Смысл фильма Дикая

Большую часть фильма девушка по имени Шерил Стрэйд идет пешком через земли Америки, наслаждаясь восхитительными видами природы совсем немного, так как львиная доля её внимания уходит на бытовые туристические неурядицы и перенесение адской физической боли. В отличие от Форреста Гампа, который несколько лет бежал просто так и не ради чего-то, у героини есть цель пути, но понять её не так-то просто.

Путешествие Шэрил Стрэйд как обряд инициации

Зачем Шэрил всё бросать и идти в одиночестве около 3 месяцев? Она делает это не в дань моде, так как действие разворачивается в 1995 году. Путешествие нельзя назвать «диким» в полной мере. На пути девушки — станции и лагеря туристов, а также города. То есть через определенные промежутки времени она может пополнять запасы, а кроме того, получать посылки от мужа и подруги. Разумеется, для новичка путешествие сложно и требует массу физических усилий. После боли и тяжелой нагрузки вторая по значимости проблема — голод и трудности в приготовлении пищи, а также её разнообразие:

Люблю холодную кашу, холодную кашу с орехами, холодную кашу с индейкой, сны с холодной кашей, дерьмо из холодной каши. Люблю кашу.

Третья очень тяжелая для Шэрил проблема — одиночество. Правда, на дороге есть даже своеобразный Foursquare — ящики с тетрадью для заметок туристов. Складывается ощущение, что быть wild в полной мере невозможно. Поскольку обслуживание путешественников имеет спрос, предложение всегда  будет, и как бы сильно вы ни хотели оказаться подальше от цивилизации — комфорт всегда будет рядом. Шэрил пишет в этих тетрадях цитаты из книг и свои мысли. Именно для того, чтобы сделать первую запись, она берет себе псевдоним Strayed — потерявшаяся, заблудшая.

Смысл фильма Дикая

По многим приметам, знакам и сюжетным ходам, мы можем утверждать, что путешествие Шэрил — прохождение обряда инициации, поиск себя и своего предназначения. Путь был выбран случайно — она просто увидела книгу с маршрутом в магазине и купила.

Самое начало фильма — дикий крик. Героиня будет отрывать ноготь на ноге целиком, готовьтесь. Она стерла ноги в неудобных ботинках, ходя по горам. И тут можно сказать о пересечении этого эпизода и идеи фильма с мифом об Амуре и Психее. Бедной девушке нужно было износить три пары железных башмаков, чтобы снова увидеть любимого. Но Шэрил идет в путь, чтобы обрести себя и только себя.

Во втором крике над пропастью, кроме того, что он вызван объективными причинами, можно попытаться увидеть и сакральную функцию. Например, настоящие песни фламенко начинаются с крика. Крик, наполненный силой и болью, должен разделить Ничто напополам, на небо и землю, свет и тьму, то есть создать этот мир. В реальности же это крик ярости при падении ботинка в пропасть и скидывание второго с посылом «да чтоб вас всех!». Эти же кадры пересекаются с тяжелым для Шэрил воспоминанием.

Смысл встреч и диалогов в фильме «Дикая»

Девушка идет пешком с огромным рюкзаком через земли Америки. Для понимания смысла фильма «Дикая» очень важно, каких людей она встречает по пути. Каждый из них — жизненный урок, аллюзия, наказание, награда. Если вы смотрели фильм Ивана Вырыпаева «Спасение», то, конечно, заметите сходство. Пожалуй, наполненные глубиной дорожные диалоги — неизбежная примета фильмов о путешествиях.

Первая встреча в поле с пожилым мужчиной, у которого она просит помощи, заканчивается приятным ужином с его семьей. Это можно понять как альтернативу и жизни в цивилизации, и жизни в дикой природе. Деревенские люди занимают пограничную позицию.

Мы слышим её мысли, записываемые в путевой дневник. Маршрут дается ей тяжело. Интересно сопоставить, что она говорит «могу бросить в любой момент» — когда-то про наркотики, а теперь про мучительное путешествие. Тяготы пути перемежаются с воспоминаниями о детстве, юности и недавнем времени, смысл которых мы расскажем позже.

Смысл фильма Дикая

Спокойно идя по маршруту, Шэрил видит гремучую змею, разумеется, она ощущает дикий страх, но ей удается сбежать. Тут нет сакрального или мифического подтекста, и девушка еще множество раз скажет фразу о том, что только она сама может принести себе вред и зло, а не какие-либо внешние раздражители.

Следующая встреча с настоящим путешественником даёт ей положительные эмоции, ощущение причастности к какой-то большой группе друзей, ощущение, что они в чем-то похожи и равны, хотя этот парень опытнее её в походах. Надо отдать должное парню, сумевшему сдержать смех при виде девушки с рюкзаком, который больше её самой — а это выдает новичка с головой. Следующие встреченные ею опытные путешественники бились в пароксизмах хохота и добродушно потешались над тем «монстром», которого она тащит на себе.

