«Столкновение»: расизм в современном обществе или все люди одинаково реальны

Спасибо создателям картины за яркую работу, оставляющую след в памяти и заставляющую отказаться от стереотипов. Неожиданный (но не случайный) обладатель сразу трех Оскаров, динамичный фильм-драма канадского сценариста и режиссера Пола Хаггиса «Столкновение» / Crash (2004) — на первый взгляд, остросоциальное кино об актуальных проблемах современного общества. Однако если посмотреть глубже, смысл картины далеко не столь однозначен.

Города и государства XXI столетия населяют тысячи представителей различных этнических групп. Не секрет, что все люди разные: цвет кожи и темперамент, пол и возраст, материальное положение, вкусы и понятия — различия очевидны. Как ведут себя разные люди в сложных ситуациях, способно ли современное общество в принципе объединить народы?

Зрительскому вниманию предлагаются несколько сюжетных линий, в каждой из которых так или иначе задета тема расизма, столкновения различных культур и жизненных позиций. Некоторое преувеличение присутствует, этот режиссерский ход помогает сфокусироваться на обозначенных проблемах.

Смысл названия

Английское название фильма «Crash» можно перевести скорее как авария, крах, крушение. Столкновение — русский вариант названия, далеко не самый явный перевод. Но применительно к сюжету киноленты, пожалуй, наиболее правильный.

Слоган фильма очень удачен.

Мы разные, но мы обречены столкнуться.

Фактически смысл названия гораздо шире, чем просто аварийная ситуация — столкновение автомобилей. Столкновение характеров, интересов этнических групп и социальных слоев ежечасно происходят не только в США. В 90-е годы прошедшего века республики постсоветского пространства столкнулись с межнациональными конфликтами, с тех пор ситуация не стала спокойнее. Европейские государства также очень хорошо знакомы с национальной напряженностью, эта проблема весьма актуальна.

Если копать еще глубже, в английском названии можно углядеть намек на крах системы многонационального общественного устройства в целом. Определенная целесообразность в этом есть, однако по мере развития сюжета становится более очевидным уклон в психологию.

Конфликты больших городов

По каким причинам конфликтуют герои фильма? Дорожно-транспортные происшествия, криминальные или бюрократические стычки, придуманные обиды из-за непонимания, перенос личных сложностей на посторонних людей — подобные поводы для конфликтов во всем мире одинаковы.

Агрессия не имеет национальности. Ритм жизни больших городов способствует развитию напористости, недружелюбия и росту уровня агрессии. Неужели в жителях мегаполисов вскоре совершенно не останется доброты, а приветливость будет непозволительной роскошью?

Режиссер Столкновения не согласен с такими мрачными прогнозами и предлагает свое видение решения вопроса.

Начало и финал закольцованы

Фильм начинается с аварии, столкновения двух автомобилей. За рулем обоих транспортных средств — женщины, латиноамериканского и азиатского происхождения. В момент конфликта обе ведут себя достаточно агрессивно, звучат взаимные оскорбления, в том числе расистского толка. Финальная сцена — такая же: вновь авария, конфликт водителей, взаимные нападки.

На протяжении почти двух часов экранного времени зрителям открывается, насколько тесно переплетены судьбы героев, поначалу казавшиеся никак не связанными.

Закон и беззаконие

Невозможно обеспечить законность в стране без доверия населения органам правопорядка. К сожалению, беззаконие пускает корни не только в преступной среде.

Банальная ситуация: хороший полицейский и плохой полицейский. Плохой Райан поступает дурно, вследствие чего хороший Хансен отказывается работать с ним в паре. По мере продвижения к финалу вектор зрительских симпатий меняет направление на 180 градусов. Хансен оказывается ничтожным слабаком, а Райан… Мы же не знали, насколько все сложно в его судьбе.

Я знаю, я вам не нравлюсь — я сволочь. Но отец мой не заслужил таких страданий.

На определенном этапе стражи закона из фильма, увы, совершают преступления. Но и сочувствия они тоже заслуживают.

Метаморфозы психологии или многозначность личности

На что способен среднестатистический Homo sapiens в минуты гнева, раздражения, страха? В любой момент, когда самообладание утеряно, а собственные действия вышли из-под контроля? Пол Хаггис наглядно демонстрирует в своем фильме, как по-разному может проявляться человеческая природа.

Даже хороший человек с принципами в момент стресса может обнаружить далеко не лучшие качества и совершить не самые красивые поступки. С другой стороны, и стопроцентных мерзавцев тоже не часто встретишь. Жизнь нередко предлагает ситуации, когда суть человека становится очевидной для окружающих. Иногда истинная сущность диаметрально противоположна сформировавшемуся образу.

Точка невозврата

У каждого в жизни случаются переломные моменты, их последствия непредсказуемы. Иногда катастрофические, иногда позитивные. Но с этой минуты все меняется.

Наступает момент истины, когда честный полицейский ради брата становится коррупционером, а другой честный полицейский скрывает следы своего случайно совершенного преступления. Любому унижению наступает предел — и тогда тихий и покладистый телережиссер готов вступить в схватку с двумя вооруженными бандитами, а также противостоять полиции.

Бандит и угонщик спасает десяток азиатов, отказавшись от приличного дохода, — и доволен своим поступком. А отвратительный расист спасает униженную им женщину из горящего автомобиля, при этом едва не погибает сам.

Интересные факты

  • Арнольд Шварценеггер стал участником фильма «Столкновение» в качестве губернатора Калифорнии. Его фотография висит на стене офиса лейтенанта полиции.
  • Режиссер использовал для съемок собственный дом и личный автомобиль. Причина — ограниченный бюджет картины (6,5 млн. долларов).
  • Премьерный показ киноленты состоялся в 2004 году. При этом Оскар за лучший фильм достался этой работе лишь в 2006-м.

Смысл фильма

Серьезное кино подталкивает зрителя к размышлениям не только о смысле фильма, но и о значимых вещах в жизни.

  • Расизм — это чудовищная идеология, которая разделяет народы, мешает мирному сосуществованию на общей для всех планете. Но также это мировоззрение уродует души тех, кто его исповедует.
  • Современное общество страдает от множества негативных явлений, которые ухудшают качество жизни. Повышенная агрессия и нетерпимость к «людям другого сорта» запускают цепную реакцию, что и создает горькие ситуации, подобные показанным киноисториям.
  • В каждом из нас кроются зачастую противоречивые черты характера. Вывод: явный негодяй порой способен на Поступок с большой буквы, а хороший и правильный персонаж — не всегда оказывается героем. Не бывает людей полностью плохих или идеально-замечательных.
  • Взаимопонимание — то, чего очень не хватает в окружающем обществе.

Все мы разные, но одинаково реальны. Каждый, пришедший в этот мир, ничем не хуже прочих. И проблем в этой жизни у всех хватает с избытком.

И все же, спустя сотни лет вечные слова из Священного Писания не утратили своей актуальности:

Не судите, да не судимы будете.

4.5 4 голоса
Рейтинг статьи
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Никулин
Александр Никулин
4 месяцев назад

Благими намерениями вымощена дорога в Ад. Этот фильм — фильм из эпохи когда окна Овертона распахивали настежь. Расизм с той поры поменял цвет кожи, но «Столкновение 2» почему-то никто не снимает.

Последний раз редактировалось 4 месяцев назад Александр Никулин ем