Смысл песни Наутилус Помпилиус «Крылья»

Смысл песни Наутилус Помпилиус — Крылья
Интересно? Отправь другу:
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  

Песня на стихи Ильи Кормильцева, знакомая миллионам слушателей в исполнении Вячеслава Бутусова, продолжает звучать в наушниках и спустя почти 20 лет после распада группы. И сегодня, как и 20 лет назад, слушатели задаются вопросом: в чём смысл песни Наутилус Помпилиус — Крылья? При анализе этого текста не стоит забывать, что он был написан в девяностые, когда страна переживала резкий поворот от социалистических идеалов к реалиям капитализма. От этого я и отталкивалась в своей трактовке песни «Крылья». Ну что, начнём?

Что символизируют крылья и чему они противопоставлены

Суть песни, её смысловое ядро — это столкновение чистых, нетронутых идеалов юности с суровой действительностью. В этой действительности господствуют материалистические взгляды, жажда наживы, роскоши, престижа. Девяностые запомнились многим как опасное, нестабильное время — но именно в эти годы в России появились первые по-настоящему богатые люди. И в тексте песни «Крылья» есть ряд образов, связанных с миром богатства и успеха: вечернее платье, «гладкая, как бархат, спина», и, наконец, деньги и мужья, о которых лирический герой «не спрашивает» героиню. Мне кажется очень важным, что деньги и мужья поставлены здесь в один ряд: успешный брак с «нужным» человеком приравнивается в этом далёком от романтических идеалов мире к материальному благополучию.

Всем этим внешним атрибутам успеха противопоставляется один-единственный образ — крылья. Но он настолько глубок, что в него помещается сразу всё: мечты, творческая энергия, свобода, искренние чувства, непосредственность… У метафоры крыльев нет одного-единственного эквивалента в реальном мире, за ними скрывается обобщённый образ того, что утратила героиня и её поколение.

Смысл песни Наутилус Помпилиус — Крылья

Кадр из клипа Наутилус Помпилиус — Крылья

Лирическая героиня: кто она и важно ли это?

Я встречалась с разными трактовками смысла песни Наутилус Помпилиус «Крылья» в сети и могу сказать, что большинство авторов придают неоправданно много значения образу лирической героини. Неоправданно — на мой взгляд, потому что, как мне кажется, её личность на самом деле совершенно не важна для понимания ключевой идеи текста. В каких отношениях с девушкой находится герой, знал ли он её всю жизнь или только что познакомился с ней и привёл к себе домой — это не имеет большого значения. За образом одной героини стоит вереница таких же, как она, утративших крылья девушек и женщин, молодых людей и мужчин. Тех, кто вырос в одном мире, но неожиданно оказался в совершенно другом и был вынужден приспосабливаться к нему ценой собственных идеалов и надежд.

Мою теорию подтверждает и то, что во втором куплете героиня не упоминается вообще. Речь идёт о целом поколении: Раньше у нас было время, // Теперь у нас есть дела: // Доказывать, что сильный жрёт слабых, // Доказывать, что сажа бела. «Мы» здесь — это все, кто оказался в тех же исторических обстоятельствах, что и героиня. Причём и самого себя лирический герой не исключает из их числа, хоть ему и «хочется плакать от боли», он вынужден констатировать: Мы все потеряли что-то на этой безумной войне. Иными словами, наивных идеалистов уже не осталось, все в той или иной мере приспособились к изменившимся условиям жизни.

Скажу ещё пару слов о «делах», которые упоминает герой песни. «Доказывать, что сильный жрёт слабых» — это отсылка к теории эволюции Дарвина, которую порой используют в качестве оправдания острой конкуренции и «борьбы за выживание» в капиталистическом обществе (хотя сам Дарвин, конечно, вовсе не имел в виду человеческое общество, когда создавал свои научные труды). «Доказывать, что сажа бела» — попросту говоря, обманывать, лгать (все мы знаем, что на самом деле сажа чёрная). Здесь имеются в виду нечестные способы зарабатывать деньги (и репутацию), которые в современном героям мире стали нормой.

Смысл песни Наутилус Помпилиус — Крылья

Кадр из клипа Наутилус Помпилиус — Крылья

«И если завтра начнётся пожар…»

О третьем куплете мне хотелось бы поговорить отдельно. Здесь появляется новый важный образ — здание. Как мне кажется, под зданием подразумевается общественный строй. Может быть, сегодня эта метафора кажется странной, но в советской риторике выражения вроде «светлое здание социализма» (или наоборот: «Рабочий класс расшатал здание капитализма») были не так уж редки.

Итак, здание — это существующий уклад, система, порядок вещей в обществе. Поэтому наша героиня боится «открытых окон и верхних этажей»: из окна (или с крыши) можно увидеть, что происходит снаружи, то есть за пределами навязанного ей мировосприятия. Тогда особый смысл приобретают заключительные строки:

И если завтра начнётся пожар
И всё здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев,
Которые нравились мне

Хотите читать статьи чаще?

О чём здесь говорится? Пожар в здании — метафора очередного переворота. «Если завтра начнётся пожар» — если наша новая картина мира опять рухнет, если мы потеряем богатство, которое успели нажить за последние годы. «Мы погибнем без этих крыльев» — нам нечем будет заполнить внутреннюю пустоту, мы останемся и без материальных ценностей, и без духовных.

Крылья и способность видеть жизнь за ограниченными пределами «здания» — это то, с чем нельзя расставаться, что бы ни происходило во внешнем мире. Об утрате этой способности, а вместе с ней — внутренней свободы, мечтаний, надежд, идеалов и творческой силы — рассказывает песня «Крылья». И пусть для тех, на чьей спине сегодня красуются крылья, а не шрамы, эта песня послужит предостережением.


Интересно? Отправь другу:
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •