Смысл клипа Винтаж — Немного рекламы

Клип «Немного рекламы» можно назвать эпатажным, но мне кажется более подходящим определение «хулиганский». Значительную часть зрителей и слушателей издевательский тон видеоролика не на шутку возмутил, другую же часть ввело в ступор кажущееся отсутствие смысла. Но мы-то с вами знаем, что смысл есть всегда, хотя создатели видео не всегда имеют в виду именно то, что видят зрители. Наша версия смысла клипа «Немного рекламы» группы Винтаж — ниже.

Анализ текста песни Винтаж — Немного рекламы

А начнём мы, как всегда, с текста. Хотя взаимосвязь лирики и видеоряда может быть не очевидна, саркастический тон и некая издёвка присуща и тому, и другому. Когда мы поймём текст, то разобраться со смыслом клипа будет куда проще. Давайте пройдёмся по наиболее образным строчкам:

С тобой мне всё равно куда лететь,
Я себе уже неподвластная,
Только вот какое платье надеть:
Белое или красное?

Уже с первых строк песни положено начало причудливому переплетению низкого и высокого, возвышенного и насмешливого. «С тобой мне всё равно куда лететь», — очень торжественное признание, достойное главной героини классического романа. Вторая строчка уже настораживает: с одной стороны, героиня вроде бы продолжает свой возвышенный дискурс, говоря «Я себе уже неподвластна». Но с другой… Откуда в слове «неподвластна» появилась эта по-деревенски простая буква «я» на конце? Тут уже не героиня романа представляется, а сельская бабёнка на сеновале, шепчущая своему кавалеру: «Я на всё согласная!». Столь резкое несоответствие формы содержанию уже начинает резать слух, и наконец слушателя добивают последними двумя строчками. Наша «главная героиня» вдруг превращается в самую простую земную женщину, охваченную совершенно бытовой проблемой — выбором платья…

Смысл клипа Винтаж — Немного рекламы

Белое, чёрное, красное — этими красками ограничен искусственный мир клипа «Немного рекламы»

Дальше — больше. «Пускай загорятся на небе алмазы», — всё ещё красивая и возвышенная, хоть и слегка затасканная метафора. «И на светофорах все цвета сразу», — а вот это уже совсем не возвышенно. Напоминает скорее аварийную ситуацию на дороге, нежели сцену из классического романа, верно?

И ключевая фраза: «Немного любви, немного рекламы, немного невинного самообмана». Эти строчки, по-видимому, и послужили отправной точкой для сюжета видеоклипа. Насмешливая двойственность проявилась в них с особенной резкостью. Любовь — высокое, неземное чувство — соседствует в них с рекламой — навязчивой бытовой деталью. А примиряет эти два мира — любви и рекламы — «невинный самообман». Самообман героини, которая живёт одновременно в обоих мирах, для которой любовь и выбор платья неотделимы друг от друга.

Насмешка и приём обманутого ожидания в клипе Винтаж — Немного рекламы

Есть такое понятие в литературоведении — приём обманутого ожидания. Как этот приём реализуется в тексте песни, мы уже увидели, но и на уровне видеоряда он неплохо сработал. Создатели клипа умудрились в четыре с половиной минуты уложить небольшой сюжетный твист: на первых кадрах, видя сцену похорон и плачущих гостей, мы ожидаем увидеть нечто романтически-слезливое, как в клипе «Я буду помнить» Александра Маршала. Однако вместо этого посреди траурной сцены опускается дискошар, и гости с умилением и восторгом поднимают к нему свои заплаканные лица. А «покойная» и вовсе начинает мастурбировать, лёжа в гробу. Кто-то после этого сразу с негодованием выключит видео — нельзя, мол, смеяться над смертью! Но смысл клипа вовсе не в том, чтобы поиздеваться над покойниками и их родственниками.

Смысл клипа Винтаж — Немного рекламы

Умиление и надежда в глазах гостей столь резко диссонируют с происходящим, что это порождает комический эффект

Давайте разберёмся, что же скрывается за этой саркастической насмешкой в клипе «Немного рекламы». А скрывается всё то же — «немного рекламы, немного невинного самообмана». Сцена похорон нарочито «красива», приглажена — гости не рыдают, а лишь картинно пускают слезу, «покойница» безупречно одета и накрашена — так ли в действительности выглядят умершие люди? Весь клип окрашен в три контрастных цвета — белый, красный, чёрный. Всё это в целом символизирует стремление простых людей жить и вести себя так, как в фильмах, как в рекламе. Придя на похороны, убитые горем люди не дают волю своим настоящим чувствам, а лишь стремятся соответствовать отретушированной картинке, которую они много раз видели на экране.

Образ девушки, лежащей в гробу, также несёт в себе немало смысла. «Покойная» выглядит сногсшибательно, сексуально, она смеётся… Это всё не вяжется с нашим представлением о трагедии. Девушка выглядит скорее как виновница некоего торжества. Она в центре внимания, вокруг неё собралось столько людей… Невольно вспоминается шумиха и маркетинговые кампании, которые окружают практически любые трагические события в наше время. Смерть известного человека порождает волну статей, рекламы и даже, как это ни парадоксально, шуток; теракты и несчастные случаи становятся популярными темами для обсуждения, а подростки готовы покончить с собой ради лайков. Всё это, на мой взгляд, и выражает образ красивой юной девушки в гробу — она символизирует всеобщее желание стать причастными к трагедии ради хайпа.

Три смысловые части клипа Винтаж — Немного рекламы

Если смотреть клип внимательно, можно заметить, что по настроению он делится на три условных части. В первой мы видим инсценировку «голливудских» похорон, где гости картинно скорбят, а «покойница» не менее картинно возлежит в гробу. Эта часть — то, что мы привыкли видеть в рекламе, в фильмах, одним словом, на большом экране. Это шоу в том виде, в каком его получает зритель — отретушированное и безупречное.

Вторая условная часть начинается с того момента, когда сверху спускается дискошар. И актёры-гости, и сама «виновница торжества» словно теряют самообладание и вместо показной грусти начинают веселиться. Если вернуться к нашей теории о том, что в клипе обрисовано отношение общества и масс-медиа к трагедиям, то это как раз та стадия, на которой чья-то гибель превращается в инфоповод и начинает обсуждаться во всех подробностях. Это — шоу в том виде, в каком его знают сами создатели. Изнанка СМИ, рекламы и телевидения — весёлая пляска, хоровод на чьих-то костях.

Смысл клипа Винтаж — Немного рекламы

Стремление превратить трагедию в тренд сезона — вот что обыгрывается в клипе «Немного рекламы»

И наконец, третья часть — печальные аккорды на рояле, печальная усмешка на лице «покойницы». Герои клипа смеются, но это странный смех — в нём чувствуется и сарказм, о котором я уже так много написала выше, и словно бы стыд, неловкость за то, что только что произошло на глазах у всех.

Итак, о чём же клип «Немного рекламы», в чём его смысл? Он — о нашем отношении к трагическим событиям, о желании приобщиться к популярной теме новостей, о стремлении превратить чью-то гибель в тренд сезона. А вместе с текстом песни он ещё и разоблачает «показуху», самообман, который многие из нас впускают в свою жизнь, стремясь соответствовать рекламной картинке. Так что в следующий раз, когда вы услышите, что кого-то оскорбил или задел клип «Немного рекламы» — спросите, а понял ли этот человек смысл увиденного и услышанного?

0 0 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии