Жанр последнего фильма Стэнли Кубрика, снятого по мотивам довольно известной повести австрийца А.Шницлера «Новелла о снах» (1925-1926), можно трактовать по-разному. Это и психологическая мелодрама о браке, едва не потерпевшем крах; и полудетективная история с элементами политической конспирологии; и философская лента о сути современного мира. При желании в «С широко закрытыми глазами» можно увидеть и рождественскую сказку с хэппи-эндом, и даже легкую эротику. И все же это прежде всего фильм о том, почему люди в современном мире носят маски — и что за ними скрывается.
В чем основная идея фильма?
Чтобы понять замысел режиссера, необходимо обратиться к теории социальных ролей. Согласно ей каждый человек, стремясь успешно функционировать в социуме, ведет себя определенным образом, словно надевая социальную маску ученика, покупателя, начальника и т.д. Это упорядочивает коммуникацию и делает жизнь предсказуемой, но Стэнли Кубрика интересует, что же происходит с людьми, когда они выходят за рамки привычных ролей и снимают маски. Неудивительно, что именно маска становится главным символом фильма.
Кто и какие маски носит в фильме?
Ответ на этот вопрос прост: маски носят все, кроме маленькой Хелены. При этом под маской респектабельного дельца скрывается любитель сомнительных удовольствий и член странного клуба; под маской наркоманки и девушки по вызову — страдающая и способная на поступок личность; под маской преданной дочери больного старика — одержимая страстью к доктору Биллу женщина. Да и сам Билл и его жена, как внезапно выясняется, немного не такие, какими представляли себя и друг друга.
Что происходит с Биллом и Элис?
В начале фильма мы видим почти идеальную семью из глянцевых журналов, но достаточно им выйти за пределы уютного домашнего мирка, как их встречают соблазны. Вечеринка в доме Циглера с ее гламурной и опьяняющей атмосферой становится первым и пока еще легким испытанием верности главных героев, которое они с честью выдерживают.
А вот разговор по душам, затеянный Элис, оказывается роковым: доселе благополучный брак начинает трещать по швам. И хотя Элис рассказывает не о реальной измене, Биллу, который никогда не ревновал жену, хватает даже фантазий о другом мужчине, чтобы утратить душевное равновесие и отправиться на поиск приключений. Он шокирован тем, что, оказывается, совершенно не знал Элис; он потрясен, что их идеальный брак на поверку оказался далеко не идеальным.
Зрителю же предлагается широкий спектр тем для размышлений. Насколько нужна нам истина друг о друге? И точно ли откровенность лежит в основе благополучного брака? Возможно, лучший способ его сохранить — это не задавать лишних вопросов, не копаться в своей душе и не снимать маску образцового партнера ни с себя, ни с другого человека.
Темная сторона Билла
Когда привычный мир главного героя рушится, он пытается найти утешение на теневой стороне жизни. Примечательно, что все эпизоды, связанные с этой стороной, совершенно однотипны: Билл сталкивается с соблазном, на миг ему поддается, но «грехопадения» так и не происходит. При этом уровень соблазнов все ниже и ниже: от влюбленной в него вполне приличной дамы, дочери его многолетнего пациента, до мерзкой сцены в магазине «Радуга», где несовершеннолетняя девушка предоставляет эротические услуги немолодым извращенцам.
Критики справедливо отмечали, что носительниц соблазна можно трактовать как проекции желаний главного героя, обреченного оставаться наблюдателем. Но есть еще один аспект: Билл боится пойти до конца, потому что он не готов узнать всю правду о своем теневом «Я». Его сознание разрывается между страхом и любопытством вплоть до посещения весьма странного сборища.
Что происходило на вилле?
Простодушный музыкант Ник, бывший однокурсник главного героя, склонен считать сборище людей в масках обычной оргией — пусть и с участием очень красивых женщин. Но музыка, которой сопровождается ритуал в начале — это церковная месса, которую играют в обратном порядке; все собравшиеся хорошо знают друг друга; атмосфера происходящего — меланхоличная и тягучая, как при слегка замедленной съемке. На этой странной оргии никто не хохочет и не веселится, наоборот — все дьявольски серьезны.
Таким образом, режиссер ясно дает понять, что все куда сложнее и перед нами — ритуал, подозрительно похожий на черную мессу, а его участники — не случайные любители разврата, а члены тайного клуба, объединяющего сильных мира сего. Вполне возможно, что туда входят и те, кто управляет миром, в котором живут миллионы рядовых Биллов и Элис. Мы не видим их лиц, не знаем их имен. Кубрик намеренно оставляет пространство для гипотез и аналогий, называя по имени лишь одного члена клуба — мистера Циглера. Именно он слегка кивает Биллу (впоследствии Циглер расскажет, что Билла выдала квитанция из магазина «Радуга», выписанная на его имя и найденная охраной в кармане пальто).
Почему Мэнди спасла Билла?
Девушка в маске со страусиными перьями, дважды пытавшаяся уговорить Билла уйти — это Мэнди, которой он помог после передозировки в доме Циглера, но узнала ли она доктора в плаще и маске? Режиссер не дает однозначного ответа на этот вопрос, и потому поведение Мэнди можно объяснить по-разному.
Если она узнала Билла, то вполне понятно ее желание спасти единственного мужчину, отнесшегося к ней по-человечески, как к личности, а не как к куску мяса. Если нет, то, возможно, Мэнди движет стремление к самоуничтожению, проявляющееся и в ее влечении к наркотикам. Бывшая королева красоты устала от жизни, которую вела, и потому принесла себя в жертву вместо Билла. Впрочем, есть еще и версия Циглера: не было ни жертвы, ни казни, а Мэнди умерла от случайной передозировки.
Правду ли говорит Циглер?
Циглер, возможно, самый противоречивый персонаж фильма, и режиссер намеренно оставляет часть его личности в тени. Очевидно, что ему нужен Билл, он к нему привык, и потому Циглер всячески старается успокоить доктора. Всем фактам, которые приводит Билл, он дает вполне убедительное объяснение — или такое, которое невозможно проверить. Но в искусно сплетенном объяснении Циглера есть слабое звено. Он уверяет Билла, что Мэнди, заменившая собой доктора, всего лишь разыграла представление, чтобы его напугать. Но ведь в тот момент Билл не мог знать, что случится с Мэнди, и тем более, что речь идет о жизни и смерти! О спектакле Циглер заговорил лишь тогда, когда Билл показал ему газету с некрологом. Таким образом, Циглер лжет, и Мэнди — а возможно, и Ник — были убиты.
Дополнительное подтверждение, что речь идет не об игре, Билл получает, вернувшись домой и увидев, что на подушке рядом со спящей женой лежит потерянная им маска.
Почему возле Элис лежала маска?
Некоторые зрители полагают, что маска свидетельствует о том, что Элис также была на оргии, но такая трактовка неверна. Появление маски — предупреждение Биллу и одновременно намек, что пора возвращаться к привычной социальной роли, т.е. надевать маску респектабельного доктора, живущего работой и семьей. Билл плачет при виде маски, впервые ощутив со всей остротой, как иллюзорны благополучие и безопасность его маленького мира и как далеко он зашел, побуждаемый ревностью и любопытством.
В чем смысл финальной сцены?
Разговор Билла и Элис в супермаркете — попытка сформулировать сценарий дальнейшей жизни. Элис говорит о том, что было наяву (имея в виду приключения Билла) и во сне (имея в виду свои фантазии об офицере), и предлагает закончить этот эпизод их жизни, т.е. вернуться в привычный и предсказуемый мир. Супруги убедились, какими опасностями чреваты откровенность и выход за рамки привычных ролей.
В чем смысл названия фильма?
Парадоксальным образом фильм Кубрика перекликается с вышедшей в том же году «Матрицей»: если хочешь комфортного и сытого бытия — не задавай ненужных вопросов, не задумывайся над тем, кто правит миром, короче, честно играй свою роль.
Хочешь выйти из матрицы? Тогда готовься к очень большим проблемам. Герои фильма выбрали первый вариант. Они постараются забыть все, что узнали о себе и других, и будут жить, как подобает — с широко закрытыми глазами.
А как узнал Виктор Билла в маске на вилле, что кивнул ему? Как узнала Мэнди Билла там же, что сразу подошла к нему с предупреждением?
По квитанции в кармане и то, что все приехали на шикарных машинах, а он на такси. Сразу всех предупредили о новичке
Чек в кармане с его именем
Билл приехал на такси, все гости были на лимузинах, этим и он привлек внимание.После когда проверили его плащ нашли чек на пракат костюма, там как раз когда он кивает им головой на вечеринке, они уже знали всё о Билле.
Меньше знаешь — крепче спишь! Вот смысл фильма
Весь фильм — сплошной Фрейд, который давно доказал существование подсознательного. Это подсознательное живет в каждом с детства и от него, желаешь или нет, никогда не избавиться. Оно все равно всплывет, рано или поздно.
Ничего такого он не доказал. Всего лишь гипотеза. Как у Маркса что обществом движет развитие производительных сил.