«Умница Уилл Хантинг» - образец гармонии и лаконичности

Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting, 1997) скрытый смысл фильма

Этот фильм относится к разряду тех картин, которые нравятся практически всем. Если по поводу ряда других проектов, вошедших в золотые фонды мирового кинематографа, бывает достаточно много разногласий, то «Умницу Уилла Хантинга» большинство людей оценивает, как минимум, как достаточно неплохое кино.

Кадр из фильма Умница Уилл Хантинг

Кадр из фильма Умница Уилл Хантинг

Конечно, не каждого он восхитит до глубины души и растрогает до слез. Будем откровенны: для искушенного зрителя сюжетная линия этой картины может показаться достаточно простой (если бы она не была преподнесена настолько изящно – можно было бы даже сказать «банальной»). Здесь нет каких-то заумных заковырок, очень глубоких мыслей, разворачивающихся по мере повествования и, в конце концов, заставляющих побледнеть до кончиков волос от осознания невероятной пронзительности и многозначительности того, что было рассказано с экрана.

Это просто добрый, логичный, аккуратно и красиво оформленный фильм, восприятие которого во многом зависит от впечатлительности и настроения зрителя. Как минимум, он может стать способом приятно провести время и оставить после себя теплые, приятные впечатления. Как максимум, он может подтолкнуть к тому, чтобы задуматься о своей жизни, о принимаемых каждый день решениях, о правильности расстановки приоритетов и, возможно, что-то изменить. Все здесь очень понятно, очень последовательно и очень грамотно: создателей фильма можно похвалить, в первую очередь, за то, насколько профессионально они рассказали эту историю, не забыв ничего хоть сколько-нибудь нужного и не добавив абсолютно ничего лишнего.

Гений со сложным характером

Подкупает в этой картине многое, в одну из первых очередей – то, что странноватого, но однозначно гениального паренька не стали делать носителем какого-нибудь серьезного психологического отклонения. В отличие от «Игр разума», к которым, конечно, не может быть никаких претензий ввиду их создания на основе биографии реального человека, здесь гений – относительно здоровый и обычный парень.

В страхе перед чем-то новым Уилл способен проявлять агрессию к самым близким людям

В страхе перед чем-то новым Уилл способен проявлять агрессию к самым близким людям

Конечно, не все так просто. У Уилла Хантинга тяжелый характер, немало внутренних конфликтов и барьеров, мешающих ему гармонично вписаться как в социум в целом, так и в научное сообщество в частности. Но все эти сложности не выходят за пределы тех, которые в принципе нередко встречаются у обычных людей. Многие люди тянут груз не самого счастливого детства во взрослую жизнь, у многих людей имеются проблемы с самоопределением и самоутверждением, для многих людей строительство и поддержание нормальных отношений является сложнейшей задачей, и так далее.

Классическая предыстория психологических проблем

В принципе, история Уилла абсолютно не оригинальна. У тех, кто в детстве чувствовал себя ненужным, нелюбимым, да еще и подвергался жестокому обращению, формируются специфические глубинные убеждения. Такие люди нередко верят, что их в принципе никто не может полюбить, и что никаких нормальных отношений у них никогда не будет.

Для человека без подобной установки может оказаться максимально логичным, что проблема должна просто сойти на нет, как только в жизни появится кто-то, готовый любить, понимать, прощать и поддерживать. Но, увы, психика работает совсем не так. Человек, не допускающий возможности появления нормальных отношений, будет сам разрушать их даже в том случае, если ему повезет встретить по-настоящему любящего партнера, друга, наставника и так далее. В результате он будет оставаться один, тем самым подпитывая свое глубинное убеждение, и впоследствии еще более уверенно поступать так же.

Уилл уверен, что помощь ему не нужна, и первое время демонстративно игнорирует своего психолога

Уилл уверен, что помощь ему не нужна, и первое время демонстративно игнорирует своего психолога

Именно это мы и наблюдаем на протяжении всего фильма: сценарий написали Мэтт Деймон и Бен Аффлек, ни у одного из них нет психологического образования, и потому придумывать какую-то более сложную и неоднозначную внутреннюю борьбу персонажа они не стали. Зато эту несложную концепцию они раскрыли превосходно, подарив зрителям чувство катарсиса от возможности понять всю историю от начала и до конца.

