионное состояние. Слушание по делу об убийстве четы Уэйнов продолжается много лет и не заканчивается ничем, а Готэм-сити, тем временем, все глубже грязнет в пороках и преступности. И то все – отражение реального положения вещей, пускай и гипертрофированное, художественное и метафорическое.
Темно, мрачно и реалистично
Этот фильм показывает проблемы настоящими, устрашающими. Здесь не пытаются выставить бандитизм чем-то малозначительным и легко устранимым, делом глупых неудачливых злодеев, для победы над которыми герою достаточно надавать им немного пинков. Здесь как будто говорят: «Посмотрите на этот город и посмотрите на свой мир. Такая ли большая между ними разница? Когда вы перестали видеть то, что происходит на самом деле?»
Повзрослевший Брюс Уэйн находит утешение в организации под названием «Лига Теней», которая должна помочь ему обрести силу, чтобы спасти родной город. Но этот фильм не был бы самим собой, если бы наставники будущего Бэтмена оказались добродушными сенсеями, щедро делящимися с ним своей мудростью. Вместо этого они решают уничтожить оскверненный, кровоточащий, погрязший в насилии Готэм.
Перевоплощение Брюса Уэйна в Бэтмена
На фоне этой катастрофы, кажущейся неотвратимой, и происходит становление Бэтмена как спасителя. Здесь появляется и современный вариант классического костюма супергероя, и его «пещера», и различные фирменные приспособления для борьбы с преступностью, и, конечно же, Бэт-сигнал. Злодеи оказываются повержены, друзья главного героя – пока что спасены, но это не значит, что зрителям дадут свободно выдохнуть. Не покидающее предчувствие катастрофы, атмосфера поразившей Готэм-сити тяжелой болезни, которую нельзя просто вырвать на корню, остаются висеть в воздухе и говорят о том, что абсолютного хэппи-энда здесь не будет.
Темный рыцарь
Вторая часть серии стала классикой практически сразу после выхода. Это, конечно, во многом связано с блестящей игрой Хита Леджера, посмертно получившего премию «Оскар» за роль Джокера. При всем уважении к невероятному Джеку Николсону, сыгравшему эту роль в фильмах Тима Бёртона, или, например, к психоделической игре Джареда Лето в «Отряде самоубийц», игру Леджера можно без зазрения совести назвать шедевральной. Умерший в расцвете сил, актер, возможно, отчасти и был обязан своим подавленным состоянием тому, насколько сильно и глубоко он вживался в каждую роль. Его Джокер – это персонаж, в котором все продумано и реализовано на 100%.
Вывернутые наизнанку души
В сиквеле «Темного рыцаря» борьба с преступностью и попытки спасти город немного отходят на второй план. Внимание зрителей сосредотачивается на людях, на их судьбах, поведении, отношениях, на их моральных качествах и чувстве долга. В этом фильме сценаристы окончательно доказывают нам, что мы смотрим не семейный фильм, заканчивающийся на «и жили они долго и счастливо», а картину, которую не побоялись украсить страданиями и болью. Сценаристы безжалостно убивают подругу детства Брюса Уэйна – Рэйчел Доуз, да еще и рассказывают нам, что она была влюблена в Харви Дента, а не в Бэтмена.
Харви Дент, «Белый Рыцарь Готэма», защитник простых людей и неподкупный окружной прокурор, сходит с ума на почве гибели возлюбленной. И эта линия, возможно, гораздо важнее всех остальных сюжетных поворотов в фильме. Что бы сделал каждый из нас, если бы любовь всей его жизни была бы безжалостно убита? Можно ли продолжать верить в справедливость, стремиться нести добро и действовать в соответствии с законом, если ты сталкиваешься с несправедливостью настолько близко? Харви не может. И мы наблюдаем, как один из сильнейших персонажей неловко, грубо, до хруста в костях ломается, становясь кем-то совсем иным.
Неидеальный план Джокера
Джокер подстраивает это и многое другое, захватывает в заложники значительную часть города, но просчитывается только в одном: люди далеко не всегда готовы убить других людей, чтобы спасти самих себя. И это – пожалуй, единственное светлое пятно во всей истории, потому что заканчивается она печально. Харви погибает, а Бэтмен, чтобы не убить в людях надежду, берет вину за все его проступки на себя. Просто потому, что порой нет другого выбора, кроме как пожертвовать собой ради других.
Возрождение легенды
Финальная часть трилогии пестрит событиями, новыми персонажами и все более жесткими переворачиваниями сюжета с ног на голову. Брюса Уэйна со всех сторон окружают то ли друзья, то ли враги, его компания разоряется, его друга чуть ни убивают, его город пытаются уничтожить, и у него появляются две новые подруги, из которых наиболее опасной, естественно, оказывается та, что выглядит наиболее внушающей доверие.
Сгущающиеся тучи
Со всем этим нагромождением Кристофер Нолан, сценаристы, актеры и все люди, работавшие над фильмом, умудряются справиться практически на высшую отметку. По сути, все это – не прихоть и не недостаточная проработка сюжета. Все это необходимо, чтобы заставить зрителей понервничать. Мы должны прочувствовать, что все, что мы видели до сих пор, было не так уж и страшно. Мы должны увидеть абсолютное зло и абсолютную безысходность, а также прорастающие из грязи ростки человечности.
Бомба, способная превратить весь город в зияющий кратер, усыпанный останками человеческих тел, в «Возрождении легенды» не кажется эфемерной выдумкой, с которой герой расправится по щелку пальцев. Она нависает прямо над зрителями вечным вопросом: способно ли добро победить зло? И это не тот случай, когда мы заранее знаем, что все пойдет хорошо. Это тот случай, когда понимаешь: если на экране все закончится плохо, ты не сможешь прийти в себя еще несколько часов после завершения просмотра фильма.
Относительно светлый конец
К счастью, фильм в частности и трилогия в целом заканчиваются на позитивной ноте. Выстраданный, потасканный, замученный – но все же хороший конец, несмотря на все плохое, что ему предшествовало. «Бэтмен» Кристофера Нолана – это не то, что обычно представляют собой популярные фильмы по комиксам. Но от этого он не становится менее прекрасным.
Лучший бэтмен. Игра актёров на высоте.