Смысл фильма Спасение

Смысл фильма Спасение
Интересно? Отправь другу:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«Спасение» — фильм необычный во всех отношениях. Броская афиша — фотопортрет Полины Гришиной в монашеском одеянии. Неявный, не всякому понятный конфликт. Обилие зрительной информации — говорящие пейзажи, позы, взгляды — и переполненные смыслами редкие диалоги. Ни слова на русском языке, ни одного русского героя (не считая фотографа, мелькнувшего в финале) — и вместе с тем режиссёр фильма «Спасение» Иван Вырыпаев заявляет, что осветил «проблемы нашей страны». А ещё Вырыпаев уверен, что фильм получился не для массового зрителя. После просмотра картины у меня, как и у вас, остались вопросы, и эта статья — попытка проанализировать смысл фильма «Спасение».

Иван Вырыпаев о смысле фильма «Спасение»

Режиссёр фильма Иван Вырыпаев, в общем-то, не скрывает свой авторский замысел и щедро делится со зрителями своими подсказками к интерпретации картины. Читатели, конечно, понимают (а если нет, моё дело — предупредить об этом), что даже авторское понимание собственной задумки не является истиной в последней инстанции, ведь часто произведение искусства говорит о большем, чем «хотел сказать» его создатель. Поэтому полностью принимать тот вариант истолкования, который предлагает сам режиссёр — значит в какой-то мере обеднять всё смысловое богатство фильма. Тем не менее, авторские комментарии облегчают раскрытие смысла фильма «Спасение».

Смысл фильма Спасение

Диалог о пылесосах складывается не очень удачно, потому что собеседница Анны не настроена принимать чью-то иную точку зрения. Она довольно невнимательна к репликам Анны, а потому разговор получается интересным, но непродуктивным

По словам режиссёра, главная проблема, которую показывает фильм — это проблема диалога, коммуникации, в первую очередь между разными культурами. «Мир стал мультикультурным, но оказался к этому не готов», — говорит Иван. Католическая монахиня в самом сердце буддийской культуры — яркий пример межкультурного диалога, причём диалога, который состоялся. Хотя сестра Анна и признаёт, что в её отношениях с внешним миром существуют определённые проблемы, на самом деле героиня открыта для понимания других точек зрения. О её взаимодействии с незнакомой природой, чужой культурой и мнениями новых знакомых и рассказывает фильм «Спасение».

Персонажи и их взаимодействие в фильме «Спасение»

Я не случайно упомянула взаимодействие с природой. Живописные пейзажи Тибета нужны не только для контраста с чёрным монашеским одеянием сестры Анны. Природа участвует в фильме на правах персонажа — она общается и с главной героиней, и со зрителем. Первые шаги по земле Тибета даются Анне нелегко — от разрежённого горного воздуха её тошнит, болит голова. Взаимодействие Анны со стихией гор проходит в два этапа. Первый — смирение, покорность. Девушка закрывается в номере и принимает лекарство, которое принёс заботливый хозяин гостинице. Следующий этап — шаг навстречу. Анна поднимается в горы, хотя это даётся ей нелегко. Это и своего рода испытание, и попытка примирения. Маневр удаётся — Анна побеждает недомогание, побеждает без борьбы.

Смысл фильма Спасение

Горы для тибетцев священны, а потому поход Анны в горы — это ещё и попытка приобщиться к местному пониманию сакрального

По этому же алгоритму сестра Анна взаимодействует и с другими персонажами — водителями, путешественниками. Мир другого человека — это высокая, красивая гора. Поначалу Анна чувствует себя неуверенно в диалогах с незнакомцами. Но у неё отсутствует чувство страха или вражды. И даже если понять до конца другого человека не получается, то, во всяком случае, герои друг друга принимают. Пусть Анна не одолела горную вершину (да и не стремилась к этому), она почувствовала себя комфортно в окружении гор, смогла провести в горном ущелье целую ночь. То же и с другими людьми — как монахиня, Анна никогда не сойдётся близко с мирским человеком, но она научилась находить с ними общие темы для разговора.

Смысл фильма Спасение

Природа участвует в фильме на правах персонажа

Смысл финала в фильме «Спасение»

Итак, «Спасение» — это череда диалогов, взаимодействий, взаимовлияний… А в чём смысл финальной сцены? Заключительная фраза, которую произносит главная героиня в ответ на вопрос, что нового она открыла для себя в Тибете: «Бог есть». «Значит, она только сейчас поняла? Значит, был поиск?», — так комментирует финал «Спасения» Иван Вырыпаев. Но мне не хочется утверждать, что смысл фильма «Спасение» — это катарсис, переосмысление жизни, поиск ответа на вечный вопрос. Ведь сестре Анне уже 25, она живёт в монастыре, и это решение — посвятить себя религиозному служению — уже не изменить. Она приняла его раз и навсегда. На протяжении всех событий в фильме мы не видим Анну сомневающейся или растерянной. Да, она снимает монашеские одежды и скрывает от нового знакомого, кто она на самом деле. Но ставит ли она перед собой вопрос о существовании бога? Я не думаю. Этот вопрос давно решён для неё. Попытка Анны выйти за пределы своего монашеского быта — это лишь необходимый шаг вперёд, который нужен для понимания окружающего мира, с которым она столкнулась. Её новые знания о мире, которые она черпает из солнечного света, улыбок тибетцев, гитарных аккордов и рассуждений о пылесосах, не заставляют её поставить под сомнение выбранный жизненный путь. Они лишь подтверждают его правильность для Анны. Она видит, что в окружающем мире всё находится на своих местах, а она находится на своём. При этом между её внутренним миром и миром внешним границ нет.

Смысл фильма Спасение

Анна не только не проявляет неприятия к другой религии, но и живо интересуется ей

Хотите читать статьи чаще?

Когда сестра Анна наконец попадает в католический храм, куда её отправили с миссией, она уже готова понять то, что увидит. Чудной, необычный сплав буддизма и христианства, возможно, поразил бы девушку, доберись она до храма в первый же день. Но сейчас Анна уже вобрала в себя ту неповторимую атмосферу Тибета, которая породила и этот храм с причудливыми иконами. В слиянии двух религий сестра Анна видит подтверждение той мысли, которую навевает ей всё происходящее. Поэтому она и отвечает фотографу: «Бог есть».

Диалог человека и мира как основа смысла в фильме «Спасение»

«Бог есть везде, — утверждает Иван Вырыпаев, — в страдании, в аду, в смерти, в туалете». Продолжая этот ряд, можно сказать: в горах, в гостиничном номере, в смешной шапке и летающей тарелке. Некоторых зрителей покоробило изображение «слишком натуралистичных» сцен, но смысл фильма «Спасение» как раз в том, что подобные — на самом деле совершенно бытовые — вещи не должны отталкивать нас. Принимать всё, что может подарить жизнь — это отлично получается у главной героини. Поэтому она не смеётся над словами водителя об НЛО — а затем видит гигантскую летающую тарелку во сне, и это необычное зрелище становится подарком за её внимательность к рассказу тибетца. Об этом и о других маленьких достижениях сестры Анны в процессе постижения внешнего мира можно говорить ещё долго, но я закончу свой анализ на этом.

Смысл фильма Спасение

«Внутренний мир и внешний мир — это одно и то же». Пожалуй, одна из ключевых реплик в фильме

Итак, смысл фильма «Спасение» — в постижении, принятии и диалоге с окружающим миром, с другой культурой, с другими людьми. Короткая история, показанная в «Спасении», демонстрирует лишь один из способов бесконфликтного постижения реальности. Именно в отстутствии явных противоречий во внутреннем мире героини и кроется смысл фильма «Спасение». Её открытость, готовность принимать вещи и людей такими, какие они есть, даже при почти полной пассивности приносят плоды в виде новых свежих мазков на картине мира. История Анны — не урок, а лишь один из тысячи показательных примеров того, каким может быть продуктивный разговор человека и мира — а может быть, двух людей или двух миров.


Интересно? Отправь другу:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •