Песня на стихи Ильи Кормильцева, знакомая миллионам слушателей в исполнении Вячеслава Бутусова, продолжает звучать в наушниках и спустя почти 20 лет после распада группы. И сегодня, как и 20 лет назад, слушатели задаются вопросом: в чём смысл песни Наутилус Помпилиус — Крылья? При анализе этого текста не стоит забывать, что он был написан в девяностые, когда страна переживала резкий поворот от социалистических идеалов к реалиям капитализма. От этого я и отталкивалась в своей трактовке песни «Крылья». Ну что, начнём?
Что символизируют крылья и чему они противопоставлены
Суть песни, её смысловое ядро — это столкновение чистых, нетронутых идеалов юности с суровой действительностью. В этой действительности господствуют материалистические взгляды, жажда наживы, роскоши, престижа. Девяностые запомнились многим как опасное, нестабильное время — но именно в эти годы в России появились первые по-настоящему богатые люди. И в тексте песни «Крылья» есть ряд образов, связанных с миром богатства и успеха: вечернее платье, «гладкая, как бархат, спина», и, наконец, деньги и мужья, о которых лирический герой «не спрашивает» героиню. Мне кажется очень важным, что деньги и мужья поставлены здесь в один ряд: успешный брак с «нужным» человеком приравнивается в этом далёком от романтических идеалов мире к материальному благополучию.
Всем этим внешним атрибутам успеха противопоставляется один-единственный образ — крылья. Но он настолько глубок, что в него помещается сразу всё: мечты, творческая энергия, свобода, искренние чувства, непосредственность… У метафоры крыльев нет одного-единственного эквивалента в реальном мире, за ними скрывается обобщённый образ того, что утратила героиня и её поколение.
Лирическая героиня: кто она и важно ли это?
Я встречалась с разными трактовками смысла песни Наутилус Помпилиус «Крылья» в сети и могу сказать, что большинство авторов придают неоправданно много значения образу лирической героини. Неоправданно — на мой взгляд, потому что, как мне кажется, её личность на самом деле совершенно не важна для понимания ключевой идеи текста. В каких отношениях с девушкой находится герой, знал ли он её всю жизнь или только что познакомился с ней и привёл к себе домой — это не имеет большого значения. За образом одной героини стоит вереница таких же, как она, утративших крылья девушек и женщин, молодых людей и мужчин. Тех, кто вырос в одном мире, но неожиданно оказался в совершенно другом и был вынужден приспосабливаться к нему ценой собственных идеалов и надежд.
Мою теорию подтверждает и то, что во втором куплете героиня не упоминается вообще. Речь идёт о целом поколении: Раньше у нас было время, // Теперь у нас есть дела: // Доказывать, что сильный жрёт слабых, // Доказывать, что сажа бела. «Мы» здесь — это все, кто оказался в тех же исторических обстоятельствах, что и героиня. Причём и самого себя лирический герой не исключает из их числа, хоть ему и «хочется плакать от боли», он вынужден констатировать: Мы все потеряли что-то на этой безумной войне. Иными словами, наивных идеалистов уже не осталось, все в той или иной мере приспособились к изменившимся условиям жизни.
Скажу ещё пару слов о «делах», которые упоминает герой песни. «Доказывать, что сильный жрёт слабых» — это отсылка к теории эволюции Дарвина, которую порой используют в качестве оправдания острой конкуренции и «борьбы за выживание» в капиталистическом обществе (хотя сам Дарвин, конечно, вовсе не имел в виду человеческое общество, когда создавал свои научные труды). «Доказывать, что сажа бела» — попросту говоря, обманывать, лгать (все мы знаем, что на самом деле сажа чёрная). Здесь имеются в виду нечестные способы зарабатывать деньги (и репутацию), которые в современном героям мире стали нормой.
«И если завтра начнётся пожар…»
О третьем куплете мне хотелось бы поговорить отдельно. Здесь появляется новый важный образ — здание. Как мне кажется, под зданием подразумевается общественный строй. Может быть, сегодня эта метафора кажется странной, но в советской риторике выражения вроде «светлое здание социализма» (или наоборот: «Рабочий класс расшатал здание капитализма») были не так уж редки.
Итак, здание — это существующий уклад, система, порядок вещей в обществе. Поэтому наша героиня боится «открытых окон и верхних этажей»: из окна (или с крыши) можно увидеть, что происходит снаружи, то есть за пределами навязанного ей мировосприятия. Тогда особый смысл приобретают заключительные строки:
И если завтра начнётся пожар
И всё здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев,
Которые нравились мне
О чём здесь говорится? Пожар в здании — метафора очередного переворота. «Если завтра начнётся пожар» — если наша новая картина мира опять рухнет, если мы потеряем богатство, которое успели нажить за последние годы. «Мы погибнем без этих крыльев» — нам нечем будет заполнить внутреннюю пустоту, мы останемся и без материальных ценностей, и без духовных.
