Среди клипов Леди Гаги «Alejandro» (2010) если не самый провокационный, то самый интересный в сюжетном отношении. Хотя считается, что сюжета как такового у него нет: дескать, режиссер клипа Стивен Клейн, будучи человеком из мира моды, просто проиллюстрировал достаточно простые слова песни серией эффектных картинок, нарядив певицу и подтанцовку в одежду от самых крутых брендов. Меж тем очень длинный, почти 9-минутный клип не просто имеет четкий сюжет: его можно рассматривать как завершенный короткометражный фильм. При этом эротическая фантасмагория фильма разворачивается в мрачном и холодном мире, имеющем узнаваемые исторические черты.
Где разворачивается действие клипа и кто его герои?
Вымышленный мир клипа — мир некоего тоталитарного, фашистского режима, характерной чертой которого является гомосексуальность. В начале мы видим, как за столиками дремлют молодые люди в странной одежде — одни в форме, подозрительно похожей на эсэсовскую, у других от этой формы осталась лишь фуражка в сочетании с колготками-сеточкой. Затем с помощью очень жесткого и агрессивного танца с элементами маршировки подчеркиваются другие характеристики этого мира — милитаризм и брутальность.
Но внезапно в брутальный танец врывается нежная мелодия чардаша Монти и образ женщины в черном. Эта единственная в клипе женщина носит головной убор, похожий на корону, за ее спиной стоит адъютант с моноклем, она взирает на мужские танцы со стороны. Можно предположить, что перед нами правительница этого фашистского государства, черная королева (кстати, немногие знают, что фашистская Италия, к примеру, формально была монархией), а разительный контраст чардаша и марша показывает, что между этой женщиной и миром, в котором она живет, существуют непреодолимые противоречия.
Роковая страсть черной королевы
Глядя на агрессивный танец, королева вспоминает погибшего возлюбленного и его похоронную процессию под звуки чардаша. Ее слова, обращенные к усопшему, полны печали: «Я знаю, что мы молоды, и что ты, возможно, любишь меня, но я больше не могу быть с тобой так, Алехандро…»
Кто такой Алехандро и почему он погиб? На несколько минут зритель видит мускулистого юношу в каске и с пистолетом, а вокруг него — множество нитей. Метафора понятна: скорее всего, Алехандро покончил с собой, устав быть марионеткой или запутавшись в отношениях с героиней Леди Гаги и своими товарищами — а скорее всего и то, и другое.
Но был ли Алехандро любовником героини в полном смысле слова? Слова «…Ее парень ей как отец» намекают, что страсть была односторонней, причем это касается не только Алехандро. Все, что есть у черной королевы — это ее фантазии. То, что эротические эпизоды существуют лишь в воображении, подчеркивают бинокуляры, которыми она регулярно прикрывает глаза.
Героиня клипа разрывается между желанием быть чистой и непорочной, как монахиня, и физическим влечением к мускулистым красавцам. Она то предается с ними пороку, то отказывается от их общества («Не хочу поцелуев… Не хочу объятий…»).
Черная королева распята на кресте страстей, но ей не суждено быть ни в постели, ни на сцене со своими кумирами. Ни Роберто, ни Фернандо она не нужна, и Алехандро не позовет ее с того света. Подобное поведение самоубийственно, оно разрушает героиню, и финальные кадры клипа вполне можно трактовать как ее символическую смерть.
Как объясняют смысл клипа певица и режиссер?
Подобная трактовка полностью укладывается в то объяснение «Alejandro», которое предлагает сама Леди Гага: «Это посыл любви и уважения всем моим друзьям-геям. …По сюжету клипа я добиваюсь от геев любви, но понимаю, что до конца не могу быть интересна и полноценная любовь в классическом понимании между нами невозможна». Режиссер видит в «Alejandro» грустную историю женщины, которая потеряла любимого и не может примириться с жестокостью мира вокруг.
Невозможность войти на равных в круг возлюбленных не противоречит смыслу, который вложил в клип Клейн, а дополняет его. Но почему режиссер перенес историю в столь мрачный, «фашистский» мир? Не только ради эпатажности, но и потому, что это позволяет дать множество цитат из культовых фильмов и клипов.
Какие произведения цитируются в клипе?
Если обращение к творчеству Мадонны, и прежде всего к клипу «Like a Prayer», критики увидели сразу, то с другими реминисценциями и цитатами из фильмов пришлось повозиться.
Очевиден намек на культовый фильм Б.Фосса «Кабаре», особенно в плане хореографии. Образы дремлющих молодых мужчин в начале клипа явно пришли из другого культового фильма — «Гибель богов» Л.Висконти, одним из самых впечатляющих эпизодов которого является расстрел в 1934 г. штурмовиков СА после пьяной оргии. А сцены жестокой оргии откровенно намекают на фильм Л.Кавани «Ночной портье».
Можно поискать и другие аллюзии (и они непременно найдутся). Но в любом случае очевидно: оригинальный сюжет и искусная игра с цитатами выводят «Alejandro» за рамки очередного эпатажного клипа, превращая его в интересное явление постмодернистской культуры.
лично я увидел много оккультных символов, чего только стоит монахиня в красном (символ вавилонской блудницы) проглатывающая распятие .Гага — приемница Мадонны 😉
Бредовый комментарий , примитивный , а где же истина?
Амели, а посмодернисткая культура склонна считать, что смысла то и нету. За смыслами идите либо к модерну, либо к метамодерну
Очень интересный анализ, спасибо!