Смысл клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Смысл клипа Mein Herz Brennt понять не так просто, даже если пытаться, а не просто просмотреть беглым взглядом. Всё, что различает глаз, — кошмарные образы, тёмную кровь, извивающиеся тела, беззвучные крики истязаемых и фигурки детей.

В этом и был замысел группы: оставить непрерывный поток пугающих образов. На них трудно сосредоточиться, так как каждый показывается около 3 секунд и его тут же сменяет новый, ещё более жуткий. Если бы можно было рассматривать и анализировать этих персонажей, то они бы пугали не так сильно. Но нет — непрекращающаяся лента кошмара и составляет этот клип.

Один из режиссеров клипа (Эухенио Рекуенко) был отстранен от работы именно потому, что в его творении не хватало динамичности. Он всё-таки фотограф — его образы необычны и пропитаны особой энергетикой, но лишены движения, драйва и огня, которые мы так сильно любим в творчестве Rammstein. В результате доработки клипа другим режиссером мы смотрим видео, полное динамики. И именно это чувство остается после просмотра — создатели добивались вовсе не того, чтобы мы анализировали что-либо, разбирали сюжет на детали, а остались с тягостным ощущением неостановимого и непреодолимого кошмара, с которым нельзя сделать ничего, который придет обязательно — это знает любой, кто был ребёнком.

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Место съемки более чем необычно — заброшенная больница для туберкулезников, или, по некоторым данным — сумасшедший дом. Что бы это ни было, энергетика у здания тёмная и мрачная, стены пропитаны реальной болью и мыслями тех, кто был здесь, — мыслями о смерти. Лучшего места для клипа найти было просто нельзя.

В клипе можно различить два оттенка — серый и красный. Серый — тишина и покой, и на его фоне еще более жутко смотрятся разворачивающиеся картины бреда и кошмаров. Красный — пылающие столпы огня, окровавленное сердце и зловещий свет. Объединяет их между собой чёрный, как проводник из тьмы Чистилища, где нет ничего, в разверстую пасть Ада. Вместе с тем, красный — энергия, развитие и жизнь.

О чём клип Rammstein — Mein Herz Brennt: разгадка в песне

Чтобы понять, о чем клип Rammstein — Mein herz brennt, нужно обратиться к тексту песни. Там повествуется о верховном Кошмаре с горящим сердцем, который становится сильнее от детских слез, доставляемых ему инфернальными сущностями. Эти сущности пугают детей, а Кошмар — «голос из подушки» — будет петь, пока горит его сердце.

Образы, созданные под песню, весьма оригинальны: не шаблонные идеи, переходящие из клипа в клип, как бывает у других исполнителей. Клип Mein Herz Brennt воспринимается как полноценный художественный фильм. Идеи трактовать непросто, потому что создатели не выбрали готовых героев, а создали нечто новое, но мы все же попытаемся разобрать их.

Суть клипа Rammstein — Mein Herz Brennt в образах

Дети с разрисованными мешками на головах. Они сироты, и изображенные на ткани лица — роли, которые им хочет навязать общество, можно различить красоток и печального Пьеро. Никому не интересен внутренний мир ребенка, его лицо скрыто мешком, потому что полюбить его могли бы только родители, а их нет. Общество относится к приютским детям предвзято. Нельзя не вспомнить образ ребенка с мешком на голове из фильма «Приют» Гильермо дель Торо — такой же ледянящий кровь непрекращающийся ужас происходил и там.

Ничьи дети, запуганные и бесправные, которых никто не спасет — это все мы под надвигающимся ночным комаром, о котором и говорится в песне.

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Воспитательница детского приюта.  Мы видим, как она пытается защититься от Тилля с помощью ружья, но ей не удается и она кричит от ужаса, потому что он хватает ее и пытается целовать. Она молода и прекрасна, но через несколько кадров мы видим её старой, а кошмар всё так же терзает её, пока она не падает замертво. Что именно так пугало и мучало её? Мы может увидеть в уверенно надвигающемся на девушку Тилле архетипического Мужчину. Поскольку она ухаживает за сиротами, скорее всего, у неё нет и не может быть любимого человека, а образы страсти терзают её одновременно и желанием и страхом, как и всю жизнь, до самой смерти — Эрос и Танатос всегда вместе.

Герой Тилля одновременно может трактоваться как выросший воспитанник приюта, который пришел отомстить за всё, что она делала с детьми. К примеру, сцена, где девочка вся намертво закована в ремни, или нахождение детей в низкой клетке — чудовищная жестокость, как и окунание связанного человека в ледяную воду.

Тем, кому понравился клип и его атмосфера, будет небезынтересен второй сезон American Horror Story: Asylum про лечебницу для сумасшедших осужденных Браерклиф, где практиковались разнообразные пытки и присутствовали потусторонние силы.

Девушка на гинекологическом кресле, которой помогают врачи — участники группы. Непонятно, роды ли это или операция, но, тем не менее, поёжиться этот фрагмент заставляет. Образ трактуется на первый взгляд просто — Мать, Рождение, создание новой жизни. Но в  контексте клипа образ смотрится таким же пугающим, как и остальные. Зачем рождаться, если мир так кошмарен, и жизнь пройдет, скорее всего, в приюте. Девушка обладает альтернативной внешностью, это известная модель-фрик, но её необычная наружность в клипе также призвана дать понять зрителю, что это иной, кошмарный мир.

Лысая девушка в кринолине, где прячутся дети. Образ вытекает из предыдущего — забота матери в этом инфернальном мире — скорее ограничение, и дети так же беззащитны перед любым кошмаром — их не защитит каркас кринолина, напоминающий клетку.

Девушка — ночной кошмар. Она сидит на спинке кровати спящего человека, и, просыпаясь от одного кошмара, он видит другой — её пугающее и агрессивное лицо, она вся белая и со скрюченной спиной — напоминает ожившую горгулью. В этой сцене создатели хотели передать непрерывность кошмара — он снился в детстве, он снится и сейчас, и будет вечно.

Плачущий Тилль  — олицетворение ночного кошмара, его гипербола. Его слёзы — возможно, от ужаса перед самим собой, неотвратимостью зла и мучениями людей.

Дети в костюмах зайцев — отчего-то этот милый на словах образ в клипе выглядит пугающим и тревожным. Про вирусный ролик с волшебным кроликом, поющим «etis, atis, animatis», думаю, никому напоминать не нужно. Возможно, дети пугают, потом что на чёрно-белой фотографии особенно сильно выделяются белки глаз, ввалившиеся на фоне серой кожи. В небрежно сделанных заячьих ушах можно увидеть рога сатаны. Дети через образ зверя становятся ближе к инфернальному миру. Огонь пожирает их фотографию, как время — их жизни.

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Музыканты в черной крови, играющие на виолончелях. Единственный кадр во всем клипе, который можно назвать красивым, — это плавные и долгие движения смычков. Музыканты в комнате со свечами и тёмными стенами будто аккомпанируют разворачивающейся дьявольской мессе.

Человек в высокой чёрной маске — тот самый ночной кошмар. Дети боятся его, пытаются спастись, но безуспешно, он терзает их длинными черными когтями, глядя нарисованными нечеловеческими глазами. Вспоминаются скандалы с детскими приютами, где детей истязали в сатанинских ритуалах, так как они были беззащитными сиротами, которых бы никто не хватился. Эта история описана в триллере «Ябеда»  — книге не для слабонервных, написанной Сэм Хайес. Здесь же дети находятся в своеобразной клетке, и ужас неотвратим, его нельзя избежать.

Огонь  квинтэссенция самого страха,  терзающей страсти, живого, пожирающего ужаса, который несёт смерть. Но вместе с этим он созидает освобождение — в конце из пылающего пожаром приюта выбираются люди, словно из заточения, возможно, это те самые сироты, которые наконец-то покидают дом своего ужаса, перестают подчиняться кошмару.

Интересно, что сцену, где Тилль идет на фоне горящих стен, снимали «по-настоящему», а не создали с помощью компьютерной графики. Так что атмосфера весьма реалистична: и дом — место мучений и пыток, и огонь пылал на самом деле.

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Кадры из клипа Rammstein — Mein Herz Brennt

Поедание окровавленного сердца. Выдирание сердца из груди, поглощение себя, уничтожение в самом прямом смысле — ненависть к себе и одновременно перерождение, желание избавиться от этого горящего сердца. Одна из самых шокирующих сцен в клипе.

Мужчины, покидающие горящий дом. Ранее мы видели их как детей, запертых в углублении с решёткой, где Кошмар мог прикасаться и мучить их. Но они выросли и сломали прутья, подожгли дом и ушли на свободу.

Тем, кто оценил это  клип, может понравиться книга Рэнсома Риггза «Дом странных детей», где будет и приют, и фотографии не из этого мира, и сироты, наделенные инфернальными способностями.

В чем же смысл клипа Rammstein — Mein herz brennt? Итак, видео целиком основано на песне, все образы — из неё. Детские ночные кошмары — часть нашей жизни, от них не сможет спасти никто и ничто. Пугающие образы будут приходить неотвратимо и питаться нашей болью и страхом. Но и непрекращающемуся аду можно дать отпор. Сначала нам кажется, что Огонь, живая сила — на стороне Кошмара, но это не так — Страсть может победить страх.

5 3 голоса
Рейтинг статьи
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
4 лет назад

В конце, когда мужчины покидают дом, камера наводится на лица, и черты лица выдают главного солиста группы. Не знаю точно, но похоже что возможно детишки сбежали уже мужчинами, но не от персонажа Тиля.

MarkusRain
MarkusRain
4 лет назад

Очень похоже на Сайлент Хилл, даже в мобильном Orphan был похожий сюжет.

Леди Шурша
Леди Шурша
4 лет назад

Девушка в гинекологическом кресле использует тот же огромный шприц, в который собирают слезы детей. Если остановить кадр, видно что она его держит между ног…С какой целью — можно только догадываться. Слезы нужны Тилю….он , вероятно, ими питается или ванны из них принимает.

Илья
Илья
4 лет назад

Спасибо за развернутый рассказ.

Игорёк
Игорёк
1 год назад

Мне кажется есть альтернативное видение девушки с ружьём.
В клипе явно есть линия времени. Где сначала дети, а в конце они взрослые.
Так вот эта девушка с ружьем могла его остановить, убив и остановился бы этот кошмар. Но нерешимость показывает как она в этом ужасе состарилась и умерла в этом ужасе.