Крылья и способность видеть жизнь за ограниченными пределами «здания» — это то, с чем нельзя расставаться, что бы ни происходило во внешнем мире. Об утрате этой способности, а вместе с ней — внутренней свободы, мечтаний, надежд, идеалов и творческой силы — рассказывает песня «Крылья». И пусть для тех, на чьей спине сегодня красуются крылья, а не шрамы, эта песня послужит предостережением.
Очень красивый, оказывается, смысл. Спасибо большое за столь развернутую трактовку!
Спасибо, очень интересная интерпретация! Я вот «боязнь открытых окон и верхних этажей» понимал скорее как боязнь неба — человек боится даже не того факта, что существует что-то снаружи здания общества, а свободы как таковой. Во-первых, небо напоминает ей о потерянных крыльях. Во-вторых, высота губительна для тех, кто крыльев не имеет. Гораздо комфортнее сидеть в четырех стенах, где потолок закрывает от взгляда небо, а стены не дают упасть и разбиться.
В целом, с интерпретацией согласна. Хочется только немного дополнить… «когда-то у нас было время, теперь у нас есть дела…» В СССР было время для образования и развития, система предполагала воспитать из любого человека творца. В капиталистической действительности у большинства нет на это времени, потому что приходится много работать на прибыли эксплуататора, многим недоступно просто хорошее образование. «доказывать, что сильный жрет слабых, доказывать, что сажа бела» Тут, как мне видится, в первой части речь о том, что приходится оправдывать этот людоедский строй, прикрываясь теорией выживания наиболее приспособленных, а во второй — о поливании известной субстанцией советского прошлого, когда всё в сознании людей перевернули с ног на голову в 90-е и продолжают по сей день… Сами «крылья» — очень сильная и глубокая метафора. Это, в первую очередь, свобода человека от мещанского и меркантильного «счастья», это и высокие нравственные идеалы, любовь к Родине…
Это когда в СССР создавали творцов? И кому это не доступно образование? Да и не живёте вы при капитализме
И если завтра начнется пожар, то есть на нашу Родину вновь посягнут интервенты, мы , и вправду, рискуем погибнуть без этих «крыльев». У советских людей было, Что защищать и было, ради Чего погибать. А нынче за что?
Короче — это не пожар в здании. Это драка у батареи
У кого крузор возле батарей, тот так и думает…
Спасибо вам большое, очень интересно
На днях переслушивал эту песню и на втором куплете открыл для себя новый смысл этой песни. Прям тоже, что вы имеете в виду. Класс.
спасибо! А то песня нравится, разучиваю её, но хочется полный смысл понимать того что поёшь.
Спасибо, очень интересная интерпретация! Я вот «боязнь открытых окон и верхних этажей» понимал скорее как боязнь неба — человек боится даже не того факта, что существует что-то снаружи здания общества, а свободы как таковой. Во-первых, небо напоминает ей о потерянных крыльях. Во-вторых, высота губительна для тех, кто крыльев не имеет. Гораздо комфортнее сидеть в четырех стенах, где потолок закрывает от взгляда небо, а стены не дают упасть и разбиться.
Не хочу никого обвинить или задеть. Я снимал в то время . Наша команда была известной … Чтоб кратко — автор писал про свою внутреннюю боль, про то что он не получил то на что надеялся от того что сделал . Что сделал сами думайте , первая часть клипа, оставил как итог «шрамы». К сожалению это было не менее распространено тогда среди «звезд» чем наркотики. Вспомните ногу свело — наши юные смешные … Просто некоторым хватило ума свои наклонности не открывать . Я бы их всех к стенке , но увы. Да , я знаю что пишу, они даже делали записи …,
В любом тексте, каждый ищет, то, что не получил, то есть заполняет пробелы, не будем сомневаться в гении, кто же мог подумать, что наркомана Курта Кобейна будут слушать целые поколения
Все гораздо проще, прощание с социализмом, были крылья, то есть, жизнь с уверенностью в завтрашнем дне, променяли на капитализм, оголи тело и получишь благо, в виде шрамов от предательства, при сооружении капитала, очень тонко Илья Кормильца, видел тогда всю эту вакханалию.
Мне любопытно, кто дал право автору этого изложения смысла на такую трактовку, кроме его собственного воображения? Как говорится, много на себя берете. Я бы на вашем месте десять раз извинился и просто предложил послушать, как именно я понимаю эту песню. Даже не понимаю, а чувствую. И у каждого это восприятие будет своим. Мне очень жаль, что кому-то нужны костыли для понимания смысла песни.
Крылья-метафора чистоты (души) без них гибнет душа, а без души и человека нет.
Крылья — это состояние человека и его души. Вера в добро, в чистоту, ну или в конце концов в сказку — это есть личность с крыльями. Перед автором стоит личность утратившая это. Без крыльев человек уже не скажет правду и будет считать черное белым (сажа бела). Пожар — критическое состояние в котором окно верхних этажей покажется выходом.