Стыдно ли смотреть «Стыд»?

Фильм «Стыд» с Майклом Фассбендером и Кэри Маллиган в главных ролях, вышедший на широкие экраны в 2011-ом году, снискал славу достаточно скандальной и откровенной картины. В общем-то, это и неудивительно, ведь главный герой фильма – сексоголик. Однако если вы посмотрели его, начитавшись восторженных отзывов поклонниц Майкла Фассбендера, то вы вполне могли остаться в недоумении. Картина все-таки отнюдь не настолько горяча и развязна, как принято о ней говорить.

В начале фильма главный герой видит в метро милую девушку в скромной одежде

В начале фильма главный герой видит в метро милую девушку в скромной одежде

Красивых сексуальных сцен сродни произведениям искусства здесь нет и в помине. Те моменты интимной близости, что показаны в кадре, вызывают, скорее, отвращение, как порой и сам главный персонаж. Другие чувства могут появиться разве что у страстных фанатов ирландского актера, начинающих улыбаться каждый раз, когда он появляется на экране, вне зависимости от того, что он там говорит и делает. И это по-своему замечательно, ведь «Стыд» и не задумывался как мелодрама с привлекательной мордашкой популярного актера.

Отношения с сестрой

Практически с самого его начала мы понимаем, что в отношениях между Брэндоном и Сисси что-то не так, и что причина кроется в чем-то довольно интимном. Но в чем конкретно дело – нам так и не рассказывают. Собственно, Стив Маккуин, выступивший в качестве режиссера и сценариста в одном лице, не раскрыл подробностей и в ходе интервью, посвященных выходу картины. И это, равно как и отсутствие красивых картинок, снова немного огорчает, но снова воспринимается как нечто, в наибольшей степени подходящее для этого проекта.

В конце фильма та же девушка выглядит гораздо более ярко и вызывающе

В конце фильма та же девушка выглядит гораздо более ярко и вызывающе

«Стыд» — это фильм, скорее, о состояниях людей, чем об историях их жизней. Персонажи выхвачены в определенные моменты времени, когда их проблемы и несовершенства видны во всей красе, и только эти моменты мы и должны увидеть. Мы можем лишь догадываться, что было до, и что будет после. Но объяснять это нам никто не будет, да и смысла в этом особого нет. Суть здесь, скорее, в том, чтобы понять главных героев и прочувствовать атмосферу, а не в том, чтобы построить какие-то логические цепочки.

Зависимость от секса как серьезная проблема

По словам Майкла Фассбендера, он сам рассмеялся, когда впервые услышал о сексоголизме: дескать, тоже мне, проблема. Тем временем это вполне серьезный недуг, который способен серьезно повлиять на качество жизни человека. Чтобы разобраться в этом поглубже, и Фассбендер, и Маккуин, потратили достаточно много времени на общение с людьми, у которых есть патологическая зависимость от секса.

Посмотреть порнографию во время ужина для Брэндона в порядке вещей

Посмотреть порнографию во время ужина для Брэндона в порядке вещей

Как выяснили оба, проблема здесь кроется в сложностях с выражением эмоций. Большинство сексоголиков испытывают определенные трудности с тем, чтобы открыться и довериться кому бы то ни было в чувственном, а не в физическом плане. Из-за этого им крайне сложно начать серьезные отношения с другим человеком, даже если этот кто-то будет вполне способным к эмпатии: они просто не могут позволить себе эмоциональную близость, у них вырабатывается серьезный внутренний барьер.

Поэтому они, как заведенные, бегут от своих проблем по одному и тому же сценарию. Занимаются сексом с кем-то, кого вряд ли еще когда-либо увидят в своей жизни. Потом этот кто-то уходит, забирая вместе с собой и свой внутренний мир, а сексоголик остается неуязвимым с эмоциональной точки зрения. Его чувственная сфера находится под контролем, в нее никто не вторгается в результате этого чисто физиологического контакта. Но, в то же время, даже зависимый от секса человек понимает, что такой образ жизни не ведет ни к чему хорошему, и потому каждый раз после ночи со случайным партнером испытывает смущение и стыд. Собственно, отсюда и взялось название фильма.

Попытка Брэндона завести с кем-то отношения заранее обречена на провал

Попытка Брэндона завести с кем-то отношения заранее обречена на провал

Брэндон «создает свою тюрьму из собственного тела» — так выразился Стив Маккуин, описывая поведение персонажа. Его зависимость сродни алкоголизму, наркомании или булимии: он идет по замкнутому кругу, повторяя одно и то же, чертовски уставая от этого, но не имея сил и возможностей вырваться. И эту гнетущую атмосферу безысходности, отчаяния и даже ненависти к самому себе из-за пагубной привычки фильм передает на все 100%.

Брэндон и Сисси как две противоположности

Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.

"Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты - настоящий паразит", - отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

«Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты — настоящий паразит», — отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.

Они как мы, мы как они

Показанных в фильме персонажей можно воспринимать по-разному, однако они не были созданы лишь для того, чтобы вызвать чувство отторжения. Откровенно говоря, Стив Маккуин и не хотел, чтобы между зрителями и героями картины была проложена четкая, непоколебимая грань. Брэндон Фассбендера не задумывался как отталкивающий персонаж, который будет вызывать у всех и каждого антипатию. Сам актер объяснил, что старался не осуждать своего героя, а прочувствовать его, сделать живым и правдоподобным.

