Первое впечатление от «Воображариума доктора Парнаса» — о, да это сказка для детей от двенадцати и старше! И впрямь: компания бродячих артистов, старик и его очаровательная дочь, необыкновенное зеркало, сочные и в то же время простоватые декорации, забавные эпизоды, волшебная атмосфера — все это не раз встречалось в других фильмах-сказках. Но то, что для других режиссеров — самоцель, для Терри Гиллиама лишь творческий прием, с помощью которого он рассказывает весьма сложную постмодернистскую историю. Со сказкой она имеет мало общего: скорее это философская притча об устройстве мира и душе человека.
Кто такие доктор Парнас и мистер Ник?
Противостояние таинственного доктора Парнаса и харизматичного мистера Ника является основной сюжетной интригой, но кто эти двое? В самом ли деле это не более чем бывший монах, а ныне владелец балаганчика, и один из помощников черта, как пишут в некоторых рецензиях?
С мистером Ником проще: этот лощеный господин с усиками — несомненно, сам дьявол. Об этом свидетельствует как его интерес к душам, так и имя. «Старина Ник» — так в Англии издавна называли дьявола, не желая произносить его подлинное имя (ср. русское «нечистый» или «лукавый»). В мире зазеркалья Ник может предстать и в обличье гигантской змеи, точнее, змея, а змей в христианской традиции — одно из воплощений дьявола. Надо признать, что Ник в фильме — не самый злой и страшный дьявол: он не лишен юмора и даже демонстрирует склонность к честной игре. Можно сказать, что это современный дьявол-профессионал, действующий под девизом «Ничего личного».
Доктор Парнас, в отличие от Ника, фигура весьма загадочная. Его имя явно связано со священной для древних греков горой Парнас, где не только обитали музы, но и находился центр земли. К античности нас отсылает и сценический образ Антона, помощника доктора, который зазывает зрителя в костюме бога Меркурия. Но воспоминания Парнаса о периоде его монашества переносят зрителя никак не в античную Грецию.
Похоже, что доктор Парнас связан с самыми разными религиями — от политеизма до буддизма. Он обладает сверхъестественными способностями: его «Воображариум» работает лишь в том случае, когда Парнас впадает в транс. Он на равных состязается с дьяволом. Хотя он уже не бессмертен, на смертного он тоже походит мало, несмотря на очень человеческую склонность напиваться в момент отчаяния. И, главное, он, как и Ник, творит свою вселенную.
Все это позволяет предположить, что доктор Парнас — нечто вроде доброго странствующего божества, покровителя искусства и фантазии. Остается выяснить, зачем он странствует со своим балаганчиком.
Что такое «Воображариум»?
Доктор Парнас предлагает всем, у кого хватит смелости, увлекательную прогулку по необыкновенному миру иллюзий и грез. Пройдя сквозь зеркало-портал, человек попадает в пространство, существующее в его воображении — и в воображении доктора Парнаса. Прогулка по фантастическому миру может вызвать эйфорию, необычайный душевный подъем, но может и привести в ад — все зависит от конкретной личности.
Разумеется, «Воображариум» — не более чем развернутая метафора того духовного утешения, которое веками предлагали людям все религии и все искусство мира. Но в современном мире торжествует прагматизм и стремление жить здесь и сейчас, и потому дела у доктора Парнаса идут скверно. Зрителям не интересен его старомодный балаганчик, и даже его дочь Валентина грезит об очень банальных и земных вещах: уютном доме, счастливой семье, материальном благополучии, а не о духовных исканиях.
Все меняет появление Тони Шепарда, которого Валентина и Антон спасают от смерти.
В чем смысл сюжетной линии Тони Шепарда?
Загадочный авантюрист Тони Шепард — воплощение столь чуждой Парнасу деловой и прагматической стихии. Он наглядно показывает, что происходит с духовностью, фантазией, религией и прочими тонкими материями, если они попадают в руки дельцов. Поначалу грамотный пиар обеспечивает приток неофитов, касса быстро пополняется, но заканчивается все полным крахом.
С появлением Тони Шепарда волшебство превращается в средство наживы, а это значит, что мир доктора Парнаса обречен. Увы, ныне и религия, и искусство, и духовные практики в большинстве своем стали вариантами бизнеса. Примечательно, что знаки на лбу Тони, отчетливо видные в тот момент, когда его вынули из петли, подозрительно похожи на масонские.
Намекает ли режиссер тем самым, что современные духовные учения и околорелигиозные течения, такие, как New Age, находятся в руках масонов? Кто знает. Прелесть фильма в том и заключается, что там не подают идеи прямо, «в лоб», и ничего не навязывают. Но очевидно, что подлинным соблазнителем для всех, и в том числе для Валентины, является не старомодный Ник, а Тони.
Почему Шепарда играют четыре разных актера?
Первоначально Тони Шепарда должен был играть один актер — Хит Леджер, неожиданно скончавшийся в разгар съемок. Перед Гиллиамом встала непростая задача, которую он разрешил таким образом, что роковое стечение обстоятельств пошло фильму на пользу. По новой версии сценария Тони меняется в зазеркалье в зависимости от того, кто на него смотрит и каким хочет его видеть. В исполнении Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла зритель видит трех Тони — разных и в то же время неуловимо похожих. Такой ход не только спас фильм, но и придал ему дополнительную глубину. Кстати, свои гонорары Депп, Лоу и Фаррелл отдали маленькой дочери Леджера.
Что за мафия гоняется за Шепардом?
Колоритные бандиты, преследующие хитроумного Тони, выглядят не столько страшно, сколько забавно, хотя они вполне способны на преступление. Их этническая принадлежность четко не определена, но упоминание Майдана и поиск убежища под широкими юбками гигантской «мамки» в характерной одежде позволяют утверждать, что речь идет об украинской мафии. Наделав, что называется, шороху, она благополучно возвращается в зазеркалье к родине-матери, к родным хаткам, садам и прочему этнографическому антуражу. Тем самым режиссер дает понять, что подлинная угроза для западного мира — это отнюдь не полумифическая восточноевропейская организованная преступность. Более того, украинские мафиози, по большому счету, являются жертвами: ведь их деньги прикарманил обаятельный Тони.
В чем смысл финальной сцены?
Утратив свой фургон и дочь, доктор Парнас оказался в весьма скверном положении. Он ужасно выглядит и не решается показаться на глаза Валентине, чьи дела, наоборот, идут блестяще: она получила все, о чем мечтала. Но значит ли это, что Парнас проиграл? Нет, конечно. Во-первых, его волшебный балаганчик — пусть в виде кукольного театра — продолжает существовать и пробуждать фантазию зрителей. Во-вторых, Валентина не досталась дьяволу: она живет в обычном мире нормальной жизнью. Таким образом, очередной раунд вечной битвы Бога и дьявола в сердцах людей, о которой писал любимый Гиллиамом Достоевский, опять закончился ничьей.
Парнас не бог, он — брахман.
Воображариум похож на «индуистское» безначалье — мир из которого все родилось и в который могут входить медитацией брахманы и сильные кшатрии.
А куда делся тот парень, что хотел изнасиловать Сливку? Его не нашли ни полиция, ни друзья.
Ушёл» … в физическом теле уйти невозможно, то что Парнас имеет ввиду..
Пускай и сладостен азарт
По сразу двум идти дорогам
Нельзя одной колодой карт
Играть и с Дьяволом и с Богом!