"Рога": фильм о мщении, внутренних демонах и пользе масок

Рога (Horns, 2013) скрытый смысл фильма

Не так часто бывает, чтобы фильм, снятый по культовой книге, главного героя которого играет молодой актер, прославившийся благодаря экранизации другой культовой книги (точнее, книг), не вышел в широкий прокат и вызвал разноголосицу в дружных рядах критиков. Но с фильмом «Рога» А.Ажа получилось именно так. И если решение продюсеров не пускать «Рога» на большой экран еще можно понять: в конце концов, это фильм не для всех, то широкий диапазон критических оценок выглядит весьма любопытно.

Рецензенты не смогли придти к единому знаменателю даже в определении жанра; что уж говорить о спорах, точно ли воспроизведены сюжетные линии и герои романа Дж.Хилла на большом экране. Лишь в одном критики едины: «Рога» заслуживают внимания, а это значит, что к фильму стоит присмотреться даже тем, кто не только не читал роман Хилла, но даже не слышал  о таком писателе.

Роман и фильм

Вышедший в 2010 г. роман «Рога» является вторым крупным произведением американского писателя Джо Хилла. Хоть Хилл и является сыном Стивена Кинга, пишет он по-своему, явно тяготея к сюрреализму и философским отступлениям. По понятными причинам, все размышления о высших силах остались на бумаге и в экранизацию не вошли, да и сюжет подвергся некоторым изменениям (например, в романе главный герой узнает, кто убийца, в самом начале, а линию Терри в фильме изрядно искромсали).

Но все же главное отличие заключается не в деталях, а в авторской концепции. В романе всё неоднозначно, и даже финальный поступок Мэррин с ее сверхъестественным альтруизмом не так прост: желая избавить любимого от страданий, она ввергла его душу в бездны ада. В фильме акценты расставлены очень четко, и с различением добра и зла, в отличие от жанра, вопросов не возникает.

К какому жанру относится фильм?

Проще всего сказать, признаки какого киножанра начисто отсутствуют в «Рогах» — это, конечно же, вестерн. Все остальные налицо: здесь и любовная драма, и детектив, и боевик, и психологическая драма, и мистика с готикой. Даже от социальной комедии что-то есть —  во всяком случае, трудно не засмеяться, когда персонажи озвучивают и реализуют свои тайные желания.

Но рога и прочие чудеса не должны вводить в заблуждение: перед нами не «темное фэнтези», а отличный образец кинематографического сюрреализма. Ведь сюрреализм — это не столько гротеск и абсурд, сколько художественный анализ причудливой работы подсознания, а заодно, как говаривал Бунюэль, «полное отрицание существующих ценностей». И того, и другого в фильме Ажа более чем достаточно.

Почему у Ига выросли рога?

Рога, которыми неожиданно для себя обзавелся Иг, являются главной «изюминкой» фильма и в то же время порождают больше всего вопросов: почему рога, а не что-либо иное? Любопытно, что  образ героя, способного проникнуть в тайны людей, волновал Хилла очень давно. За 10 лет до «Рогов», в раннем романе «Сюрреалистическое стекло» герой обретал такую способность благодаря фантастической линзе. Но рога, бесспорно, смотрятся куда зрелищнее, чем какая-то линза, и обладают куда более мощным символическим значением.

Первая ассоциация, возникающая при виде рогов — это дьявол и ад, но рога как символ древнее христианства. В очень многих мифологиях мира рога предстают как воплощение божественной силы и мужского начала; если ими обладает человек, то он стоит выше прочих смертных и обладает сверхъестественными способностями. Их и получает Иг Перриш.

Какие существуют трактовки происходящего?

Если не рассматривать «Рога» как обычное фэнтези, то вырисовывается как минимум три трактовки появления рогов и последующих событий.

Согласно первой, мы имеем дело с развернутой метафорой, основанной на христианской культурной традиции. В каждом человеке резвятся свои демоны, невидимые миру. Иг признал свою грешную сторону, сделал ее видимой для всех, и получил способность видеть демонов окружающих. Если продолжить анализ в этом ключе, то станет очевидно, что родных и знакомых Ига можно рассматривать как воплощение конкретного порока, например, официантка, готовая оклеветать человека ради того, чтобы попасть на ток-шоу — это олицетворение бездумного и слепого тщеславия.

Вторая трактовка предлагает считать, что все, и рога в том числе, существует исключительно в сознании главного героя. Имеет место то ли игра воображения — порождение расстроенных нервов, то ли галлюцинации, возникшие на благодатной почве алкогольного психоза, то ли обычные (точнее, необычные) фантазии.

Третья трактовка, бесспорно, самая оригинальная. Согласно ей, Иг давным-давно мертвец, он утонул в детстве, и вот теперь пришел в город грешников, чтобы расквитаться с его обитателями. И здесь продвинутый зритель немедленно вспоминает «Сайлент Хилл».

С какими известными произведениями киноискусства сравнивают фильм?

«Сайлент Хилл» с его мрачной идеей дьявольского правосудия — тот фильм, с которым критики сравнивали «Рога» чаще всего. Мотив богооставленности, бесспорно, роднит обе ленты, да и соблазн провести параллели между Алессой, разделившейся на светлую и темную половины, и Игом, из обычного юноши превратившимся в неуязвимое существо с рогами, достаточно велик. Но не меньше общего у «Рогов» с другим культовым произведением — сериалом «Твин Пикс»: от образа городка, где у всех есть двойное дно, до официантки с вишнёвым пирогом.

Среди зрителей нашлись желающие вспомнить и о экранизациях романов Роулинг, но это сравнение неубедительно и основано исключительно на личности исполнителя главной роли, хотя в Иге Перрише, добросовестно сыгранном Дэниелом Рэдклиффом, нет ничего от Гарри Поттера.

В чем смысл фильма?

На первый взгляд, главная идея лежит на поверхности, но та мысль, что в каждом человеке борются добро и зло и что все носят маски, слишком банальна, чтобы быть единственным смыслом фильма. «Рога» подкидывают зрителю много интересных вопросов, но самый интересный, возможно, звучит так: а нужно ли снимать маски? История, разыгравшаяся в ничем не примечательном городе  Гидеон-Бей, показывает, что полное обнажение душ со всеми их темными подвалами, полными монстров и грешных желаний, способно превратить жизнь в сюрреалистический кошмар.

Способность читать другого как открытую книгу делает обычную коммуникацию с этим другим практически невозможной, и должна рассматриваться как бремя, а не как дар. И если от демонов невозможно избавиться, то самое разумное — это держать их под максимальным контролем, не выпускать своих и не позволять высовываться чужим.

Читайте также:
Добавить комментарий
avatar
1000