Написано о фильме «Молчание ягнят» огромное количество рецензий и отзывов, которые весьма неоднозначны. Чувствительным натурам я бы не советовала смотреть эту картину. Но людям, стремящимся получить острые ощущения, задуматься о глубокой природе взаимоотношений между представителями абсолютно противоположных слоев общества, этот фильм принесет массу переживаний и эмоций.
Съемки фильма закончены в 1990 году. Кинокомпания Orion Pictures задержала показ кинокартины для того, чтобы не создавать конкуренции другому своему фильму «Танцующий с волками». Поэтому «Молчание ягнят» увидел свет лишь в январе 1991 года.
Фильм мною просмотрен уже после прочтения бестселлера Томаса Хариса «Молчание ягнят». Мое мнение раньше было таково – книга всегда лучше фильма. Я убеждалась в этом не единожды. Но только не в этот раз. Сказать, что кинокартина потрясла до глубины души – не сказать ничего.
Преамбула к фильму
Книгу «Молчание ягнят» Харис написал в удивительно короткий срок. На него произвело ошеломляющее впечатление громкое дело маньяка-убийцы Эдди Гейна, убившего за несколько лет десятки людей. Из безобидного и дружелюбного человека он превращался в монстра, раскапывающего свежие могилы, сдирающего кожу с мертвецов. Урод шил из этой кожи чемоданы и накидки для мебели. После приговора его упрятали в сумасшедший дом, где он много читал, но пугал медперсонал долгими, немигающими взглядами.
Образ Буффало Билла получился у автора книги собирательным. Кроме Эдди Гейна, он соединил личности еще троих маньяков:
— Теда Банди, завлекавшего в свои сети женщин так же, как Буффало Билл;
— Гери М. Хейдника, прятавшего жертвы в глубокой яме;
— Эдмунда Кемпера, дедушка и бабушка которого были его первыми жертвами, как и у Буффало Билла.
Сюжет и режиссерские решения
«Молчание ягнят» — это не классический фильм ужасов, как говорят многие. Это мощнейший психологический триллер. Силу воздействия на зрителей невозможно сравнить ни с каким другим кинотворением. Невероятная жестокость и реалистичность показа некоторых сцен, однако, относят его к категории «ужасов». Ни один человек перед экраном не остается спокойным, в страхе хватается за подлокотники кресел.
Сюжет закручен вокруг Клариссы Старлинг, выпускницы школы ФБР, и гениального маньяка-каннибала, садиста с наклонностями меломана и художника, Ганнибала Лектора. Волею судеб ей приходится обращаться за помощью к нему в поисках «ключиков» для поимки другого маньяка Буффало Билла.
Бывший практикующий психиатр, доктор Ганнибал Лектор испытывает почти сексуальное удовольствие от бесед с юной героиней Джоди Фостер. Шантажом вынудив рассказать о своей непростой жизни в обмен на некоторые сведения о Буффало Билле, он с наслаждением слушает рассказ о смерти отца героини.
Особое напряжение идет с экрана при повествовании о том, как юная Кларисса пыталась спасти хотя бы одного ягненка, обреченного на заклание на ферме у своего дяди, и как у нее это не получилось. С тех пор по ночам ее мучают кошмары с криками маленьких ягнят, которым она не может помочь. Он с лету понимает и говорит ей, что, как только маньяк будет пойман, «ягнята замолчат».
Наслаждаясь душевными переживаниями Клариссы, безумный психиатр, волей или неволей, помогает ей поймать другого садиста-маньяка. Эта помощь оказывается намного эффективнее, чем содействие окружающих мужчин-полицейских. Проанализировав мотивы, с которыми действует агент ФБР Кларисса Старлинг, он отказывается от ее преследования, даже вырвавшись из тюрьмы.
Наблюдая за дуэтом (Лектор-Старлинг), неожиданно ловишь себя на мысли, что безумный гений выступает в роли отца-учителя, каким бы диким ни показалось такое предположение. А «дочь», хоть и панически боится, тем не менее, внимает каждому слову, пытаясь разобраться в хитросплетении намеков и загадок, исходящих от страшного наставника.
