Смысл фильма "Грязь"

«Грязь» — это один из самых гротескных, скандальных и провокационных фильмов последнего времени, авторы которого словно кидают зрителей в большой ушат грязи и омывают нечистотами, в попытке показать настоящую сущность человеческого естества. Калейдоскоп событий, через которые проходят зрители вместе с главным героем фильма в исполнении Джеймса МакЭвоя, наглядно показывает, насколько далеко человек может зайти в моральной деградации и на какие ухищрения личность может пойти ради достижения собственного успеха.

Однако, все не так просто и при невнимательном просмотре, зритель может обнаружить только череду садистских извращений и прочего провокационного контента, который был использован для привлечения зрителя к просмотру фильма. Финал кинокартины так и вовсе может оставить в недоумении своей аллегоричностью и жестокостью к зрителям и протагонисту сюжета. «Грязь» — это не только гротескная черная комедия, но и моральная притча, в смысле которой мы постараемся разобраться.

Грязь (Filth) 2013 - смысл фильма и объяснение сюжета

Самый худший полицейский

Брюс  Робертсон – это социопат, наркоман, алкоголик, извращенец и просто человек, который пьянеет от собственной глумливой изобретательности и безнаказанности. По сюжету фильма он обычный полицейский, который расследует зверское убийство японского студента. Вместе с Робертсоном дело об убийстве студента поручают всему полицейскому отделу, и тот, кто достигнет в расследовании наибольших высот – станет комиссаром. «На войне все средства хороши» — такова  модель поведения Брюса, поэтому он подстраивает различные уловки, чтобы дискредитировать своих сослуживцев: спит с женой друга, обвиняет коллегу по работе в гомосексуализме, накачивает наркотиками доверчивого приятеля – это лишь небольшая часть из той «грязи», что содержится в Брюсе.

Главный герой фильма специально выбрал работу в полиции, так как по его словам: «копы всех прессуют», и он решил присоединиться к ним. Для морального урода, коим предстает перед зрителями Брюс, абсолютная безнаказанность и власть перед окружающими людьми – это дополнительная возможность «подкормить» эго Робертсона.

Грязь (Filth) 2013 - смысл фильма, обзор и рецензия

Основа философии Брюса – это слова сказанные им в самом начале фильма: «В игры играли всегда и нужно быть лучшим. Правила везде одни». Игры в понимании главного героя – это череда социальных взаимодействий, с помощью которых человек достигает успеха. А что касательно правил, то здесь все просто: кто больше старается, больше строит каверз, тот выходит в лидеры и получает свой законный приз. Приз для Робертсона – это не только повышение в карьере, но и моральное удовольствие, которое он получает от поощрения своих социальных и сексуальных девиаций.

По ходу фильма можно увидеть постепенную моральную и умственную  деградацию главного героя, которая в конечном итоге сводит его с ума. Все по законам жанра. Но в сценарии кинокартины, когда повествовательная комедийная нить прерывается драматическими моментами, возникает несколько центральных образов, о которых следует поговорить отдельно.

Доктор Росси

Брюс страдает биполярным расстройством, которое выражается в спонтанно возникающих аффективных состояниях: депрессивных и маниакальных. В попытке обуздать собственную агрессию и привести мозг в порядок, детектив ходит на приемы психотерапевты – Доктору Росси, который выписывает ему специальные препараты. Можно увидеть, что в первой сцене на приеме доктором Росси, Брюс на редкость адекватен и приветлив, что свидетельствует о его намерениях излечиться и выбраться из той ямы, в которую он постоянно сползает. Со временем Брюс перестает принимать таблетки, что приводит к различным галлюцинациям.

Уже следующая сцена встречи с доктором Росси у Роберсона происходит посредством галлюцинаций, сразу же после того, как он начинает отказываться от таблеток. Образ Росси в галлюцинациях  главного героя – это его подсознательная личность и потребность выговориться хоть кому-то. В первых подсознательных встречах с доктором Росси еще заметно, как психотерапевт вторит мыслям Брюса и осуществляет поддержку его социопатическим наклонностям: «Не надо доверять ни друзьям, ни семье, ни особенно самому себе».

Грязь (Filth) 2013 - смысл фильма и объяснение сюжета

Второй подсознательный визит к психотерапевту происходит, когда личность Брюса уже находится на пике морального разложения. Доктор теперь не пытается поддержать Робертсона, а символизирует собой чувство вины и в саркастической форме говорит, что поступки Брюса – это причина, по которой детектив не увидит ни ребенка, ни жены, ни даже повышения в полиции. Финальная встреча с доктором – подсознательный крик Роберстона самому себе. «Ты просто дерьмо» — последние слова доктора Росси, из-за чего если и может винить Брюс кого-то в своих неудачах, то только самого себя.

Кэрол Робертсон

Жена Брюса – это один из главных образов всего фильма и одновременно попытка вернуться в нормальное душевное состояние для Роберстона. В начальной сцене фильма мы слышим голос жены, которая говорит что повышение в полиции – это единственная причина, из-за которой Кэрол сможет вернуться к Брюсу. Мотив возвращения к семье для детектива используется как оправдание всех бесчинств на службе, чтобы прийти к столь желанному повышению.

Практически все появления жены (кроме последнего в магазине) – это очередная галлюцинация Брюса. Он самостоятельно одевался в платье, надевал женский парик и говорил от лица собственной жены. По его словам «Я просто не хотел ее отпускать», но, как и было сказано выше, это лишь оправдание, которое Брюс использовал для поощрения собственной моральной деградации.

Грязь (Filth) 2013 - смысл фильма и объяснение сюжета

Мэрри

После очередного хамского и язвительного выпада в сторону общества (на сей раз объектом насмешек для Брюса выступил бездомный), детектив замечает задыхающегося молодого человека и жену, которая в слезах пытается уговорить окружающих спасти ее возлюбленного. Здесь мы впервые встречаемся с положительной стороной Брюса: остатками совести и желанием приносить благо обществу. Попытка спасти молодого человека не увенчалась для детектива успеха, но Мэри, жена погибшего,  запомнила его подвиг.

Грязь (Filth) 2013 - смысл фильма и объяснение сюжета

Следующие сцены встречи с Мэрри служат в качестве разрядки в вакханальном сюжете фильма и контрастно иллюстрируют противоборство двух внутренних сущностей Брюса: социопата и человека, который умеет любить и сочувствовать. Мэрри – это последний оплот человечности Брюса, призрак тех хороших качеств, что еще теплятся в нем.

Правила везде одни

В финале фильм перестает потрясать зрителя дерзкими комедийными сценами на грани фола и меняет характер повествования — теперь это поучительная история с морализаторским уклоном. Очевидно, что такой сумасбродский образ жизни, который вел Брюс, не мог привести к счастливому финалу. Чувство вины съедает изнутри главного героя. В финале фраза, которую неоднократно произносит Робертсон во время фильма: «Правила везде одни», обретает новый смысл. По правилам игры каждый платит за свои проступки и цена ошибок Брюса – его собственная жизнь.

Если вам понравился жанр фильма и игра Джеймса МакЭвоя, рекомендую прочитать обзор фильма Сплит с его участием.

5 6 голоса
Рейтинг статьи
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Антон
Антон
3 лет назад

Полный бред, а не разбор