«Доказательство»: имеют ли гении право на счастье?

Психологическая драма «Доказательство» была снята Джоном Мэдденом по его же собственному одноименному спектаклю. По словам самого режиссера, ему в принципе свойственно брать что-то из одного вида искусства и переносить это в другой, причем наличие такого опыта, во многом, помогает создать гармоничную и законченную картину.

Как ни странно, довольно интересное, красивое, грамотно выстроенное «Доказательство» оказалось гораздо менее известным проектом Мэддена, чем, например, «Влюбленный Шекспир», «Расплата» или даже две части «Отеля “Мэриголд”». Люди, все-таки посмотревшие этот фильм, в большинстве своем, относятся к одной из двух групп: успевшие заглянуть на соответствующий сеанс в кинотеатре в 2005-ом году, либо поклонники Гвинет Пэлтроу, Джейка Джилленхола или Энтони Хопкинса, решившие расширить свои знания о фильмах, в которых они когда-либо снимались.

Другими словами, «Доказательство» не назовешь фильмом-легендой, хотя у него есть все, что могло бы обусловить подобный статус. Просто он вышел, возможно, не в самое подходящее время, был снят не самым популярным режиссером и посвящен не самой остросоциальной и активно муссируемой в прессе теме.

Что есть гениальность?

Этот вопрос проходит через весь фильм красной нитью, пронизывая его насквозь. Наверное, каждый человек, родившийся без особых талантов в какой-либо сфере, иногда хотел бы оказаться одаренным. Наверное, каждый гений, вынужденный нести бремя своей одаренности на протяжении всей жизни, без остановок и передышек, хотя бы иногда мечтает стать «нормальным». Но, в конечном счете, каждый может только оставаться собой и пытаться совладать с тем, что это означает.

В фильме «Доказательство» нам показывают истории жизни сразу двух людей, чьи способности оказались намного выше среднестатистических: Роберта, сыгранного Энтони Хопкинсом, и его дочери Кэтрин, роль которой досталась Гвинет Пэлтроу. Вообще тема гениальности и сопутствующих психических расстройств используется в кинематографе крайне активно, особенно в последние пару десятилетий: такие сюжеты всегда выглядят интригующе, загадочно, неизбежно вызывают у зрителей достаточно широкий спектр эмоций и, возможно, заставляют о чем-то задуматься.

Фильм начинается с того, что Кэтрин разговаривает с призраком недавно умершего отца, созданным ее воображением

Фильм начинается с того, что Кэтрин разговаривает с призраком недавно умершего отца, созданным ее воображением

Шизофрению достаточно часто называют «болезнью гениев», хотя на самом деле она широко распространена и среди людей с заурядными способностями, просто об этом не принято говорить. Однако очевидно, что заболевание, сказывающееся на высшей нервной деятельности, искажающее мыслительные процессы человека и его картину мира, и гениальность, в принципе предполагающая нестандартный взгляд на вещи – понятия, существующие в каких-то достаточно близких плоскостях.

Гениальным людям в принципе непросто найти свое место в обществе. Возможно, вы слышали о такой проблеме,  как «девиантное поведение», которое чаще всего ассоциируется с подростками, выросшими в неблагополучных семьях и перенявшими криминогенные привычки своих родителей. Но мало кто знает, что многие исследователи относят к понятию социальной девиации также и детей одаренных, талантливых, гениальных, поскольку им адаптироваться к жизни среди «нормальных» людей так же сложно, как и агрессивным, озлобленным и мятежным подросткам.

Кэтрин с трудом вписывается даже в учебный процесс, хотя преподаватель пытается ее "вытянуть"

Кэтрин с трудом вписывается даже в учебный процесс, хотя преподаватель пытается ее «вытянуть»

Это мы и наблюдаем по ходу развития сюжета и во время флешбэков: Роберт и Кэтрин вроде бы и не изгоняются обществом, но вполне однозначно в него не вписываются. На их фоне здравомыслящий Гэрольд Допс, сыгранный Джейком Джилленхолом, и прагматичная Клэр, роль которой досталась Хоуп Дэвис, выступают в качестве некоего ориентира на «нормальность». Они как бы оттеняют их сумасбродство, придают ему определенную фактуру, позволяя отчетливее увидеть игру света и тени на каждой неровности взятых ракурсов.