Третьим по значимости персонажем в триллере стал Буффало Билл – маньяк, похищающий девушек. Он запирает их в яме и морит голодом. Когда кожа на женщинах обвисает, убивает, вырезает пласты кожи. После этого шьет из этого «материала» одежду. Буффало Билл — личность, заблудившаяся между мужчиной и женщиной. Родившись мальчиком, он всю жизнь мечтает стать женщиной. Страшный эпизод, когда из горла жертвы патологоанатом достает личинку насекомого «Мертвая голова», повествует о мечте маньяка о перерождении.
Главной режиссерской находкой стало противопоставление, действие на контрастах. В фильме показан опасный, сильный убийца и слабый следователь. Садист сидит в клетке за бронированным стеклом, в жуткой маске, казалось бы, не дающей надежды вырваться. Смирительная рубашка и цепи практически полностью ограждают мир от ужасного психопата. Но чем больше такой атрибутики, тем беззащитнее и уязвимее кажется окружающая жизнь.
Как ни странно, но сюжет в этой киноленте – не главное. Он даже кажется «притянутым за уши», надуманным и нереальным, что только подчеркивает хитросплетение отношений между персонажами, психологические проблемы социума.
Актерская игра
Актерский ансамбль, подобранный режиссером Джонатаном Демми для фильма, оказался именно таким тандемом, какого требовала книга Томаса Хариса. Энтони Хопкинс блестяще сыграл противоречивого персонажа – блестящего психиатра с великолепным образованием, разбирающегося в музыке и живописи, жуткого садиста и психопата. Как Демми разглядел в «добрячке» Хопкинсе человека, способного воплотить в кадре маньяка-каннибала, остается только гадать.
Еще до начала съемок актер присутствовал на судебных заседаниях над маньяками-убийцами, даже общался с некоторыми из них при посещении тюрем. Его персонажу на экране было отведено лишь 16 минут. Но в течение всего просмотра чувствуется его незримое присутствие, постоянное напряжение не отпускает зрителя. Прототипом Ганнибала Лектора стал серийный маньяк-убийца Альберт Фиш. Это существо убило и приготовило себе на обед несколько малышей. О чем душегуб и написал убитым горем родителям. Его досье было тщательно изучено Энтони Хопкинсом.
Он главная звезда киноленты. Именно его работа, собранная из наблюдений за психопатами, держит в напряжении зрителя на протяжении просмотра. На съемочной площадке в первые дни коллектив приходил в ужас от замораживающего, немигающего взгляда актера. За короткое время в кадре он получил любовь зрителя и «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Тед Талли, будучи автором сценария, мечтал, чтобы роль Старлинг досталась Джоди Фостер. Однако, Дамме решил пригласить на эту роль Мишель Пфайфер. После прочтения ею сценария, Мишель категорически отказалась играть в фильме, считая его чрезмерно жестоким и кровавым.
А Джоди Фостер и не рассчитывала на такое феерическое везение. Роли доставались длинноногим красоткам. А она, со своей нежной хрупкостью, оставалась «за кадром». Блестяще сыграв начинающего агента ФБР с глубокой раной в душе, она обрела зрителя, славу, показала режиссерам свой актерский талант.
Ей и исполнителю роли Буффало Билла предлагали прослушать записи признательных показаний маньяков. Джоди Фостер категорически отказалась, а Тед Левайн (Буффало Билл) после этих «излияний» долго мучился кошмарами. Малоизвестный факт, что Джоди и Тед во время съемок были очень близки.
«Молчание ягнят» невозможно отнести к одному жанру. Это и психологический триллер, и драма, и ужас. Здесь же и захватывающий сюжет о серийных убийцах, маньяках и психопатах. В кинофильме талантливо созданы образы, навсегда вошедшие в созвездие эталонов хоррор-культуры. Недаром на его счету пять «Оскаров».
На самом деле Клариса весь фильм как говорится «вела» Ганнибала. Она смогла получить от него все что хотела: психологическую консультацию, советы для задержания маньяка, продвижение по карьерной лестнице. А потом без вреда для собственного здоровья сплавила его куда подальше. Даже во время легендарного диалога в психушке, она добилась от Лектора необходимого ей согласия на помощь, хотя выглядело это будто как раз Ганнибал был хозяином ситуации.
Она добилась своего но какой ценой. В книге она намного больше рассказывала и были описаны ее терзания. И тем не менее он ее использовал. Ведь кроме нее он
ни с кем больше не разговаривал . И благодаря ей он сбежал. Тем не менее Кларис крутая. Но вся ситуация и вправду была у Лектора
Буффало Билл не был садистом