Скрытый смысл фильма "Сталкер"

Жанр фильма «Сталкер» Андрея Тарковского трудно определить – это и драма, и философская притча, и пост-апокалипсическая фантастика. Минимум действия, мрачные пейзажи и бесконечные символы, рассыпанные, словно «хлебные крошки», на пути у зрителей и героев, создают единую Вселенную фильма, которая затягивает, словно воронка, заставляя мозг яростно искать выхода.

Идея фильма взята у фантастической повести «Пикник на Обочине», которую написали братья Стругацкие. Они же значатся в сценаристах фильма. Но от первоначального сюжета осталась только мрачная тень Зоны, которая легла на всё человечество, да незаконная профессия и прозвище главного героя – Сталкер.

У остальных героев тоже нет имён. Мы слышим только прозвища. Это обезличивает их, размывает черты, делает образы условными. Перед нами Профессор – собирательный образ учёного, один из тех, кто ненавидит насилие, но изобретает бомбы; Писатель – рефлексирующий творческий интеллигент; и их проводник в тайную и запретную Зону, где исполняются заветные желания — Сталкер.

Что такое Зона и Комната?

В фильме нет практически никаких спецэффектов. Не из красивых и впечатляющих кадров, а из разговоров героев мы узнаём, что за двадцать лет до того, как они встретились, в окрестностях города упал метеорит.

Комната - сердце Зоны и цель путешествия

Позже место катастрофы стало аномальной зоной, в которой происходили загадочные явления, исчезали люди, а главное – появилось место («Комната»), где исполняются тайные, сокровенные, заветные желания. После этого военные обнесли зону кордонами, но желающих проникнуть туда стало ещё больше. Тогда и появилась профессия проводника – сталкера, которой промышляет главный герой картины.

Кто такой Сталкер?

Герой картины только вышел из тюрьмы. Его жена, хоть и мучается от бедности, совсем не хочет, чтобы Сталкер рисковал жизнью, организуя экскурсии в Зону для богатых и любопытных бездельников. Их дочь больна и обладает паранормальными способностями. Хоть об этом и не говорится прямо, но мы понимаем, что состояние ребёнка – результат действия Зоны.

Чёрная собака провожает героев

Но Сталкер не может жить без Зоны, только там он чувствует себя дома. Она действует на героя, словно наркотик. Недаром чёрно-белое изображение в начале фильма после попадания героев в Зону меняется на цветное – мы видим её глазами Сталкера, который за пределами Зоны кажется рыбой, лишённой воды, задыхается и не различает цветов.

Кто такой Писатель?

Писатель хочет найти в Зоне вдохновение, потому что исчерпал все идеи и находится в творческом кризисе. Он очень несерьёзно относится к путешествию; к месту встречи героев приезжает явно после пьяной вечеринки и с женщиной. Писатель постоянно перечит Сталкеру, не желает слушаться его указаний. Он раздражён и одержим духом отрицания. Похоже, что ему не нужно никакое вдохновение, и ничего писать он тоже не хочет. Попав в заветное место Зоны, он отказывается загадывать желание, утверждая, что никто не сможет понять свои сокровенные мечты, и Комната будет исполнять только мечты подсознательные. Раз использовать Комнату в своих целях никому не удастся, то и ходить в Зону бессмысленно.

Кто такой Профессор?

В отличие от Писателя, цель этого человека чётко ясна. Он направляется в Зону с заранее определённой задачей. Его заботит будущее планеты, он считает, что Зона вообще и Комната в частности таит серьёзную опасность. Поэтому он отправился в это путешествие, чтобы привести в действие спрятанную в своей лаборатории бомбу, оставшуюся за колючей проволокой после катастрофы.

Страх перед сокровенными желаниями

Оказавшись на пороге Комнаты, герои сталкиваются с неразрешимым противоречием. Они могли бы сейчас попросить всё, что угодно, но Комната исполнит только желание, спрятанное на самом дне души. Как и говорил Писатель, управлять своими сокровенными желаниями невозможно. Но и уничтожение Комнаты, о котором мечтал Профессор, теряет всякий смысл.

Страх перед тайными желаниями остановил героев

Сталкер приходит в отчаянье. Он далёк от философии. Он понимает только одно: уничтожить Комнату – значит уничтожить надежду. Хотя Профессор и обезвреживает бомбу, отказавшись от своего намерения, Сталкер чувствует, что его миссия провалена: он благополучно довёл своих спутников до Комнаты, но загадывать желание они отказались.

Символы и образы в фильме Сталкер

Первая ассоциация со словом «Зона» — это тюрьма, да и сам Сталкер, обритый наголо и в бесформенной одежде, которая похожа на тюремную робу, напоминает заключённого. Но с развитием сюжета мы видим, что для Сталкера именно Зона – смысл жизни и символ свободы. После Чернобыльской катастрофы многих поразило предвидение Тарковского. Отождествление Чернобыля с Зоной мне кажется более верным; здесь вступает в силу понятие «зоны отчуждения», то есть территории, запретной для людей.

Мир, брошенный человеком и отданный природе

В «Сталкере» не так много непонятных и замысловатых образов, как в других фильмах Тарковского. Сюжет прозрачный, действие – прямолинейное и неторопливое. Поэтому основные символы не нуждаются в дополнительной расшифровке. Речь идёт о поиске себя, о разрыве между идеальным и реальным, о тайнах человеческой души. Зона предстаёт перед нами в неожиданной ипостаси: это не только участок земли, огороженный колючей проволокой, а изуродованное человеческое сознание. Путешествуя внутрь себя, люди приходят к познанию собственных сокровенных тайн, которое и символизирует Комната.

