Англичане заслуженно славятся своими историческими сериалами, и в этом плане сериал «Аббатство Даунтон», повествующий о жизни знатной семьи в 1-й четверти XX века, не является чем-то новым. Созвездие блестящих актеров, остроумные диалоги, великолепные интерьеры и восхитительная усадьба, тщательно реконструированные костюмы — все это уже было, и не раз. Однако «Аббатству Даунтон» не просто удалось превзойти по популярности предшественников, но и стать поистине культовым сериалом, который получил множество премий, приобрел миллионы поклонников в самых разных странах, породил всплеск интереса к английской культуре и даже подтолкнул к проведению научных исследований.
Среди последствий популярности сериала были и совсем неожиданные, такие, например, как увеличение количества желающих приобрести профессию дворецкого. Таким образом, если уж и говорить, то не о успехе, а о феномене «Аббатства Даунтон», 6 сезонов которого транслировались каналом ITV с сентября 2010 по декабрь 2015 г. Попробуем разобраться, из чего складывается этот феномен.
Какая книга легла в основу сценария?
Хотя «Аббатство Даунтон» кажется идеальной экранизацией классического романа, такого романа не существует. Семейство Кроули и остальные герои сериала — плод воображения сценариста Джулиана Феллоуза. Однако полет его фантазии опирался на ряд документальных книг, среди которых выделяются «Выйти замуж за английского лорда» и «Под лестницей». Первая книга, повествовавшая об американках, вышедших замуж за английских аристократов в конце 19 века, заставила Феллоуза задуматься: а что произошло с этими девушками потом, лет этак через 25? «Это было то, с чего все началось, с идеи: женщина воспитывает своих детей в другой культуре», — рассказывал Феллоуз в одном из интервью. Вторая книга — воспоминания образованной и неглупой М.Пауэлл, которая была вынуждена стать прислугой, — заставили ввести в сюжет линии слуг.
В чем своеобразие сериала?
До «Аббатства Даунтон» многочисленные сериалы о жизни английского дворянства показывали жизнь господ, а все события — их глазами. В этом сериале зритель впервые не просто видит всех обитателей усадьбы сверху донизу: слуги являются полноправными участниками киноповествования, их чувства и поступки не менее важны для сюжета, чем поступки и чувства семейства Кроули. У каждого из нескольких десятков персонажей есть своя сюжетная линия, прописанная настолько тщательно, что, к примеру, отношения Мэри и Мэтью Кроули и Джона Бейтса и Анны Смит одинаково интересны зрителю.
Вместо прежней концепции, согласно которой прислуга играла роль фона, Феллоуз предлагает новый подход: равную значимость независимо от социального статуса. Слуги показаны в «Аббатстве Даунтон» с той же серьезностью и уважением, что и их хозяева, и это не только дань современному демократизму, но и отражение реальных тенденций изображаемой эпохи: после Первой мировой социальные барьеры потихоньку начали разрушаться, а пропасть между верхами и низами уменьшаться.
В художественном отношении подобный подход придает миру «Аббатства Даунтон» нужную объемность и жизненность, а в идейном — способствует утверждению идей гуманизма. В конечном счете оказывается, что все плывут в одной лодке, все имеют свои проблемы, все одинаково любят, надеются, страдают и разочаровываются — и все имеют свои предрассудки.
Насколько точно воспроизведена эпоха?
Обычно, когда речь заходит об исторических сериалах, даже самые доброжелательные критики вынуждены составлять длинный список неточностей, анахронизмов и прочих отступлений от исторической достоверности. Но «Аббатство Даунтон» и здесь исключение: эпоха воспроизведена в нем с необыкновенной тщательностью. Например, в 4 сезоне Майл и Эдит приходят в лондонский ресторан «Критерион». Это подлинный ресторан, существовавший в 1920-е гг. Но создателям сериала этого оказалось недостаточно: они не только заставили зал пальмами и букетами, но и сложили салфетки на каждом столе так, как было принято в те годы! Неудивительно, что каждая серия стоила около миллиона фунтов, но каждый фунт в буквальном смысле слова виден на экране.
Однако достоверность «Аббатства Даунтон» заключается не только в исторических костюмах и интерьерах, но и в правдоподобии сюжетных линий. Да, семейство Кроули никогда не существовало, но существовали сотни подобных семей. Все, что случается с персонажами сериала, вполне могло случиться в реальности, и самые драматичные повороты действия лишены мелодраматической условности. Отдельно стоит отметить такую необычную для сериала черту, как психологическую достоверность героев: все персонажи «Аббатства Даунтон» разговаривают, мыслят и действуют как люди первой четверти 20 в., а не как наши современники, и в этом заключается один из секретов его обаяния.
Почему сериал так популярен за пределами Англии?
Сказать, что «Аббатство Даунтон» полюбилось зрителям по обе стороны Атлантики — значит ничего не сказать. Он породил собственный фэндом, может, не такой большой, как фэндом «Игр престолов», но огромный для исторического сериала. Бесспорно, один из ключей успеха — высокий эстетический уровень сериала, но дело не только в нем. Подобно тому, как Игорь Масленников, снимая свою версию Шерлока Холмса, по собственному, признанию, «играл в англиканство», так и создатели «Аббатства Даунтон» играют в старую добрую Англию, причем по понятным причинам их игра имеет больший размах, а результаты — большую красочность. Тот мир, который предстает на экране, до мельчайших подробностей соответствует стереотипному представлению об Англии, и это порождает у зрителя понятную радость узнавания. Эта «старая добрая Англия» одновременно понятна, притягательна и совершенно не похожа на современную, и потому в атмосферу сериала так приятно погрузиться с головой. Создатели «Аббатства Даунтон» создают идеальные условия для зрительского эскапизма: ведь так приятно представлять себя частью прекрасного мира, где есть подлинные леди и джентльмены, а понятия о чести и достоинстве не стали пустым звуком. Если еще проще, то «Аббатство Даунтон» дарит зрителю все впечатления и ощущения, которые дарят киносказки, не будучи при этом сказкой.
В чем смысл сериала?
Хотя философская подоплека для сериалов не обязательна, у «Аббатства Даунтон» она есть: это фильм о взаимоотношениях человека и времени. История для Феллоуза — это не столько войны и другие события из учебников истории, сколько медленные, но неостановимые перемены в мироощущении людей и их быте. Мы меняемся вместе с временем, или, точнее, оно меняет нас. Вокруг этой коллизии и построен сюжет всех 6 сезонов «Аббатства Даунтон», а вывод вполне логичен: только меняясь вместе с временем, мы получаем шанс остаться собой.
Станет ли эта идея главной и в полнометражном фильме, работа над которым в самом разгаре? Действие фильма разворачивается в 1935 г., и его героями являются полюбившиеся зрителям персонажи «Аббатства Даунтон». Поживем — увидим. В одном сомнений нет: поскольку каждая эпоха приносит нечто новое, тема человеческих судеб, подхваченных ветрами истории, является неисчерпаемой, и не исключено, что когда-нибудь нам покажут на экране потомков семьи Кроули, танцующих рок-н-ролл в одном сезоне, одобряющих политику Маргарет Тетчер в другом и оплакивающих принцессу Диану в третьем.