Встреча с этими людьми в лагере туристов — поддержка и принятие. Шэрил в какой-то мере воздают почести и принимают как «брата». Что так же важно — мудрый старец помогает разобрать рюкзак, отсеяв ненужные вещи, как будто в этих предметах она несла боль от прошлого. Обратите особое внимание на отобранные и оставленные вещи, это будет обыграно в сюжете.

Следующая по счёту встреча с навязчивым журналистом, который не собирается оказывать ей помощь, зато почти насильно берет интервью, перевирает её слова и постоянно называет бродяжкой и бомжихой, всё-таки оканчивается, и он вознаграждает её труд фаст-фудом и газировкой. Возможно, это портрет современных циничных СМИ, мечтающих раздуть сенсацию из любого происшествия. Или же — как бы ты ни хотел измениться и жить необычной и интересной жизнью, общество интересуется тобой только как развлечением. Эта встреча — одна из самых комичных.

Журналист: Отправлю фото в Harper’s.
Шэрил: Harper’s? Я знаю этот журнал, я хотела бы писать для них, но мне не хочется стать бомжихой месяца…

Дальнейшая встреча — с женщиной-путешественницей, начинается с объятий и радостного вскрика: «Вы женщина!». Неслучайно туристка внешне похожа на мать, а под шляпой у неё бандана — потом из воспоминаний Шэрил мы узнаем, что мать умерла от рака.

Поскольку героине присущ реалистичный взгляд на вещи, а создатели фильма не собирались снимать добрую сказку, девушка отдаёт себе отчёт о возможных неприятностях и часто опасается изнасилования и всего один раз — разбора на органы. В какой-то мере случается то, чего она боится.  Комфорт и карта маршрута подводят. Карта привела к баку для воды. Но он пуст, и девушка оказывается обессилевшей, посреди степи в жару и без капли жидкости. Грязная лужа, фильтр и йодные таблетки, действия которых нужно ждать полчаса, могли бы спасти положение но… Тут она встречает двух путешественников. Они довольно грубы, и их грязные шутки и намеки более чем выдают их намерения. Это практически самый страшный и тяжелый момент во всем фильме. Один из этих ублюдков преследует её, но всё же отстает. Девушка искалечена опасностью только морально. Возможно, это была финальная встреча и прощание с прошлыми пороками героини.

Далее Шэрил доходит до небольшого города и заглядывает в различные лавки. Ей снова хочется нравиться и быть любимой — это мы можем понять по тому, что она наносит на себя яркую помаду (пробник). Несмотря на провинциальность городка, в  косметическом магазине происходит своеобразная интерпретация  унизительной сцены, знакомой нам по фильму «Красотка». Ей не отказывают в обслуживании, но заставляют чувствовать себя неловко фразой «Ни одна помада в мире не поможет, если девушка не соблюдает правил личной гигиены». Резонно, но в дикой природе не предусмотрены ванны.

Смысл фильма Дикая

В этом городке происходит одна из важных встреч. Близ поселения хиппи красивый молодой человек вручает ей приглашение на концерт, посвященный памяти Джерри Гарсия, одного из основоположников психоделического рока. После гигиенических процедур в хостеле следует концерт, посвященный смерти музыканта, и ночь любви в домике хиппи с пригласившим её красавцем. Эрос и Танатос всегда вместе.

Одна из последних встреч весела и позитивна — в лагере туристов ей оказывает потешные знаки внимания хозяин, а также её развлекают трое веселых путешественников, искренне восхищающихся ею и помнящих наизусть её записи в тетрадях. Они напоминают шутов и, что неслучайно, дают ей прозвище Королева Тропы. Как известно, обретение сакрального, настоящего имени также относится к обряду инициации.

Финальная встреча — самая мощная. В лесу под дождем Шэрил ловит бегущую ламу с поклажей и возвращает владельцам — бабушке и внуку. Лама — своеобразный единорог, символ Эльдорадо, новой жизни и страны счастья. Разговор, происходящий между ребенком и Шэрил, на самом деле нужен девушке, она должна сама произнести вещи, которые ей нужно принять.

Проблемы у всех бывают. И у меня. Но знаешь, проблемы не стоят на месте — они… решаются.

Мальчик поет для неё песню о любви, разлуке и уходе, и это так глубоко трогает героиню, что после этой встречи девушка падает на колени и плачет, а слезы на её лице удачно смешиваются с каплями начавшегося дождя. Любовь и тяжелая разлука — это одновременно и о путешествии Шэрил, и о смерти матери, которую она так сильно любила.

Образ матери в фильме «Дикая»

В фильме есть много ярких, болезненных воспоминаний о матери. Подлинное взросление — отделение себя от матери. Так как, рождаясь, ребенок не разделяет себя с нею и это ощущение может мучить всю жизнь.

Мать Шерил дала ей многое, как и её брату, но своего позитивного взгляда на жизнь передать не смогла. Светлая, всегда сияющая радостью женщина, постоянно заражающая всех смехом и улыбкой. Её даже трудно назвать женщиной — и внешностью, и манерами, и стилем одежды она напоминала скорее девушку. Она была не восторженной дурочкой, а сильной личностью, действительно искренне радующейся каждому дню жизни, несмотря на тяжесть и ужасные события: замужество с алкоголиком, бегство от него, колледж в 40 лет, работа официанткой, множество кредитов и долгов. Она постоянно пыталась помочь всем и каждому, даже в ущерб себе.

Смысл фильма Дикая

Бобби для Шерил — и идеал, и человек с которым были споры, и та, перед которой она чувствует себя виноватой, что не так сильно ценила, не так заботилась, как могла бы. Агрессию девушки вызывал именно позитив матери.

Все очень резко меняется — у матери рак, врач обещает год жизни, но Бобби умирает через месяц. Она сохраняет все свои человеческие качества даже при смерти: говорит, что всегда хотела комнату с видом (о больничной палате), просит позаботиться о её лошади. Дома Шэрил делает нечто необычное для себя.

Я молюсь долбаной вселенной. Надеюсь, бог есть. Я хочу чудо, долбаное чудо. Наша мама не умрёт в 45 лет!

Придя утром проведать Бобби, девушка находит её мертвой и, можно сказать, изувеченной. Медсестра сообщает, что мать «отдала свои роговицы» как донор. Мы видим мертвое лицо матери с кровавыми глазами, и боль Шэрил представить невозможно. Можно сопоставить, что в кадрах с воспоминаниями о детстве девочка когда-то смазывала антисептиком кровавые синяки под глазами Бобби, которую избил муж. «Спасибо, детка», — плакала мать, а теперь дочь никак не может помочь самому дорогому для себя человеку на свете и не может перестать рыдать сама.

Смысл фильма Дикая

Мы узнаём предысторию того, что заставило Шэрил отправиться в путешествие. Девушка невероятно страдает и ей нужна помощь. Психолог лишь сообщает, что кушетка и бережное отношение — за 50 долларов, а её сеанс стоит 10, и эта сумма особого внимания не предполагает. Мысль о том, что матери нет, боль, тоска и тот факт, что непонятно, как жить, толкает героиню в мир наркотиков, алкоголя и оргий, откуда её пытаются вырвать муж и подруга. Рыдая, сидя в машине с подругой и приняв решение об аборте, она говорит:

Не понимаю…Когда я стала таким дерьмом? Я была сильной… И ответственной… Я хотела добиваться… Я же была хорошей…

Я разрушила семью, а теперь добиваю свою жизнь. Мне необходимо вернуться. Я пешком дойду к той Шэрил, которую видела мама. Я погружусь в эту красоту (о горах на путеводителе).

Девушка и её муж делают одинаковые татуировки — лошадь, изображённая в трайбл-стиле, что значит «племенной». Татуировка — часть обряда инициации. Но они делают её в честь развода — увековечить измены и связать, объединить себя рисунком.

Освобождение героини и смысл финала фильма «Дикая»

Начав свой путь, ещё не понимая, в чём её освобождение, Шэрил уже говорит об этом. В самом первом отеле в путешествии настаивает на том, что никто не придёт в её номер, и она будет одна, и платить за кого-то ещё не будет. В этом можно увидеть понимание того, что это именно её путь. И смысл жизни — самому быть сильным, а не цепляться за кого-то.

Еще один немаловажный признак обряда инициации — встреча с тотемным животным. Режиссер настойчиво обращает наше внимание, что лиса — из иного мира, так как каждый раз она исчезает за долю секунды и не оставляет следов даже на снегу. Можно попытаться увидеть в лисе и призрак матери, которая сопровождает и оберегает девушку.

Перенося адскую физическую боль, непогоду, одиночество, Шэрил будто очищающим огнём выжигает из себя мучающие воспоминания об утратах и совершённых ошибках и приходит к выводу, что всё это не ошибки, и всё это было нужно для неё. Маршрут случаен, путеводитель просто попался на глаза, финальная точка путешествия также выбрана случайно — о ней рассказал встречный. Финальная точка путешествия — Мост Богов над широкой мутной рекой. Мост можно истолковать как переход в новую жизнь. Именно в этом месте завершается инициация и Шэрил делает главный вывод:

Моя жизнь, как и все жизни, таинственна, безвозвратна и священна. Такая близкая, такая настоящая… такая моя. И как же дико было ей не жить.

Что ж, подведём итоги. Смысл фильма «Дикая» — в самоопределении, в поисках себя, назначения своей жизни на земле. Главная героиня проделала нелёгкий путь, совершала не всегда мудрые и обдуманные поступки, но этот путь был выбран ей, и, пройдя его до конца, она стала мудрее и словно обрела заново счастье жить своей жизнью. Фильм «Дикая» — один из вариантов ответа на вопрос «Зачем и ради чего я живу?». Кого-то этот фильм сподвигнет на путешествие, кого-то, наоборот, заставит обратить внимание на тех, кто сейчас рядом. Но каждый поймёт, что его жизнь — это высшая ценность, которая у него есть.

5 5 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии