Фильм молодого режиссёра Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» появился в кинопрокате осенью 2014 года, когда в его архиве уже значилось участие в крупных российских и международных фестивалях. В том числе – победа на юбилейном «Кинотавре» в номинации «Лучший дебют» (режиссёру на момент получения премии было только 25, и «Класс коррекции» – его первый игровой фильм). Любовь кинокритиков Твердовскому и его фильму была обеспечена – медиа просто взорвались положительными рецензиями – но как насчёт зрителей? Не бывает такого, чтобы фильм понравился всем, и у социальной драмы о подростках-учениках коррекционной школы, было не так много шансов стать всенародным кино. Главный зрительский аргумент в случае таких «неудобных» и проблемных фильмов: «зачем мне ходить на это в кинотеатр, я всё это вижу за окном». Хотя вряд ли среднестатистический россиянин регулярно сталкивается с людьми, похожими на героев фильма, и попадает в среду их обитания. Может, если попробовать как следует разобраться, в чём смысл фильма «Класс коррекции», то понимание, зачем кинорежиссёрам говорить на сложные темы, придёт само собой?
Режиссёр Иван Твердовский о смысле фильма «Класс коррекции»
«Класс коррекции» снят на основе одноимённой повести Екатерины Мурашовой, но сходство с книгой имеет небольшое. Столкнувшись с книгой Мурашовой, написанной в жанре фэнтези, Твердовский скорее заинтересовался темой, проблемами трудных подростков – саму повесть режиссёр считает бездарной. «Не моя задача критиковать, но то, как женщина средних лет представила себе мир подростков… в общем, там всё картонное, никакой жизни. Как психолог она что-то выстраивает, а в плане реалий — человек не знает, о чём пишет», – комментирует Иван в интервью порталу Colta.ru своё знакомство с повестью «Класс коррекции».
Почувствовав интерес к проблеме, Твердовский стал посещать коррекционные школы и наблюдать за жизнью их воспитанников и педагогов. «Надо снимать про то, что ты чувствуешь», – утверждает Иван, и при этом не заниматься бытописанием: ведь можно было снять документальный фильм о коррекционных классах. Но искусство потому и искусство, что всегда выбирается за пределы быта. Главным принципом работы режиссёр выбрал полное погружение: если вы видели фильм, то наверняка помните, как герои ходят на железнодорожные пути, чтобы полежать на рельсах под проносящимся оглушительным поездом. До начала съёмочного процесса Твердовский и артисты делали это на самом деле – заодно подыскивали натуру для съёмок.
Примечательно, что в российском кинематографе – как игровом, так и документальном – о жизни и проблемах коррекционных школ не говорил до Твердовского никто. Став первопроходцем, режиссёр не стремится воспользоваться темой и «нагнать сумрака», не нагнетает напряжение искусственно – всё, что нужно рассказать, находится в самой жизни – и создаёт в итоге не столько злободневный или даже конъюнктурный фильм о трудных подростках, сколько человечную историю любви и жестокости, предательства и взросления. Немаловажная мысль, которая формирует среди прочих, на наш взгляд, смысл фильма «Класс коррекции» – его герои не похожи на диковинных и опасных зверей в клетке зоопарка, не являются опасными преступниками, которых необходимо держать в полной изоляции от социума. В принципе, они такие же, как и мы.
Персонажи и их отношения в фильме «Класс коррекции»
Поговорим о сюжете фильма. Главная героиня, Лена Чехова (Мария Поезжаева), способна передвигаться только на коляске. У неё миопатия – неизлечимое нервно-мышечное заболевание, которое не позволит Лене дожить даже до тридцати. Тем не менее, Лена не относится к жизни как к несправедливому испытанию, а интересуется всем, что происходит вокруг неё. Много лет девочка находилась на домашнем обучении, и фильм начинается с того, что её переводят в общеобразовательную школу, в коррекционный класс, где учатся дети с различными особенностями физического и умственного развития. Ученики ждут комиссию, которая должна определить, переведут ли их в обычный класс и позволят закончить обучение, получив аттестат – или же оставят в классе коррекции, что фактически лишит их будущего, возможности найти хорошую работу и жить, насколько это возможно, полноценной жизнью.
Встретившись с новыми одноклассниками, Лена сталкивается не только с взаимовыручкой, искренней привязанностью и даже первой любовью (у Лены завязываются нежные отношения с Антоном Соболевым (Филипп Авдеев), больным эпилепсией), но также с ошеломляющей и внезапной подростковой жестокостью. Попутно режиссёр говорит о чисто бытовых проблемах коррекционной школы, с которыми неминуемо приходится бороться человеку на инвалидной коляске – например, отсутствии пандусов (и отсутствии изменений после его установки, потому что им оказывается невозможно пользоваться, неверно просчитаны размеры и конструкция). Но дело не только в создании условий, если не комфортных, то хотя бы приемлемых для жизни девочки-колясочницы в школе, но в первую очередь в человеческом отношении учителей и других сотрудников школы, от избытка которого Лена Чехова тоже не страдает. Классная руководительница не помогает, а скорее мешает Лене освоиться в школе, уборщица ругается из-за коляски, колёса которой оставляют на линолеуме чёрные полосы, и абсурдно требует завести сменную коляску или надеть на колёса чехлы. Любовь Лены и Антона натыкается на стену ревности со стороны одноклассников (как это часто бывает, в Лену влюбляются сразу все), и агрессивного непонимания со стороны обеих мам – в фильме есть сцена, когда одна даже вцепляется другой в волосы – и в принципе отношения взрослых к этой любви как к чему-то ненормальному. При этом сильный характер и поступки Лены не заслуживают такого отношения к девочке – с самого первого дня в коррекционной школе она становится флагманом для одноклассников, пытается помочь им поставить себе целью пройти пресловутую комиссию, чтобы стать полноценными членами общества, а не «клеить коробочки» весь остаток жизни.
Смысл финала фильма «Класс коррекции»
В ходе истории, которая рассказывается в фильме «Класс коррекции», Лене достаётся по полной: одноклассники пытаются её изнасиловать, влюблённый гопник Мишка (Никита Кукушкин) крадёт и поджигает в приступе злобной ревности её коляску, любимый Антон поддаётся на материнские провокации и предаёт Лену, переставая её замечать; наконец, комиссия не позволяет девочке перейти в обычный класс и оставляет в коррекционном. Кажется, закрываются все выходы, не остаётся никакой надежды – и тут происходит чудо. Кто-то прочитает смысл финала фильма «Класс коррекции» как божественное вмешательство, кто-то – с медицинской точки зрения, как целительную силу шока, кто-то метафорически – как победу индивидуальности в противостоянии жестокому миру. Но на экране все видят одно: Лена Чехова встаёт с инвалидной коляски и идёт по ненавистному школьному коридору.