Смысл фильма «Под покровом ночи»

Фильм «Под покровом ночи» Тома Форда — это история изящной мести, если, конечно, можно назвать месть изящной. За несколько вечеров главная героиня — владелица арт-галереи по имени Сьюзен — осознаёт, как далеко её жизнь разошлась с мечтами юности. Об этом ей рассказывает её бывший муж через свой гениальный роман.

О чём на самом деле роман Эдварда?

В романе «Ночные животные» Эдвард описал свой собственный внутренний мир. История Тони Хэстингса — это то, как Эдвард отрефлексировал уход Сьюзен. Сьюзен сделала ему так больно, как только могла — она не верила в его писательский талант; она считала его слабым; она бросила его ради человека, который был его полной противоположностью; она отняла у него возможность стать отцом.

Для Эдварда боль от потери жены и нерождённой дочери сопоставима с болью Тони Хэстингса, чью жену и дочь зверски убили ночные бандиты. Кроме того, банда издевается над слабостью Тони, и даже лейтенант полиции Бобби Андес поначалу разговаривает с Тони с едва уловимой издёвкой.

Бобби: Я так понимаю, оружия у парней не было.
Тони: Нет.
Бобби: Хм. Ясно. Значит, что выходит: некто по имени Лу увёз вас куда-то в кусты и выбросил?
Тони: Нет, он… посадил меня за руль.

В реальной жизни Сьюзен и её мать считают Эдварда слабым, хотя и не говорят ему об этом напрямую. Но самое болезненное для Эдварда — это то, что Сьюзен низко оценивает его творчество. «Я думаю, тебе надо писать не только о себе», — говорит она Эдварду. «Все писатели всегда пишут только о себе», — возражает Эдвард. Роман «Ночные животные» — это его очередная книга о себе, которая станет одновременно и признанным шедевром, и личной местью Сьюзен.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals) - философия и замысел фильма

Месть Эдварда и смысл финала

Пока Сьюзен строила семейную жизнь и развивала ненавистную ей галерею, Эдвард совершенствовал своё литературное мастерство. Рукопись своего первого романа он отправляет Сьюзен, и та немедленно погружается в чтение. Повествование захватывает её с первых страниц. Теперь Сьюзен вынуждена признать, что Эдвард действительно талантливый писатель. Под впечатлением от романа она назначает Эдварду встречу, и тот сразу соглашается.

Эдвард предлагает Сьюзен самой указать место встречи. Естественно, Сьюзен выбирает роскошный ресторан, который подходит её нынешнему положению. На фоне этой роскоши она выглядит особенно нелепо, когда заказывает один шот за другим в ожидании Эдварда. Но Эдвард всё не появляется. Наконец, Сьюзен понимает.

Эдвард не собирался приходить.

Она могла назначить любое место, любое время. Он бы не пришёл.

Роман «Ночные животные» — блестяще написанный, обречённый на успех — это месть Эдварда своей бывшей жене. Месть за то, что она не верила в него, считала его слабым, зацикленным на себе плохим писателем. Своим романом он доказал ей, что его внутренний мир ярче и богаче того «реального» мира, в который погружена Сьюзен. Он напомнил ей о мечте, которую она предала, и заставил её пожалеть о выборе, который она сделала двадцать лет назад.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals) - философия и замысел фильма

Говорящие детали в фильме

Картина с надписью REVENGE

Гуляя по своей галерее, Сьюзен натыкается на странную картину — белое полотно с чёрными буквами REVENGE («месть»). Сьюзен не помнит, откуда взялась эта картина. Коллега напоминает ей, что она сама приобрела полотно несколько лет назад. Смысл этой детали становится ясен только в финале. Месть — центральная тема обеих историй: Тони мстит убийцам своей семьи, а Эдвард мстит Сьюзен.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals) - философия и замысел фильма

«Ночные» параллели

Главная параллель, конечно, связана с названием фильма и романа. В оригинале они называются одинаково: Nocturnal Animals («Ночные животные»). Почему переводчики фильма превратили название в «Под покровом ночи» — мне неизвестно.

