Лирика Вячеслава Бутусова – это загадка даже для заядлых любителей русского рока, который, как известно, был и остаётся наиболее глубоким музыкальным жанром, когда речь идёт о текстах песен. Чего стоит один только «Гибралтар»! Но сегодня мы поговорим о другой не менее популярной композиции «Наутилуса» – песне «Зверь», в которой поётся о противоборстве лирического героя – охотника и неведомого Зверя.
Образы Зверя и Охотника в песне Наутилус Помпилиус – Зверь
Хотя песня посвящена Зверю (позволим себе называть его именно так – с большой буквы, ведь иного имени у Зверя нет), лирический герой (назовём его Охотником) играет в сюжете не меньшую роль. А точнее, в тексте есть довольно прозрачные намёки на то, что Охотник и Зверь – это если не одно целое, то, во всяком случае, очень близкие, родственные друг другу образы. Охотник точно знает, что переживает Зверь в тот или иной момент: он прямо говорит «это значит…» о его чувствах – именно так, а не «мне кажется», «наверное». Ближе к середине текста эта уверенность прямо проявляется в речи Охотника: «Он, я знаю, не спит», и наконец: «Я даже знаю, как болит у зверя в груди». А в заключительных строках пропадают даже и эти вводные слова. Теперь Охотник не говорит «это значит» или «я знаю» – он прямо рассказывает об ощущениях Зверя так, как если бы они были его собственными.
Что или кого могут символизировать Охотник и Зверь? Круг ассоциаций практически безграничен. Это нормально: если бы весь смысл песни Наутилуса «Зверь» можно было свести к одной простой метафоре, то этот текст не казался бы поклонникам таким глубоким, не вызывал бы столь сильных переживаний и мысленных образов. Я назову лишь несколько вариантов того, кем (или чем) могут быть на самом деле Зверь и Охотник.
- Они могут означать две стороны одной личности: одно «я» таит в себе глубинные страхи или тёмные желания, другое же, «светлое», пытается их побороть.
- Зверь – метафора жизни, Охотник же – это смерть (или наоборот?). Смерть охотится за жизнью, загоняет её в угол, но финал песни оставляет надежду на возрождение, ведь смерть одного существа неизбежно влечёт за собой рождение нового.
- Зверь – это зло, Охотник – добро, и в их вечной битве нет и не может быть победителя. Добро и зло – две стороны одной медали, поэтому не совсем понятно, где кончается одно и начинается другое.
- Зверь и Охотник могут воплощать любые две дихотомические сущности. Что такое дихотомия? Это парные понятия, вещи, явления, которые не могут существовать друг без друга. Где нет света, нет и тьмы; где нет любви, нет ненависти. Охотник и Зверь – это любые два явления, которые находятся в постоянной борьбе, но не могут существовать по отдельности.
Роль огня в смысловой картине песни Наутилус Помпилиус – Зверь
Огонь, свет, в том числе небесных светил играет важную роль в поэтике текста «Зверь». Уже в первых четырёх строках «огненные» образы употребляются целых четыре раза:
Я смотрю в темноту, я вижу огни.
Это где-то в степи полыхает пожар.
Я вижу огни, вижу пламя костров.
Это значит, что здесь скрывается зверь.
Поначалу можно подумать, что костры – это дело рук людей, которые охотятся на Зверя. И далее по тексту слышим: «Я кружу в темноте, там, где слышится смех». Чей это смех – не тех ли, кто загнал Зверя в угол и окружил пламенем костров? Но дальше становится ясно, что это не так. Огонь – это атрибут Зверя, а охотится на Зверя не дозволено никому, кроме самого Охотника. Никто другой не смог бы побороть этого противника.
Искры тают в ночи, звёзды светят в пути.
<…>
Он уже крепко спит – слишком сладкая боль.
Не горит, не горит, утихает огонь.
<…>
Он ещё крепко спал, когда слабая дрожь
Мелькнула в груди, с неба вылился дождь.
Что мы видим в этих строках? Зверь уснул – считать ли это завуалированным обозначением смерти, пока непонятно, но одно ясно: он потерял свою силу, Охотнику больше не нужно его преследовать. И вместе с потерей этой силы «утихает огонь». Утренний дождь заливает последние искры. Итак, мы убедились в том, что огонь – это не дело рук людей-охотников, это неотъемлемый атрибут самого Зверя. Теперь Зверь приобретает черты мифологической птицы Феникс, которая погибает в огне и вновь возрождается из пепла.
Мифологичность текста песни Наутилус Помпилиус – Зверь
Так что же случилось со Зверем в финале песни? Погиб ли он, настиг ли его Охотник? Почему Охотник неожиданно проникся таким сочувствием к своей жертве и отпустил её? Давайте проанализируем заключительные строки песни «Зверь», чтобы найти ответ на эти вопросы.
«Я лечу и мне грустно в этой степи», – поёт Охотник. Почему лирический герой песни вдруг полетел? Что это означает? Это становится понятно дальше:
Когда утро взойдёт, он с последней звездой
Поднимется в путь, полетит вслед за мной.
Охотник и Зверь вознеслись на небо вместе, стали звёздами. Да, именно так: наши герои превратились в небесные светила. Здесь мы подходим к одной важной особенности текста песни «Зверь»: он глубоко мифологичен, а сюжет, в котором герой или пара героев превращается в небесные светила, широко распространён у народов мира. Но есть и другая мифологическая особенность этого текста: замкнутость в круг, циклическое развитие. В финале песни становится понятно, что борьба Охотника и Зверя не закончена, да и не борьба это, а скорее гонка по кругу. Охотник преследует Зверя, Зверь – Охотника. И на земле, и на небе они вечно будут гнаться друг за другом, потому что эти образы не имеют отношения к реальности, это сугубо метафорические, мифологические сущности.