Летящая птица - один из традиционных символов Тарковского

Недаром в дороге Писатель втягивает спутников в бесконечные философские диспуты – это те вопросы, которые мучают нас, когда мы пытаемся погрузиться в пучину своего сознания, найти причину своих поступков, желаний, симпатий и антипатий. Наша вера в чудо и наш материализм находятся в непрерывной борьбе и спорят друг с другом, как Писатель, Профессор и Сталкер.

Так же в фильме отчётливо прослеживаются духовно-христианские мотивы: цитирование библейских текстов, попавший в кадр фрагмент Гентского алтаря. В спорах героев отражается столкновение и противопоставление рационального и иррационального, научных убеждений и надежд на волшебное преображение, исполнения желаний одним махом.

Смысл финала фильма Сталкер

Сталкер из последних сил пытался верить сам и хотел заставить других разделить с ним эту веру. Ему казалось, что в этот раз он выбрал многообещающих спутников – исполнение их желаний могло бы принести человечеству неоценимую пользу. Но они отказались от чуда. В итоге получается, что Зона людям не нужна. Жуткое очарование Зоны иссякло, как и ожидание чуда.

Жертвенная любовь жены - вот истинное чудо

Вернувшись домой, Сталкер горько жалуется жене на то, что в людях иссякла вера. А если нет больше ни надежды, ни веры, Сталкеру остаётся только любовь жены и больной дочери, которые мучаются от его привязанности к Зоне.

Дочь Сталкера, читая стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои», двигает взглядом стоящий на столе мутный стакан. Чудо всё время находилось рядом, и людям, чтобы поверить, не надо было идти за ним далеко.

4.6 12 голоса
Рейтинг статьи
guest
18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алиса
Алиса
5 лет назад

Я только сейчас поняла, почему в СССР этот фильм не смотрели. Потому что не понимали. Ведь публика была поголовно атеистична. Они не читали Писание. Поэтому и понимать не могли, реплики, вещи, пронизанные библейской символикой. А вот, мне кажется, пришло время, когда этот фильм нужно показывать по всем каналам.

Jayson
Jayson
Ответить на  Owl
4 лет назад

Полностью соглашусь с вами. Уже на половине этого тяжёлого фильма у меня зародилась вполне имеющая основания теория. Возможно «Комната»- некое чистилище, Сталкер своего рода ангел, проводник запутавшихся душ, ведущий их на путь истинный. И эта самая «Комната» находится на «Зона» — земле около Рая, которую охраняют стражи, тоже ангелы, но более высокие (полицейские). Это подкрепяется церковными мотивами и необычной музыкой, а также собакой, символизирующей проводника из одного мира в другой. Суть в том, что «Комната» предназначена не для исполнения желаний, а для самопознания, для дальнейшей здравой и праведной жизни. Да, в этой теории много несостыковок, ибо она проработана только поверхностно, но я надеюсь она имеет смысл существовать.

хельга
хельга
Ответить на  Jayson
4 лет назад

Каждому встречается иногда ангел и понимаем мы это потом.

Елена
Елена
Ответить на  Алиса
5 лет назад

В СССР 80-х, этот и другие фильмы Тарковского смотрели, а вот в настоящее время, тоже далеко не все его поймут…

Инга
Инга
Ответить на  Алиса
4 лет назад

Писание искажено самой церковью в угоду собственной (церковной) власти. Понимать его (писание, новый завет)следует с точностью до наоборот. Истина жизни, ее смысл являются сокровенными понятиями. Человеческое сознание пока не может понять сотворения мира, но находиться в его поиске. В фильме демонстрируется процесс человеческого мышления, осознавание и рассуждение, попытки докопаться до скрытой истины материального мира и духовного (веры, надежды, любви). Девочка с «паранормальными способностями демонстрирует превосходство духа над телом, а также наличие теряемых со временем жизни в извращенном обществе необычных, возможно данных всем (а может только избранным личностям) способностей.

Таня
Таня
Ответить на  Алиса
4 лет назад

В СССР фильм «Сталкер» смотрели вообще все, к вашему сведению.

Нина
Нина
Ответить на  Таня
4 лет назад

Смотрели- да. Необычно, жутковато, завораживающе. Да и модно, просто. При встречах спрашивали -смотрел? Пытались обсуждать. Только никто смысла и сути не понимал. И я в том числе.

Антон
Антон
Ответить на  Алиса
4 лет назад

«Ведь публика была поголовно атеистична.» Боже мой, что за ересь… А то до и после СССР не были поголовно атеистичные! Или нет, даже хуже: аццкая смесь обломков христианства + показная воцерковлённость + суеверия + атеизм + обломки язычества. «…почему в СССР этот фильм не смотрели» — а то сейчас смотрят 🙂

Иван
Иван
Ответить на  Алиса
4 лет назад

Печалюсь о том что даже сегодня фильм поймут далеко не все.

Егор
Егор
4 лет назад

Ну ладно книги, зачем фильмы, то такие снимать. Это же полная муть.

Арина
Арина
Ответить на  Егор
4 лет назад

Значит ты ничего не понял

Таня
Таня
4 лет назад

А зачем у сталкера на шее повязка?

STRODJ
STRODJ
Ответить на  Таня
4 лет назад

Потому что он и есть Дикообраз………

Вика
Вика
Ответить на  STRODJ
4 лет назад

Потому что ОН главная «гайка»

хельга
хельга
4 лет назад

Да много чего не нужно человеку, просто так веселее.

велл
велл
4 лет назад

А ничего что Чернобыль произошел после Сталкера?

Ирина
Ирина
1 год назад

Фильм трогает, но сильнее фильма сама книга Стругацких. Жаль, что далеко ушли от повести. Повесть сложна и многопланова, интереснее в разы. Чего стоит одна концовка!.. Какой фильм можно было бы поставить именно по повести.