Блестящая игра Робина Уильямса

Шон Мэгуайр, сыгранный Робином Уильямсом, оказывается единственным психологом, который может выдержать Уилла Хантинга. Вообще конкретно эта часть сюжета упрощена максимально: мы наблюдаем классическое кинематографическое противостояние психолога и его пациента, которое заканчивается тем, что они становятся хорошими друзьями. Пациент дерзит и бравирует, психолог не сдается и умудряется отыскать к нему подход. При этом все время фильма, которое отведено на их взаимодействие, они или молчат, или просто говорят.

Робину Уильямс сыграл психолога, способного разговорить кого угодно

Робину Уильямс сыграл психолога, способного разговорить кого угодно

Конечно, в действительности вскрытие механизма, зацикливающего человека на одних и тех же ошибках и не позволяющего вырваться из замкнутого круга, требует гораздо больших усилий, равно как и помощь при обнаружении подобных проблем. И одними лишь разговорами здесь не обойтись – нужна диагностика, упражнения, комплексная программа по снятию внутренних барьеров. Однако в контексте этого фильма подобное не столь важно, и это еще одно упрощение, которое создателям картины можно простить без каких-либо оговорок.

Джеральд Ламбо и математика как смысл жизни

Хоть фильм, в конечном счете, и подводит зрителей к тому, что Уилл все же научится использовать открывающиеся перед ним возможности, фанатизм Джеральда Ламбо служит в нем прекрасным противовесом. Будь Джеральд на месте Уилла – он бы ни за что не устроился работать уборщиком. Его друзьями не оказались бы люди без высокого положения в обществе (пускай даже добрые и искренние), и он уж точно не упустил бы возможность перспективного трудоустройства.

Возможно, Ламбо хочет удовлетворить свои амбиции не в меньшей степени, чем помочь Уиллу

Возможно, Ламбо хочет удовлетворить свои амбиции не в меньшей степени, чем помочь Уиллу

Джеральд находится как бы на другом конце спектра: в отличие от Хантинга, который в принципе игнорирует свой талант, Ламбо видит в науке важнейший жизненный приоритет. Возможно, именно общение с таким человеком отчасти подталкивает Уилла к осознанию того, что крайности – это всегда плохо, и для настоящего счастья ему придется искать «золотую середину». Потому что он никогда не окажется на месте Ламбо и уж точно не хотел бы на нем оказаться.

Скайлар и ее большое сердце

Роль Скайлар можно назвать одной из наиболее значимых в карьере Минни Драйвер. Девушка получилась настолько яркой, харизматичной и обаятельной, что засомневаться в появлении настоящих чувств между ней и Уиллом не сможет даже слепой. Скайлар – в буквальном смысле слова девушка-мечта для такого парня, как Хантинг. Она готова принять его со всеми сложностями и странностями, ее не пугают никакие из предстоящих им трудностей, она просто любит и просит лишь о том, чтобы Уилл поехал с ней в Калифорнию.

Любой зритель согласится, что любовь Скайлар - это то, что Уилл не должен упускать

Любой зритель согласится, что любовь Скайлар – это то, что Уилл не должен упускать

Как будто бы фоновый Чакки

Друг Уилла Хантинга, персонаж Бена Аффлека, появляется в кадре не слишком часто и оставляет после себя достаточно смутные воспоминания: вроде бы он был, но что именно делал – сказать не так-то просто. Чакки – это обычный парень, без каких-либо выдающихся способностей и отличительных черт. Он просто друг, который желает лучшего и который поддержит, если будет надо. Такой фоновый друг, который способен незаметно сыграть большую роль в твоей жизни.

Деймон и Аффлек долго не могли продать сценарий "Умницы Уилла Хантинга", поскольку оба хотели в нем сняться

Деймон и Аффлек долго не могли продать сценарий “Умницы Уилла Хантинга”, поскольку оба хотели в нем сняться

Каждый персонаж в «Умнице Уилле Хантинге» привносит в картину что-то свое, каждый по-своему важен и необходим. Можно в очередной раз поразиться тому, насколько тонко и филигранно авторы фильма соблюли баланс: не перегрузили нас чрезмерным количеством персонажей, а в слова и поступки тех героев, которых все-таки ввели, вложили весь смысл, который только можно было выразить в рамках подобного проекта.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.