Этот фильм относится к разряду тех картин, которые нравятся практически всем. Если по поводу ряда других проектов, вошедших в золотые фонды мирового кинематографа, бывает достаточно много разногласий, то «Умницу Уилла Хантинга» большинство людей оценивает, как минимум, как достаточно неплохое кино.
Конечно, не каждого он восхитит до глубины души и растрогает до слез. Будем откровенны: для искушенного зрителя сюжетная линия этой картины может показаться достаточно простой (если бы она не была преподнесена настолько изящно – можно было бы даже сказать «банальной»). Здесь нет каких-то заумных заковырок, очень глубоких мыслей, разворачивающихся по мере повествования и, в конце концов, заставляющих побледнеть до кончиков волос от осознания невероятной пронзительности и многозначительности того, что было рассказано с экрана.
Это просто добрый, логичный, аккуратно и красиво оформленный фильм, восприятие которого во многом зависит от впечатлительности и настроения зрителя. Как минимум, он может стать способом приятно провести время и оставить после себя теплые, приятные впечатления. Как максимум, он может подтолкнуть к тому, чтобы задуматься о своей жизни, о принимаемых каждый день решениях, о правильности расстановки приоритетов и, возможно, что-то изменить. Все здесь очень понятно, очень последовательно и очень грамотно: создателей фильма можно похвалить, в первую очередь, за то, насколько профессионально они рассказали эту историю, не забыв ничего хоть сколько-нибудь нужного и не добавив абсолютно ничего лишнего.
Гений со сложным характером
Подкупает в этой картине многое, в одну из первых очередей – то, что странноватого, но однозначно гениального паренька не стали делать носителем какого-нибудь серьезного психологического отклонения. В отличие от «Игр разума», к которым, конечно, не может быть никаких претензий ввиду их создания на основе биографии реального человека, здесь гений – относительно здоровый и обычный парень.
Конечно, не все так просто. У Уилла Хантинга тяжелый характер, немало внутренних конфликтов и барьеров, мешающих ему гармонично вписаться как в социум в целом, так и в научное сообщество в частности. Но все эти сложности не выходят за пределы тех, которые в принципе нередко встречаются у обычных людей. Многие люди тянут груз не самого счастливого детства во взрослую жизнь, у многих людей имеются проблемы с самоопределением и самоутверждением, для многих людей строительство и поддержание нормальных отношений является сложнейшей задачей, и так далее.
Классическая предыстория психологических проблем
В принципе, история Уилла абсолютно не оригинальна. У тех, кто в детстве чувствовал себя ненужным, нелюбимым, да еще и подвергался жестокому обращению, формируются специфические глубинные убеждения. Такие люди нередко верят, что их в принципе никто не может полюбить, и что никаких нормальных отношений у них никогда не будет.
Для человека без подобной установки может оказаться максимально логичным, что проблема должна просто сойти на нет, как только в жизни появится кто-то, готовый любить, понимать, прощать и поддерживать. Но, увы, психика работает совсем не так. Человек, не допускающий возможности появления нормальных отношений, будет сам разрушать их даже в том случае, если ему повезет встретить по-настоящему любящего партнера, друга, наставника и так далее. В результате он будет оставаться один, тем самым подпитывая свое глубинное убеждение, и впоследствии еще более уверенно поступать так же.
Именно это мы и наблюдаем на протяжении всего фильма: сценарий написали Мэтт Деймон и Бен Аффлек, ни у одного из них нет психологического образования, и потому придумывать какую-то более сложную и неоднозначную внутреннюю борьбу персонажа они не стали. Зато эту несложную концепцию они раскрыли превосходно, подарив зрителям чувство катарсиса от возможности понять всю историю от начала и до конца.
Блестящая игра Робина Уильямса
Шон Мэгуайр, сыгранный Робином Уильямсом, оказывается единственным психологом, который может выдержать Уилла Хантинга. Вообще конкретно эта часть сюжета упрощена максимально: мы наблюдаем классическое кинематографическое противостояние психолога и его пациента, которое заканчивается тем, что они становятся хорошими друзьями. Пациент дерзит и бравирует, психолог не сдается и умудряется отыскать к нему подход. При этом все время фильма, которое отведено на их взаимодействие, они или молчат, или просто говорят.
Конечно, в действительности вскрытие механизма, зацикливающего человека на одних и тех же ошибках и не позволяющего вырваться из замкнутого круга, требует гораздо больших усилий, равно как и помощь при обнаружении подобных проблем. И одними лишь разговорами здесь не обойтись – нужна диагностика, упражнения, комплексная программа по снятию внутренних барьеров. Однако в контексте этого фильма подобное не столь важно, и это еще одно упрощение, которое создателям картины можно простить без каких-либо оговорок.
Джеральд Ламбо и математика как смысл жизни
Хоть фильм, в конечном счете, и подводит зрителей к тому, что Уилл все же научится использовать открывающиеся перед ним возможности, фанатизм Джеральда Ламбо служит в нем прекрасным противовесом. Будь Джеральд на месте Уилла – он бы ни за что не устроился работать уборщиком. Его друзьями не оказались бы люди без высокого положения в обществе (пускай даже добрые и искренние), и он уж точно не упустил бы возможность перспективного трудоустройства.
Джеральд находится как бы на другом конце спектра: в отличие от Хантинга, который в принципе игнорирует свой талант, Ламбо видит в науке важнейший жизненный приоритет. Возможно, именно общение с таким человеком отчасти подталкивает Уилла к осознанию того, что крайности – это всегда плохо, и для настоящего счастья ему придется искать «золотую середину». Потому что он никогда не окажется на месте Ламбо и уж точно не хотел бы на нем оказаться.
Скайлар и ее большое сердце
Роль Скайлар можно назвать одной из наиболее значимых в карьере Минни Драйвер. Девушка получилась настолько яркой, харизматичной и обаятельной, что засомневаться в появлении настоящих чувств между ней и Уиллом не сможет даже слепой. Скайлар – в буквальном смысле слова девушка-мечта для такого парня, как Хантинг. Она готова принять его со всеми сложностями и странностями, ее не пугают никакие из предстоящих им трудностей, она просто любит и просит лишь о том, чтобы Уилл поехал с ней в Калифорнию.
Как будто бы фоновый Чакки
Друг Уилла Хантинга, персонаж Бена Аффлека, появляется в кадре не слишком часто и оставляет после себя достаточно смутные воспоминания: вроде бы он был, но что именно делал – сказать не так-то просто. Чакки – это обычный парень, без каких-либо выдающихся способностей и отличительных черт. Он просто друг, который желает лучшего и который поддержит, если будет надо. Такой фоновый друг, который способен незаметно сыграть большую роль в твоей жизни.
Каждый персонаж в «Умнице Уилле Хантинге» привносит в картину что-то свое, каждый по-своему важен и необходим. Можно в очередной раз поразиться тому, насколько тонко и филигранно авторы фильма соблюли баланс: не перегрузили нас чрезмерным количеством персонажей, а в слова и поступки тех героев, которых все-таки ввели, вложили весь смысл, который только можно было выразить в рамках подобного проекта.