Оставлены без внимания следующие и на мой взгляд не менее важные строки:
1- Я гнался за ним, столько лет столько зим.
я нашёл его здесь, в этой степи.
2- Слышу вой по собой, вижу слёзы в глазах.
Это значит что зверь почувствовал страх.
3- я не буду ждать утра, чтоб не видеть как он,
пробудившись ото сна, станет другим.
4- я не буду ждать утра, чтоб не тратить больше сил.
Смотри на звезду, она теперь твоя.
Возможно имеется в виду внутреннее душевное состаяние человека или стремлении к чему-либо.
А может и вовсе, имеются в виду некие нерадивые отношения; к примеру между парами или супругами, когда жена или девушка по вечерам (ночам) устраивает скандалы и/или истерики (возможно сцены ревности), а по утру (т.е. на следующий день), мол извени, я была неправа…
Но автору (персонажу) это изрядно надоело и он уже давно (много лет много зим) ищет в себе силы уйти от (не любимой) и решает сделать это (пока не остыло).
По крайней мере, здесь достаточно точно подходят срочки 2, 3 и 4.
Зверь — это дьявол. Не с большой буквы. Формальные совпадения не важны. Важно общее чувство победы.
Внутренний конфликт всё от чего мы страдаем, наши страхи сомнения внутри нас как и бог милосердный внутри нас …зверь это образ … он меняет шкуру ведет диалог …
Зверь — это то, что сидит внутри нас. И как раз согласна с Игорем — внутренний конфликт.. не зря есть выражение «убил зверя в себе»…
вечная борьба……
В фильме «Брат» эта песня играет, когда Светлана не пошла с Данилой и при ряде кадров можно предположить, что зверь это — любовь.
Черный Ангел летает над землей. Он собирает души умирающих людей и сопровождает их Туда, на Звезду. Ангел видит души людей по их огням, чем более страдающая душа — тем более яркий огонь от нее. Тем более ценная душа. Для Ангела что человек, что зверь — одинаково, и тот и другой имеют страдающую душу. Наконец после долгих лет поиска Ангел нашел самого страдающего Человека на Земле, тяжело прожил этот человек, в муках и страданиях, и умирает сейчас он в большом мучении. Поэтому и видит Ангел полыхающий огонь его души, как большой костер. Но хитрый Бог наделил этого Ангела одним тяжким качеством — состраданием. Он чувствует боль умирающего, как свою собственную. И Ангел пытается облегчить участь страдающего, не сразу забирает душу, когда тому очень больно, а усыпляет его и дает ему сладкие сны, о лучших годах его жизни, о любви, он смеется во сне. И вот настает утро — пора, в путь, к Звезде!
Твой комментарий пробрало до слез.
Я, как человек который сумел побороть сильную наркотическую зависимость, точно знаю о чем эта песня и что она значит. А именно борьба с самим собой.
Думал что песня сильная в плане и музыки, и стихов. А она просто невыносимо мощная. Сколько жизненных комбинаций под нее попадают.
У Бутусова спросить слабо?
Это про любовь, точно, я нахожусь в такои придельнои стадии моего чувства мне это ясен как день. Поэзия — про универсальные ,,образования» , их не так уж много на земле , и потому много произвольных смыслов.
Думаю у каждого из нас есть душевная боль, которая порой делает из нас «Зверей», и только светлые воспоминания, наполненные любовью «свет звезд, утро», превращают нас из «Зверей» в человека. Хотя эта боль постоянно напоминает о своем присутствии.
«Слышу вой под собой, вижу слёзы в глазах.
Это значит что зверь почувствовал страх».
Зверь, который сидит внутри нас — это дьявол.
Степь — это наш внутренний мир. Сколько зим , сколько лет автор гонялся за зверем, ища его снаружи, может быть в других людях, в нашем несправедливом мире, но оказалось, что зверь-то находится внутри себя. Автор это понял и у него наступило осознание, покаяние, выступили слёзы. Дьявол до этого момента был спокоен, потому, что автор всё время шёл по ложным путям, что для дьявола и есть кайф. И лишь сам автор чувствовал иногда в груди своей боль( я даже знаю как болит у зверя в груди), в то время, когда он сам становился зверем, делая поступки дьявола. Эта была боль заглушенной собственной совести. Но тут зверь вдруг встревожился, начинает выть, потому, что понимает, что человек понял, наконец, что нужно бороться с самим собой, а это для него если не смерть, то страх перед тем, что душа будет спасена, а он будет изгнан!
Я бы сравнил их не со звездами, а с солнцем и луной. Они то как раз являются одновременно антиподами друг друга, и частями единого целого, суточного цикла. Зверь это луна, так как он в конце умирает но потом возрождается и летит вслед за охотников, как луна в один момент становится невидимой, но потом вновь появляется в ночном небе и летит вслед за солнцем.
Помимо бреда задело то что текст написанный Ильей Кормильцевым приписали Вячеславу Бутусову.
Это какое то дно дна
Всё не так. Подствьте вместо слова «зверь» слово «любовь» и всё встанет на свои места)))
Это наше второе я, тёмная сторона нашей души.
Близнецовое пламя