В романе под «ночными животными», очевидно, подразумевается банда убийц, которые нападают на семью Хэстингсов на ночной трассе. В реальной жизни «ночное животное» — это милое прозвище, которым Эдвард называл Сьюзен. Подарив её прозвище компании грабителей и насильников, Эдвард даёт понять, что её уход был не менее жесток, чем ночное нападение и убийство.

В фильме есть и другая, более тонкая параллель, связанная с ночью. Во время ссоры Эдвард говорит Сьюзен: «Я писал всю ночь, я хотел, чтобы тебе понравилось». Сравните это с разговором Тони и его дочери:

Индия: Может, без ночёвки поедем? Хочется побыстрее.
Тони: Спроси у матери, она главная.

Как можно понять из дальнейших событий, жена Тони решает ехать без ночёвки. Подтекст, который здесь можно прочитать, таков: Тони готов всю ночь вести машину ради своей жены, но это приводит к трагедии, так как на трассе небезопасно. Эдвард готов всю ночь писать ради Сьюзен, но это приводит к разрыву, так как Сьюзен не ценит его творчество.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals) - философия и замысел фильма

Реальный мир

Мир реальный и мир вымышленный очень чётко разделены в фильме. Но так ли реален реальный мир? Часть действия происходит в памяти Сьюзен — её воспоминания об Эдварде уже давно перестали быть реальностью. А то, что окружает Сьюзен в настоящем, слишком пусто и безжизненно. Поэтому мир Тони Хэстингса кажется более полнокровным и реальным, чем мир Сьюзен. Это подтверждают слова, которые произносит Карлос, приятель главной героини:

«Сьюзен, наслаждайся абсурдностью нашего мира. Так меньше болит. Поверь мне, в нашем мире гораздо меньше боли, чем в реальном мире»

Под покровом ночи (Nocturnal Animals) - философия и замысел фильма

Книга Эдварда

Мы не видели ни строчки из романа Эдварда, но почему-то знаем, что он очень хорошо написан. Конечно, об этом неоднократно говорит сама Сьюзен, но помимо этого есть и другие детали. Вспомните, как Сьюзен говорит Эдварду во время их ссоры (имея в виду его рукопись): «Просто я читала, а думала о чём-то другом — это неправильно, да?». Теперь же всё наоборот: книга так завораживает Сьюзен, что её персонажи начинают мерещиться женщине в реальной жизни. Теперь Сьюзен думает о книге, даже когда не читает её.

Если вдуматься, то сюжет книги не кажется таким уж захватывающим: это история мести, кровавая и местами отталкивающая. Единственный человек, который может понять подтекст истории, — это Сьюзен, но ведь книга понравилась не только ей. Насколько я понимаю, сила книги Эдварда — не в сюжете, а в тонком психологизме, в искусно созданной атмосфере, в реалистичных пейзажных зарисовках. Фильм не может передать этого напрямую, но на создание той же атмосферы работают пейзажные вставки и очень сильный музыкальный фон.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals) - философия и замысел фильма

Значение финала для Сьюзен

Когда-то Сьюзен боялась стать похожей на свою мать. Сейчас она похожа на неё, как никогда: чёрствая, прагматичная, под маской чересчур яркого макияжа и дорогих украшений.

Когда-то Сьюзен хотела стать художником, но отказалась от этой затеи. Сейчас она владеет галереей и выставляет в ней такие работы, от которых её саму тошнит.

Когда-то Сьюзен ушла «к удачливому красавцу Хаттону, который очень удачлив и красив». Сейчас Хаттон на грани банкротства и к тому же изменяет своей жене.

Книга Эдварда пробуждает в Сьюзен её прежние мечты. Она спрашивает у коллеги: «Тебе никогда не казалось, что жизнь свернула куда-то не туда?». В финале, перед предполагаемой встречей с Эдвардом, Сьюзен готова отбросить всё, к чему пришла за последние двадцать лет. Словно движимая желанием очиститься, она смывает косметику и снимает украшения, чтобы вернуться к своему прежнему образу. В финале Сьюзен понимает, что Эдвард потерян для неё навсегда; но надежда для неё ещё есть. Мысленно она уже отреклась от мужа и галереи, теперь осталось самое сложное — вернуться к прежним мечтам и успеть воплотить их в жизнь.

32
Добавить комментарий

avatar
1000
15 Цепочка комментария
17 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
32 Авторы комментариев
MongMongИринаИринаАлина Авторы недавних комментариев
новее старее большинство голосов
Алёна
Гость
Алёна

Спасибо за анализ фильма, очень помогло разобраться. Но мне ещё показалось возможным такое уточнение. Для Эдварда его роман это последняя возможность вернуть Сьюзан, он надеется её разбудить своим романом, помочь осознать, как она сама разрушила свою жизнь, отказавшись от своей мечты и любви. Когда она предлагает ему встретиться, он с радостью откликается, но она назначает встречу в дорогом ресторане, который, вполне возможно даже не по карману Эдварду, который ещё не стал известным благодаря своему роману. Если бы она была готова к встрече в любом месте — на улице, в гостинице — везде, куда бы позвал её Эдвард, он бы с… Подробнее »

bier
Гость
bier

Насколько знаю, в книге сказано, что он просто не посчитал нужным прийти. Без всяких «но», хотя ваша версия любопытна и даже более интересна, чем сухое «решил не прийти».

Алиса
Гость
Алиса

Если вы в его не приходе увидели лишь » просто решил не прийти «, мне очень жаль. В романе его жена и дочь мертвы, так же как и в реальности для него, так же в конце главный герой убивает себя, олицетворяя ту часть себя, которая любила её.

Алиса
Гость
Алиса

Он никуда не звал её, он попросил ей самой указать место встречи ( » вечером, главное назови место «) Он не планировал приезжать изначально т.к. все, что он хотел донести до неё, написал в романе. А именно проведенная аллегория между смертью жены и дочери и самого главного персонажа. (а точнее, часть его, которая любила её.)

Talisman
Гость
Talisman

Не прийти в ресторан такое же доказательство его силы, как и убийство преступника, гнобящего его за то, что он ни на что не способен. Он доказал, что способен — убил преступника, не пришёл на встречу (похоронил отношения)

Дмитрий
Гость
Дмитрий

Эдвард же сам написал — Скажи где встретимся, значит он готов был встретиться в любом месте. Это была месть, вернуть Сьюзан он и не помышлял

Alice
Гость
Alice

Только закончила просмотр, некоторые параллели оказались явными, некоторые даже не заметила, но, прочитав статью, больше осознала -это точно, спасибо.
Хотелось бы также поделиться своей теорией. Эдвард и герой книги проходят свой нелегкий путь от тряпки до человека, которым его хотели видеть. Концом пути становится смерть. Как главного героя книги, так и самого Эдварда, который «умирает» морально.Становится другим человеком. Он больше не живет прошлым, потому и причин встречаться с бывшей, «мертвой» для него, женой — нет. Он отомстил своей обидчице (если брать книгу, то обидчикам) и переродился. Это объясняет слова «не посчитал нужным прийти».

Толик
Гость
Толик

Огромное Спасибо! Помогли неучу разобраться что к чему. Теперь все стало на свои места.

Наталья
Гость
Наталья

Месть…. Уж поверьте, отомстившему легче не бывает. Эдвард не может с ней встретиться, потому что в этой непрожитой жизни с ней поменять ничего невозможно…Она пришла — подумала, что всё ещё поправимо. Но НИЧЕГО в настоящем из прошлого поменять нельзя. И он это понимает…

Роман
Гость
Роман

Спасибо, рад что возобновили работу

Роман
Гость
Роман

Анализ — на высоте, очень в фильме впечатляют сцены без слов, просто музыка, пейзажи, и взгляд актера

Александр
Гость
Александр

Большое спасибо за разбор. Многие смыслы действительно ускользнули из-за неточного перевода названия и банального незнания английского.

Анастасия
Гость
Анастасия

Довольно интересный разбор. Для меня ново , например, то, что для героини этот бумажный роман — повод начинать жизнь заново. Как будто нельзя просто порадоваться за бывшего, что спустя столько лет у него наконец-то что-то получилось. Идея мести в фильме вообще выглядит довольно убого, как и то самое полотно на стене галлереи, мести женщине, которую любил. Вот как-то мимо прошла «гениальность» романа. Я мстю, и мстя моя страшна. Да, из своих страданий можно многое раздуть. Даже пламя таланта. Но сравнивать страдания одинокого взрослого здорового мужика, с избитой, изнасилованной и убитой женщиной, и даже придумать это все для этого сравнения, это… Подробнее »

Катерина
Гость
Катерина

Фильм мне понравился. У меня от него осталось именно такое впечатление. Но есть одно но. Свой гениальный роман он написал через 20 лет. Ни одна женщина не способна подпитывать и поддерживать своего мужа 20 лет в ожидании, когда выстрелит его писательский талант. Она бы все равно от него ушла бы.

Некруз
Гость
Некруз

Жаль. Ответом ты приблизила себя к героиние романа! В этом фильме также есть то, что вопреки всему надо оставаться человеком-она не смогла. И значит для тебя повод в жизни чтобы поступить ужасно ради собственного эгоизма.

Mong
Гость
Mong

Не «выстрели» она в него 20 лет назад, он возможно бы написал что то стоящее гораздо раньше! И мы ничего не знаем о жизни Эдварда за эти 20 лет…

Нина
Гость
Нина

Добить морально итак несчастную женщину — это показатель силы??? В каком мире мы живём…

Алина
Гость
Алина

А сделать аборт в тайне от мужа — это ок?)

Alex
Гость
Alex

Единственное что я не понял, это то, как она позвонила своей дочери в реальной жизни, если она сделала аборт и после у неё не было детей??? Объясните кто-нибудь))

Максим
Гость
Максим

Видимо очередной скрытый смысл) Хотя я тоже хотел бы знать ответ

Дима
Гость
Дима

Может она не сделала аборт ? А может это перевод не правильный и это его дочь , она просто лишила его , а перевели как аборт

Елена
Гость
Елена

Мне тоже момент про дочь остался непонятен, и в статье ответа нет(((

Olgerta
Гость
Olgerta

Просто не было аборта… не было …

Ирина
Гость
Ирина

Аборт она сделала. А эту дочь она родила от Хаттона (своего нынешнего мужа). Это у Эдварда больше не было ни детей, ни жены.

Ирина
Гость
Ирина

Я думаю Едвард не мстил ей, а хотел заставить задуматься о смысле жизни вне банальной суеты, именно через двадцать лет. Но выбор ресторана действительно показал, что она не все смогла понять и исправить в своём восприятии себя, хотя с ярким макияжем и драгоценностями она справилась. На самом деле он её любил, потому что воспитывал в отличие от мужа, который был ей чужой, несмотря на то, что был рядом.

Евгений
Гость
Евгений

В фильме появляется Полотно круглое с изображением обнаженной женщины, где зад на переднем плане…..кто художник, автор картины, кто нибудь знает???

Metallity
Гость
Metallity

Мне понравился момент когда Эдвард говорил, что в его произведениях все будут жить вечно. А в первом своем романе убил всех героев

Анна
Гость
Анна

Так что на счёт звонка героини своей дочери??? Она сделала аборт или нет? Или это дочь от второго мужа?

Ирина
Гость
Ирина

Аборт сделала. А это дочь второго мужа.

Юлия
Гость
Юлия

Да, как объяснить танцующих голых женщин с безобразным телом в начале фильма и картину с обнажённым огромным женским задом во второй половине фильма ближе к концу? Кто понял смысл?

Mong
Гость
Mong

А это и есть та самая тошнотворная «галерея».