Попытки Сисси покончить с собой - чересчур очевидный способ привлечения внимания

Попытки Сисси покончить с собой — чересчур очевидный способ привлечения внимания

Понять и простить – собственно, примерно это ожидается от внимательного и сочувствующего зрителя. Брэндон не неприкасаемый, он такой же человек, как и все мы: со своими проблемами, страхами, внутренними барьерами и переживаниями. Самая простая мысль, которую может вызвать у вас «Стыд» — «хорошо, что у меня дела обстоят получше». Но в том-то и дело, что так мыслить проще всего. Гораздо сложнее задуматься о том, по каким повторяющимся циклам ходите вы в своей жизни, и попытаться разорвать те порочные круги, в которых вы застряли. В конце концов, у каждого человека найдется, чего стыдиться, и в каком направлении совершенствоваться.

Универсальный сюжет

«Стыд» и в самом деле достаточно универсален: это не боевик и не экшн, не фильм о супергероях и не мелодрама. Это фильм о состояниях людей при наличии проблем, с аналогами которых сталкиваются очень многие. Пускай для примера выбрана одна из самых неприглядных проблем, и показана она беспристрастно и не слишком эстетично, однако тем эта картина и хороша: она впечатывается в подкорку ненавязчивым, но вполне справедливым укором.

В завершение стоит отметить, что, конечно, Майкл Фассбендер и Кэри Маллиган постарались на славу. Если бы не их актерская игра, то этот своеобразный фильм вполне мог бы скатиться в бездну неприглядного ширпотреба. Но они гармонично дополнили своим талантом детально проработанный сюжет со вполне конкретным посылом, и в результате получилось кино, которое действительно не стыдно смотреть.

4.2 15 голоса
Рейтинг статьи
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Richy
Richy
5 лет назад

не стыдно смотреть говорите?… а посмотреть его с женой, тещей и своими детьми прекрасным воскресным вечером не стыдно будет?….

Вася
Вася
Ответить на  Richy
4 лет назад

Мне кажется, что смотреть фильм 18+ с детьми, не очень правильно)

Алекс
Алекс
Ответить на  Richy
1 год назад

Для таких дружных «посмотрелок» и фильмы подбираются соответствующие. Есть даже раздел на различных платформах-«для семейного просмотра» или что-то подобное. А «18+»,ну извините……

Richy
Richy
5 лет назад

В современный фильмах все больше пошлости, порнографии, насилия… Эксплуатация низменных потребностей человека. Где здесь искусство? Искусство — это символы, это образы, это всегда завеса над истинным смыслом, стимулирующая к мысли и к развитию. Все меньше и меньше хочется смотреть современное «кинотворчество», так и рискуешь нарваться на откровенную пошлость…

Анон
Анон
Ответить на  Richy
2 лет назад

смотреть воскресным вечером что-то в месте с семьей лучше комедию или про животных — на заметку)
я уверен, что у вас внутри тоже немало пошлости, раз вы так громко заявляете об этом)

ввв
ввв
Ответить на  Richy
6 месяцев назад

классика «не смотрел, но осуждаю»… искусство это, в первую очередь, когда ты не вешаешь ярлыки из-за нежелания открывать глаза

Алекс Кенигсберг
Алекс Кенигсберг
5 лет назад

Что хотел сказать режиссер поймет только тот человек, который сам долго жил подобной жизнью. С одной стороны становишься психологом и сильно разочаровываешься в людях, но иногда, очень редко бывает так, что сильно сожалеешь, что оставил какого-то очень хорошего, но незащищенного человека, а он тебя, кажется, любил и готов был на многое ради тебя. Или же просто этот человек был порядочным и надежным. И живешь дальше с чувством вины. Мне очень понятна концовка. Но, как говорится, обжегшись на молоке, потом дуешь на воду.

Таня
Таня
4 лет назад

Не знаю, чего конкретно добивался режиссер. Но на поверхности фильма лежит одна, легкочитаемая проблема, брат хочет сестру, а сестра хочет брата. И мы видим, что они прекрасно об этом знают, но не переступают эту черту, понимая что инцест это очень плохо даже для них. Здесь не поднимается проблема сексоголика, здесь возникает смысл переспать с кем угодно, дабы подавить желание и удержаться от инцеста с родным по крови человеком. Поэтому он нанимает проститутку и повторяет все, что делал с его сестрой начальник. И именно поэтому она ему говорит, что они оба из ада. Странно, что этого никто не заметил из критиков.

Виола
Виола
Ответить на  Таня
5 месяцев назад

Я точно так же поняла этот фильм.

Ооггоогоо
Ооггоогоо
1 год назад

По моему, концовка показывает что человек научился себя контролировать

Ира
Ира
3 месяцев назад

В моей жизни был человек с похожим психическим расстройством личности . Проявляет себя в «близких» если так можно сказать отношениях . Долго не может держать маску . Они даже говорят однотипными фразами и пытаются навешивать чувство вины …

Последний раз редактировалось 3 месяцев назад Ира ем