Что есть любовь?

Любовь здесь тоже представлена двумя основными составляющими: отношениями между Кэтрин и ее отцом, а также завязывающейся и развивающейся романтической линией между все той же Кэтрин и Гэрольдом.

Первая любовь – болезненная до невозможности. Тяжелая, порой даже невыносимая, но неизбежная и абсолютная. Отношения между Кэтрин и Робертом – это прочнейшая связь между отцом и стопроцентной «папиной дочкой», которую не может разрушить даже разрушающийся разум персонажа Энтони Хопкинса. И, если хорошенько задуматься, то все в этих отношениях становится абсолютно логичным и правильным, вплоть до отказа Кэтрин от публикации собственного открытия, до которого так и смог дойти погружающийся в пучину безумия Роберт.

Кэтрин видит, что происходит с ее отцом, ни ничего не может изменить

Кэтрин видит, что происходит с ее отцом, ни ничего не может изменить

Пожалуй, в этом заключается главное очарование «Доказательства»: в том, что любовь здесь представляется бескорыстной, а объект этой любви – важнейшей ценностью в глазах любящего. Да, можно подумать о том, что для Кэтрин было бы лучше подумать о своей карьере и своем будущем, а не об отце, который ее не ценит и практически не узнает. Но в том-то и заключается сила воли и сила любви к человеку, погибающему от тяжелого психического заболевания: в умении понимать, что он ни в чем не виноват, и что именно он был тем, по отношению к кому когда-то начали формироваться твои чувства. Он не безразличный и не эгоистичный, он не злой, и он не плохой отец – он просто болен. И он заслуживает всего, на что Кэтрин готова пойти, чтобы ему хотя бы иногда становилось хоть немного лучше.

Отношения Кэтрин с Гэрольдом лишены такого явного налета трагизма и мрачной безысходности: все-таки, Кэтрин пока остается в более-менее здравом рассудке, возможно, ей не уготована участь ее отца, и у этих персонажей еще все может сложиться хорошо. Конечно, нельзя сказать, что Гэрольд отдает свое сердце Кэтрин так же, как она свое – Роберту. Но все же он, несмотря на определенные трудности, остается с ней, и это может стать началом по-своему прекрасной и по-своему не менее крепкой любви.

"Я постараюсь найти способ получше", - говорит Кэтрин, оставаясь верной своему гению и оставаясь с Гэрольдом

«Я постараюсь найти способ получше», — говорит Кэтрин, оставаясь верной своему гению и оставаясь с Гэрольдом

Что есть «нормальность»?

«Адекватные» персонажи этого фильма не только эффектно оттеняют все особенности гениальных, но и сами выступают в качестве своеобразного примера и объекта для изучения. Все они: от ключевых до второстепенных – хоть, в большинстве своем, и не понимают Роберта и Кэтрин, однако не противопоставляются им. Режиссер не показывает их как убогих и жалких по сравнению с теми, кто носит клеймо одаренности с самого рождения. Они тоже интересны, своеобразны, порой радуют, порой раздражают и злят, но, в любом случае, являются ценными и нужными, несмотря на свою «обыкновенность». У каждого из них свой характер, свои принципы, свои цели и свои мотивы, и все это преподносится как то, что имеет полное право на существование.

Глядя на Клэр, порой сложно поверить, что они с Кэтрин - сестры

Глядя на Клэр, порой сложно поверить, что они с Кэтрин — сестры

«Доказательство» — это фильм, в первую очередь, о людях и отношениях между ними. О социуме и порой возникающих трудностях «вписывания» в его рамки, о любви и доверии, об обидах и недосказанности, об эгоизме и бескорыстности. Это фильм обо всем вышеперечисленном, которому удалось не выйти за пределы хрупких границ уважения к каждому человеку, к его внутреннему миру и истории его жизни. И мысли, которые возникают после его вдумчивого просмотра, могут быть связаны не столько с его сюжетом, сколько с самовосприятием и отношением к другим людям в целом.

3.7 3 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии