"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) - скрытый смысл и объяснение фильма

Фильм Терри Гиллиама принадлежит к тем произведениям, истинное значение которых начинают понимать лишь через какое-то время. Сейчас странно вспоминать, что в 1998 г. “Страх и ненависть в Лас-Вегасе” провалились в прокате, что фильм сочли очередной “черной” комедией про наркоманов. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что у Гиллиама получился шедевр, и что культовый статус фильма обусловлен не только блестящей игрой Д.Деппа и Б. дель Торо, но и его глубоким смыслом.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Какая книга послужила литературной основой фильма?

Фильм Гиллиама основан на романе шестидесятника, журналиста и бывшего наркомана  Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» (1971) и очень точно воспроизводит практически все описанные в нем происшествия.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Любопытно, что  роман основан на подлинных событиях, а главных героев –  журналиста Рауля Дюка и его приятеля, адвоката Гонзо – Томпсон списал с себя и своего друга по имени Оскар Зета Акоста, мексиканца по национальности. Томпсон  сумел избавиться от своих наркотических пристрастий, написал несколько книг и застрелился в 2005 г. в возрасте 67 лет. Акоста пропал без вести в 1974 г.

Какую роль играют в фильме наркотики?

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Едва ли не с первого кадра по последний герои “Страха и ненависти в Лас-Вегасе” или употребляют наркотики, или говорят о них, или отходят от последствий употребления. Но было бы странно рассматривать шедевр Гиллиама как наглядное пособие по разным видам наркотических веществ или агитку-предупреждение в духе плакатов “Скажи наркотикам нет!”. “Страх и ненависть в Лас-Вегасе” – фильм не об изменяющих сознание средствах, хотя поначалу может показаться иначе.

Тему наркотиков в фильме можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, это примета времени, настолько яркая черта 1960-х и начала 1970-х, что без нее сложно было обойтись, рассказывая о той эпохе. Во-вторых, это метафора. Не случайно в фильме постоянно напоминают о войне во Вьетнаме: правительство США, ввязываясь в эту войну, было так же одурманено величием и ролью сверхдержавы, как Дюк и Гонзо – мескалином, эфиром и всем,  что они принимали. И так же, как любая наркотическая эйфория заканчивается тягостным пробуждением, воинственный угар закончился поражением и кризисом.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Но самый глубокий уровень  темы наркотиков связан с главной идеей фильма, а именно попыткой понять, что стояло за молодежным бунтом 1960-х, за расцветом рока и субкультур.

В чем смысл фильма?

О бурных 1960-х снято немало, но Гиллиам, как всегда, демонстрирует оригинальное и глубокое понимание проблемы. Ключом к точке зрения режиссера служат финальные размышления Люка о сути субкультуры 1960-х как к стремлении найти кого-то или что-то, что позволит увидеть свет в конце туннеля. Речь идет не только о разочаровании в политике правительства или в американском обществе: первым пунктом повестки дня был духовный, экзистенциальный кризис, связанный с утратой смысла жизни. И здесь нельзя не вспомнить столь любимого Гиллиамом Достоевского, в свое время проницательно заметившего, что жизнь без веры (читай – без цели и идеалов) теряет смысл, а когда Бога нет, то все позволено.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Поиском идеалов, целей и смысла бытия занимались все контркультурные течения 1960-х. Кто-то предлагал заниматься войной, а не любовью; кто-то уезжал за экзотической мудростью в индийские ашрамы; а кто-то, как герои фильма, пошел по пути расширения сознания с помощью веществ. Но прием наркотиков не был самоцелью, а лишь способом обретения духовной свободы, полного раскрепощения в мире, где вместо икон – портреты кинозвезд.

В чем смысл образов Гонзо и Люка?

Приключения главных героев фильма служат прекрасной иллюстрацией к тому, чем оборачивается в реальности та самая абсолютная свобода, когда дозволено все. При этом Гиллиам счастливо избежал примитивной назидательности: если бы в финале одурманенных приятелей арестовали и посадили, философская составляющая фильма свелась бы к нулю. Но страшные копы, охотящиеся за Люком и Гонзо, существуют лишь в их сознании, в реальности же все прозаично: они никому не нужны, их никто не преследует, все проблемы они создают себе сами.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

В начале фильма оба героя – при всем их своеобразии – вызывают некоторую симпатию, а их похождения – веселый смех. Но чем дальше, тем слабее становится симпатия и сильнее – брезгливое недоумение. И если эпизод с горничной Элис еще можно рассматривать как глупую шутку, то сцена с оскорблением и запугиванием беззащитной официантки в кафе глубоко отвратительна и говорит о полной деградации Гонзо (да и Люка тоже).

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Однако дело  не в страхе и ненависти: Гиллиам отчетливо показывает, что абсолютная свобода, о которой так мечтали неформалы 1960-х, заводит даже не в бездну, а в тупик.

Почему Люк ходит по номеру с резиновым хвостом?

Придя в себя после приема адренохрома, Люк непонятно как обзаводится резиновым хвостом рептилии. Это не просто забавная деталь: хвост – знак атавизма, отката назад, погружения в первобытную стихию хаоса. Еще сильнее эту стихию подчеркивает заполнившая номер вода. Иными словами, эксперименты по расширению сознания рано или поздно возвращают человека на уровень доисторического существа.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

В чем смысл  гонок?

Гонка «Минт 400», репортаж о которой должен написать Люк – символический образ гонки за успехом, тех самых “крысиных бегов”, которые так критиковала контркультура 1960-х. Еще один иронично трактуемый образ – это “Великая американская мечта”. Ее символизирует американский флаг, который таскают с собой герои и который в итоге выглядит как тряпка.

В чем смысл имен Гонзо, Люси и Элис?

Фильм Гиллиама буквально нашпигован аллюзиями, реминисценциями и скрытыми цитатами, и имена персонажей – не исключение. “Гонзо” переводится с английского как “спятивший”, “полоумный”. Можно вспомнить и т.наз. “гонзо-журналистику”: саркастические и крайне субъективные репортажи, часто написанные от имени фриков в духе абсурда (кстати, Томпсон является крестным отцом гонзо-журналистики). Имя Люси отсылает к нас к культовой песне Леннона “Lucy in the Sky with Diamonds”. Многие воспринимали название песни как зашифрованное упоминание наркотика ЛСД, хотя сам Леннон категорически отвергал такую трактовку. Ну, а Элис – это Алиса, попавшая не в волшебную страну, а в номер двух наркоманов, не уступающий волшебной стране в сюрреалистичности.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Интересные факты

“Страх и ненависть…” – не первое обращение кинематографистов к прозе Томпсона: в 1980 г. по его романам был снят фильм “Там, где бродит бизон”; в 1995 г. – фильм “Лучше, чем секс”; в 2011-м – “Ромовый дневник”, причем в последнем фильме главную роль снова играет Д.Депп.

В “Страхе и ненависти в Лас-Вегасе” зритель видит Томпсона в клубе “Матрица”, где он восклицает:  «Это был я… Матерь Божья! Это же я!». Писатель не только снялся в эпизоде, но и активно помогал Джонни Деппу войти в роль – вплоть до того, что собственноручно побрил ему голову.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) разбор и рецензия

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.