Большую часть фильма девушка по имени Шерил Стрэйд идет пешком через земли Америки, наслаждаясь восхитительными видами природы совсем немного, так как львиная доля её внимания уходит на бытовые туристические неурядицы и перенесение адской физической боли. В отличие от Форреста Гампа, который несколько лет бежал просто так и не ради чего-то, у героини есть цель пути, но понять её не так-то просто.
Путешествие Шэрил Стрэйд как обряд инициации
Зачем Шэрил всё бросать и идти в одиночестве около 3 месяцев? Она делает это не в дань моде, так как действие разворачивается в 1995 году. Путешествие нельзя назвать «диким» в полной мере. На пути девушки — станции и лагеря туристов, а также города. То есть через определенные промежутки времени она может пополнять запасы, а кроме того, получать посылки от мужа и подруги. Разумеется, для новичка путешествие сложно и требует массу физических усилий. После боли и тяжелой нагрузки вторая по значимости проблема — голод и трудности в приготовлении пищи, а также её разнообразие:
Люблю холодную кашу, холодную кашу с орехами, холодную кашу с индейкой, сны с холодной кашей, дерьмо из холодной каши. Люблю кашу.
Третья очень тяжелая для Шэрил проблема — одиночество. Правда, на дороге есть даже своеобразный Foursquare — ящики с тетрадью для заметок туристов. Складывается ощущение, что быть wild в полной мере невозможно. Поскольку обслуживание путешественников имеет спрос, предложение всегда будет, и как бы сильно вы ни хотели оказаться подальше от цивилизации — комфорт всегда будет рядом. Шэрил пишет в этих тетрадях цитаты из книг и свои мысли. Именно для того, чтобы сделать первую запись, она берет себе псевдоним Strayed — потерявшаяся, заблудшая.
По многим приметам, знакам и сюжетным ходам, мы можем утверждать, что путешествие Шэрил — прохождение обряда инициации, поиск себя и своего предназначения. Путь был выбран случайно — она просто увидела книгу с маршрутом в магазине и купила.
Самое начало фильма — дикий крик. Героиня будет отрывать ноготь на ноге целиком, готовьтесь. Она стерла ноги в неудобных ботинках, ходя по горам. И тут можно сказать о пересечении этого эпизода и идеи фильма с мифом об Амуре и Психее. Бедной девушке нужно было износить три пары железных башмаков, чтобы снова увидеть любимого. Но Шэрил идет в путь, чтобы обрести себя и только себя.
Во втором крике над пропастью, кроме того, что он вызван объективными причинами, можно попытаться увидеть и сакральную функцию. Например, настоящие песни фламенко начинаются с крика. Крик, наполненный силой и болью, должен разделить Ничто напополам, на небо и землю, свет и тьму, то есть создать этот мир. В реальности же это крик ярости при падении ботинка в пропасть и скидывание второго с посылом «да чтоб вас всех!». Эти же кадры пересекаются с тяжелым для Шэрил воспоминанием.
Смысл встреч и диалогов в фильме «Дикая»
Девушка идет пешком с огромным рюкзаком через земли Америки. Для понимания смысла фильма «Дикая» очень важно, каких людей она встречает по пути. Каждый из них — жизненный урок, аллюзия, наказание, награда. Если вы смотрели фильм Ивана Вырыпаева «Спасение», то, конечно, заметите сходство. Пожалуй, наполненные глубиной дорожные диалоги — неизбежная примета фильмов о путешествиях.
Первая встреча в поле с пожилым мужчиной, у которого она просит помощи, заканчивается приятным ужином с его семьей. Это можно понять как альтернативу и жизни в цивилизации, и жизни в дикой природе. Деревенские люди занимают пограничную позицию.
Мы слышим её мысли, записываемые в путевой дневник. Маршрут дается ей тяжело. Интересно сопоставить, что она говорит «могу бросить в любой момент» — когда-то про наркотики, а теперь про мучительное путешествие. Тяготы пути перемежаются с воспоминаниями о детстве, юности и недавнем времени, смысл которых мы расскажем позже.
Спокойно идя по маршруту, Шэрил видит гремучую змею, разумеется, она ощущает дикий страх, но ей удается сбежать. Тут нет сакрального или мифического подтекста, и девушка еще множество раз скажет фразу о том, что только она сама может принести себе вред и зло, а не какие-либо внешние раздражители.
Следующая встреча с настоящим путешественником даёт ей положительные эмоции, ощущение причастности к какой-то большой группе друзей, ощущение, что они в чем-то похожи и равны, хотя этот парень опытнее её в походах. Надо отдать должное парню, сумевшему сдержать смех при виде девушки с рюкзаком, который больше её самой — а это выдает новичка с головой. Следующие встреченные ею опытные путешественники бились в пароксизмах хохота и добродушно потешались над тем «монстром», которого она тащит на себе.
Встреча с этими людьми в лагере туристов — поддержка и принятие. Шэрил в какой-то мере воздают почести и принимают как «брата». Что так же важно — мудрый старец помогает разобрать рюкзак, отсеяв ненужные вещи, как будто в этих предметах она несла боль от прошлого. Обратите особое внимание на отобранные и оставленные вещи, это будет обыграно в сюжете.
Следующая по счёту встреча с навязчивым журналистом, который не собирается оказывать ей помощь, зато почти насильно берет интервью, перевирает её слова и постоянно называет бродяжкой и бомжихой, всё-таки оканчивается, и он вознаграждает её труд фаст-фудом и газировкой. Возможно, это портрет современных циничных СМИ, мечтающих раздуть сенсацию из любого происшествия. Или же — как бы ты ни хотел измениться и жить необычной и интересной жизнью, общество интересуется тобой только как развлечением. Эта встреча — одна из самых комичных.
Журналист: Отправлю фото в Harper’s.
Шэрил: Harper’s? Я знаю этот журнал, я хотела бы писать для них, но мне не хочется стать бомжихой месяца…
Дальнейшая встреча — с женщиной-путешественницей, начинается с объятий и радостного вскрика: «Вы женщина!». Неслучайно туристка внешне похожа на мать, а под шляпой у неё бандана — потом из воспоминаний Шэрил мы узнаем, что мать умерла от рака.
Поскольку героине присущ реалистичный взгляд на вещи, а создатели фильма не собирались снимать добрую сказку, девушка отдаёт себе отчёт о возможных неприятностях и часто опасается изнасилования и всего один раз — разбора на органы. В какой-то мере случается то, чего она боится. Комфорт и карта маршрута подводят. Карта привела к баку для воды. Но он пуст, и девушка оказывается обессилевшей, посреди степи в жару и без капли жидкости. Грязная лужа, фильтр и йодные таблетки, действия которых нужно ждать полчаса, могли бы спасти положение но… Тут она встречает двух путешественников. Они довольно грубы, и их грязные шутки и намеки более чем выдают их намерения. Это практически самый страшный и тяжелый момент во всем фильме. Один из этих ублюдков преследует её, но всё же отстает. Девушка искалечена опасностью только морально. Возможно, это была финальная встреча и прощание с прошлыми пороками героини.
Далее Шэрил доходит до небольшого города и заглядывает в различные лавки. Ей снова хочется нравиться и быть любимой — это мы можем понять по тому, что она наносит на себя яркую помаду (пробник). Несмотря на провинциальность городка, в косметическом магазине происходит своеобразная интерпретация унизительной сцены, знакомой нам по фильму «Красотка». Ей не отказывают в обслуживании, но заставляют чувствовать себя неловко фразой «Ни одна помада в мире не поможет, если девушка не соблюдает правил личной гигиены». Резонно, но в дикой природе не предусмотрены ванны.
В этом городке происходит одна из важных встреч. Близ поселения хиппи красивый молодой человек вручает ей приглашение на концерт, посвященный памяти Джерри Гарсия, одного из основоположников психоделического рока. После гигиенических процедур в хостеле следует концерт, посвященный смерти музыканта, и ночь любви в домике хиппи с пригласившим её красавцем. Эрос и Танатос всегда вместе.
Одна из последних встреч весела и позитивна — в лагере туристов ей оказывает потешные знаки внимания хозяин, а также её развлекают трое веселых путешественников, искренне восхищающихся ею и помнящих наизусть её записи в тетрадях. Они напоминают шутов и, что неслучайно, дают ей прозвище Королева Тропы. Как известно, обретение сакрального, настоящего имени также относится к обряду инициации.
Финальная встреча — самая мощная. В лесу под дождем Шэрил ловит бегущую ламу с поклажей и возвращает владельцам — бабушке и внуку. Лама — своеобразный единорог, символ Эльдорадо, новой жизни и страны счастья. Разговор, происходящий между ребенком и Шэрил, на самом деле нужен девушке, она должна сама произнести вещи, которые ей нужно принять.
Проблемы у всех бывают. И у меня. Но знаешь, проблемы не стоят на месте — они… решаются.
Мальчик поет для неё песню о любви, разлуке и уходе, и это так глубоко трогает героиню, что после этой встречи девушка падает на колени и плачет, а слезы на её лице удачно смешиваются с каплями начавшегося дождя. Любовь и тяжелая разлука — это одновременно и о путешествии Шэрил, и о смерти матери, которую она так сильно любила.
Образ матери в фильме «Дикая»
В фильме есть много ярких, болезненных воспоминаний о матери. Подлинное взросление — отделение себя от матери. Так как, рождаясь, ребенок не разделяет себя с нею и это ощущение может мучить всю жизнь.
Мать Шерил дала ей многое, как и её брату, но своего позитивного взгляда на жизнь передать не смогла. Светлая, всегда сияющая радостью женщина, постоянно заражающая всех смехом и улыбкой. Её даже трудно назвать женщиной — и внешностью, и манерами, и стилем одежды она напоминала скорее девушку. Она была не восторженной дурочкой, а сильной личностью, действительно искренне радующейся каждому дню жизни, несмотря на тяжесть и ужасные события: замужество с алкоголиком, бегство от него, колледж в 40 лет, работа официанткой, множество кредитов и долгов. Она постоянно пыталась помочь всем и каждому, даже в ущерб себе.
Бобби для Шерил — и идеал, и человек с которым были споры, и та, перед которой она чувствует себя виноватой, что не так сильно ценила, не так заботилась, как могла бы. Агрессию девушки вызывал именно позитив матери.
Все очень резко меняется — у матери рак, врач обещает год жизни, но Бобби умирает через месяц. Она сохраняет все свои человеческие качества даже при смерти: говорит, что всегда хотела комнату с видом (о больничной палате), просит позаботиться о её лошади. Дома Шэрил делает нечто необычное для себя.
Я молюсь долбаной вселенной. Надеюсь, бог есть. Я хочу чудо, долбаное чудо. Наша мама не умрёт в 45 лет!
Придя утром проведать Бобби, девушка находит её мертвой и, можно сказать, изувеченной. Медсестра сообщает, что мать «отдала свои роговицы» как донор. Мы видим мертвое лицо матери с кровавыми глазами, и боль Шэрил представить невозможно. Можно сопоставить, что в кадрах с воспоминаниями о детстве девочка когда-то смазывала антисептиком кровавые синяки под глазами Бобби, которую избил муж. «Спасибо, детка», — плакала мать, а теперь дочь никак не может помочь самому дорогому для себя человеку на свете и не может перестать рыдать сама.
Мы узнаём предысторию того, что заставило Шэрил отправиться в путешествие. Девушка невероятно страдает и ей нужна помощь. Психолог лишь сообщает, что кушетка и бережное отношение — за 50 долларов, а её сеанс стоит 10, и эта сумма особого внимания не предполагает. Мысль о том, что матери нет, боль, тоска и тот факт, что непонятно, как жить, толкает героиню в мир наркотиков, алкоголя и оргий, откуда её пытаются вырвать муж и подруга. Рыдая, сидя в машине с подругой и приняв решение об аборте, она говорит:
Не понимаю…Когда я стала таким дерьмом? Я была сильной… И ответственной… Я хотела добиваться… Я же была хорошей…
Я разрушила семью, а теперь добиваю свою жизнь. Мне необходимо вернуться. Я пешком дойду к той Шэрил, которую видела мама. Я погружусь в эту красоту (о горах на путеводителе).
Девушка и её муж делают одинаковые татуировки — лошадь, изображённая в трайбл-стиле, что значит «племенной». Татуировка — часть обряда инициации. Но они делают её в честь развода — увековечить измены и связать, объединить себя рисунком.
Освобождение героини и смысл финала фильма «Дикая»
Начав свой путь, ещё не понимая, в чём её освобождение, Шэрил уже говорит об этом. В самом первом отеле в путешествии настаивает на том, что никто не придёт в её номер, и она будет одна, и платить за кого-то ещё не будет. В этом можно увидеть понимание того, что это именно её путь. И смысл жизни — самому быть сильным, а не цепляться за кого-то.
Еще один немаловажный признак обряда инициации — встреча с тотемным животным. Режиссер настойчиво обращает наше внимание, что лиса — из иного мира, так как каждый раз она исчезает за долю секунды и не оставляет следов даже на снегу. Можно попытаться увидеть в лисе и призрак матери, которая сопровождает и оберегает девушку.
Перенося адскую физическую боль, непогоду, одиночество, Шэрил будто очищающим огнём выжигает из себя мучающие воспоминания об утратах и совершённых ошибках и приходит к выводу, что всё это не ошибки, и всё это было нужно для неё. Маршрут случаен, путеводитель просто попался на глаза, финальная точка путешествия также выбрана случайно — о ней рассказал встречный. Финальная точка путешествия — Мост Богов над широкой мутной рекой. Мост можно истолковать как переход в новую жизнь. Именно в этом месте завершается инициация и Шэрил делает главный вывод:
Моя жизнь, как и все жизни, таинственна, безвозвратна и священна. Такая близкая, такая настоящая… такая моя. И как же дико было ей не жить.
Что ж, подведём итоги. Смысл фильма «Дикая» — в самоопределении, в поисках себя, назначения своей жизни на земле. Главная героиня проделала нелёгкий путь, совершала не всегда мудрые и обдуманные поступки, но этот путь был выбран ей, и, пройдя его до конца, она стала мудрее и словно обрела заново счастье жить своей жизнью. Фильм «Дикая» — один из вариантов ответа на вопрос «Зачем и ради чего я живу?». Кого-то этот фильм сподвигнет на путешествие, кого-то, наоборот, заставит обратить внимание на тех, кто сейчас рядом. Но каждый поймёт, что его жизнь — это высшая ценность, которая у него есть.
Просто замечательный проект,который позволяет посмотреть на многие кинофильмы иначе и расширить спектр восприятия многих киноработ.Отлично!!!