Стыдно ли смотреть «Стыд»?

Shame (2011) фильм Стыд, содержание, философия и скрытый смысл

Фильм «Стыд» с Майклом Фассбендером и Кэри Маллиган в главных ролях, вышедший на широкие экраны в 2011-ом году, снискал славу достаточно скандальной и откровенной картины. В общем-то, это и неудивительно, ведь главный герой фильма – сексоголик. Однако если вы посмотрели его, начитавшись восторженных отзывов поклонниц Майкла Фассбендера, то вы вполне могли остаться в недоумении. Картина все-таки отнюдь не настолько горяча и развязна, как принято о ней говорить.

В начале фильма главный герой видит в метро милую девушку в скромной одежде

В начале фильма главный герой видит в метро милую девушку в скромной одежде

Красивых сексуальных сцен сродни произведениям искусства здесь нет и в помине. Те моменты интимной близости, что показаны в кадре, вызывают, скорее, отвращение, как порой и сам главный персонаж. Другие чувства могут появиться разве что у страстных фанатов ирландского актера, начинающих улыбаться каждый раз, когда он появляется на экране, вне зависимости от того, что он там говорит и делает. И это по-своему замечательно, ведь «Стыд» и не задумывался как мелодрама с привлекательной мордашкой популярного актера.

Отношения с сестрой

Практически с самого его начала мы понимаем, что в отношениях между Брэндоном и Сисси что-то не так, и что причина кроется в чем-то довольно интимном. Но в чем конкретно дело – нам так и не рассказывают. Собственно, Стив Маккуин, выступивший в качестве режиссера и сценариста в одном лице, не раскрыл подробностей и в ходе интервью, посвященных выходу картины. И это, равно как и отсутствие красивых картинок, снова немного огорчает, но снова воспринимается как нечто, в наибольшей степени подходящее для этого проекта.

В конце фильма та же девушка выглядит гораздо более ярко и вызывающе

В конце фильма та же девушка выглядит гораздо более ярко и вызывающе

«Стыд» – это фильм, скорее, о состояниях людей, чем об историях их жизней. Персонажи выхвачены в определенные моменты времени, когда их проблемы и несовершенства видны во всей красе, и только эти моменты мы и должны увидеть. Мы можем лишь догадываться, что было до, и что будет после. Но объяснять это нам никто не будет, да и смысла в этом особого нет. Суть здесь, скорее, в том, чтобы понять главных героев и прочувствовать атмосферу, а не в том, чтобы построить какие-то логические цепочки.

Зависимость от секса как серьезная проблема

По словам Майкла Фассбендера, он сам рассмеялся, когда впервые услышал о сексоголизме: дескать, тоже мне, проблема. Тем временем это вполне серьезный недуг, который способен серьезно повлиять на качество жизни человека. Чтобы разобраться в этом поглубже, и Фассбендер, и Маккуин, потратили достаточно много времени на общение с людьми, у которых есть патологическая зависимость от секса.

Посмотреть порнографию во время ужина для Брэндона в порядке вещей

Посмотреть порнографию во время ужина для Брэндона в порядке вещей

Как выяснили оба, проблема здесь кроется в сложностях с выражением эмоций. Большинство сексоголиков испытывают определенные трудности с тем, чтобы открыться и довериться кому бы то ни было в чувственном, а не в физическом плане. Из-за этого им крайне сложно начать серьезные отношения с другим человеком, даже если этот кто-то будет вполне способным к эмпатии: они просто не могут позволить себе эмоциональную близость, у них вырабатывается серьезный внутренний барьер.

Поэтому они, как заведенные, бегут от своих проблем по одному и тому же сценарию. Занимаются сексом с кем-то, кого вряд ли еще когда-либо увидят в своей жизни. Потом этот кто-то уходит, забирая вместе с собой и свой внутренний мир, а сексоголик остается неуязвимым с эмоциональной точки зрения. Его чувственная сфера находится под контролем, в нее никто не вторгается в результате этого чисто физиологического контакта. Но, в то же время, даже зависимый от секса человек понимает, что такой образ жизни не ведет ни к чему хорошему, и потому каждый раз после ночи со случайным партнером испытывает смущение и стыд. Собственно, отсюда и взялось название фильма.

Попытка Брэндона завести с кем-то отношения заранее обречена на провал

Попытка Брэндона завести с кем-то отношения заранее обречена на провал

Брэндон «создает свою тюрьму из собственного тела» – так выразился Стив Маккуин, описывая поведение персонажа. Его зависимость сродни алкоголизму, наркомании или булимии: он идет по замкнутому кругу, повторяя одно и то же, чертовски уставая от этого, но не имея сил и возможностей вырваться. И эту гнетущую атмосферу безысходности, отчаяния и даже ненависти к самому себе из-за пагубной привычки фильм передает на все 100%.

Брэндон и Сисси как две противоположности

Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.

"Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты - настоящий паразит", - отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

“Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты – настоящий паразит”, – отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.

Они как мы, мы как они

Показанных в фильме персонажей можно воспринимать по-разному, однако они не были созданы лишь для того, чтобы вызвать чувство отторжения. Откровенно говоря, Стив Маккуин и не хотел, чтобы между зрителями и героями картины была проложена четкая, непоколебимая грань. Брэндон Фассбендера не задумывался как отталкивающий персонаж, который будет вызывать у всех и каждого антипатию. Сам актер объяснил, что старался не осуждать своего героя, а прочувствовать его, сделать живым и правдоподобным.

Попытки Сисси покончить с собой - чересчур очевидный способ привлечения внимания

Попытки Сисси покончить с собой – чересчур очевидный способ привлечения внимания

Понять и простить – собственно, примерно это ожидается от внимательного и сочувствующего зрителя. Брэндон не неприкасаемый, он такой же человек, как и все мы: со своими проблемами, страхами, внутренними барьерами и переживаниями. Самая простая мысль, которую может вызвать у вас «Стыд» – «хорошо, что у меня дела обстоят получше». Но в том-то и дело, что так мыслить проще всего. Гораздо сложнее задуматься о том, по каким повторяющимся циклам ходите вы в своей жизни, и попытаться разорвать те порочные круги, в которых вы застряли. В конце концов, у каждого человека найдется, чего стыдиться, и в каком направлении совершенствоваться.

Универсальный сюжет

«Стыд» и в самом деле достаточно универсален: это не боевик и не экшн, не фильм о супергероях и не мелодрама. Это фильм о состояниях людей при наличии проблем, с аналогами которых сталкиваются очень многие. Пускай для примера выбрана одна из самых неприглядных проблем, и показана она беспристрастно и не слишком эстетично, однако тем эта картина и хороша: она впечатывается в подкорку ненавязчивым, но вполне справедливым укором.

В завершение стоит отметить, что, конечно, Майкл Фассбендер и Кэри Маллиган постарались на славу. Если бы не их актерская игра, то этот своеобразный фильм вполне мог бы скатиться в бездну неприглядного ширпотреба. Но они гармонично дополнили своим талантом детально проработанный сюжет со вполне конкретным посылом, и в результате получилось кино, которое действительно не стыдно смотреть.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.