Те, кто восхищаются «Сердцем Ангела», особо отмечают необыкновенную атмосферу фильма, которая затягивает с первых кадров и не отпускает вплоть до титров. Те, кто не в восторге от творения Паркера, критикуют слабость детективной линии: не так уж сложно догадаться, кто убивает одного за другим практически всех персонажей. Самое интересное, что правы и те, и другие. «Сердце Ангела» — один из самых атмосферных фильмов в истории кинематографа, но, хотя в нем и присутствуют многие элементы детектива в стиле «нуар», это ни разу не детектив. Фильм Паркера — мистическая притча о поисках собственной души и цене сделок с дьяволом, которую гениальная игра Микки Рурка и Роберта Де Ниро превратила в подлинный шедевр.
Что послужило литературной основой сценария?
Сюжет и образы практически всех героев взяты Аланом Паркером из романа У.Хьортсберга «Падший ангел» (1978), однако режиссер изменил и основную идею, и саму суть повествования. Если роман Хьортсберга — типичный нуарный детектив, в котором в роли рассказчика выступает главный герой и который отличается от других образцов жанра лишь мистической развязкой, то фильм Паркера не поддается однозначной жанровой интерпретации и ставит перед зрителем серьезные философские вопросы. Изменилось и место действия: если в романе Энджел ведет свое расследование в Нью-Йорке, то события большей части фильма происходят в Новом Орлеане.
Почему действие перенесли в Новый Орлеан?
Чтобы понять, какой огромной творческой удачей была идея Паркера снять ключевые сцены фильма в Луизиане, необходимо сопоставить их с аналогичными сценами в романе Хьортберга. В романе сатанисты, к примеру, собираются на черную мессу на заброшенной станции метро, а Сайфер, подобно Воланду, устраивает представления в маленьком театре. В фильме место этих условно-литературных сцен занимает точное, на грани натурализма, изображение реальной жизни Нового Орлеана середины 1950-х с его расовой сегрегацией и тотальной нищетой черного гетто, обитатели которого сохранили верность древнему культу вуду. Сочетание реалистичности, внешней обыденности мест и людей с неуклонно нарастающим ощущением кошмара и создает атмосферу «Сердца Ангела».
В чем заключается основная идея фильма?
«Сердце Ангела» предлагает зрителям не одну, а две идеи, тесно переплетающиеся между собой. Первая лежит на поверхности и восходит как к легенде о Фаусте, так и к Библии: любая игра с силами тьмы ведет к фатальным результатам, а кто хочет спасти свою душу, тот ее потеряет. Ни один из героев фильма даже не задумывается о покаянии — единственном пути к спасению, а это означает, что все они обречены, какие ритуалы они бы не проводили.
Однако Паркер — слишком тонкий и интеллектуальный режиссер, чтобы ограничиться этими очевидными мыслями. Его фильм — еще и развернутая метафора: главный герой отправился на поиски самого себя, узнал, кто он на самом деле, и испытал шок. Значит ли это, что все мы считаем себя ангелами, а на самом деле в глубине души у каждого живет дьявол? Или что в каждом из нас уживаются мистер Джекил и доктор Хайд (отсылка к этому произведению очевидна)? Паркер предпочитает не давать однозначного ответа, намекая лишь, что иногда лучше не знать о себе всю правду.
Зачем Луи Сайфер нанял Энджела?
В начале фильма загадочный иностранный господин по имени Луи Сайфер нанимает не слишком успешного нью-йоркского детектива Гарри Энджела, чтобы найти исчезнувшую звезду прошлых лет — Джонни Фэйворита. Когда становится известно, что Энджел и Фэйворит — одно и то же лицо, возникает вопрос: а зачем Луи Сайфер — он же Люцифер — пошел таким длинным путем? Ведь он прекрасно знал о попытке Джонни Фэйворита его обмануть, и мог просто вызвать его и покарать. Зачем понадобилось заказывать Гарри/Джонни расследование?
Ответ на этот вопрос отчасти дают кадры, на которых впавший в отчаяние Энджел повторяет «Я знаю, кто я!» Перед нами человек, узнавший о себе страшную правду и истерзанный этой правдой, страдающая и мятущаяся душа. Расследование, низвергшее Энджела в бездну, является частью его наказания. Он и так будет гореть в аду, но перед этим он как следует помучается на земле.
Помимо наказания, есть еще одна причина. Не случайно Луи Сайфер смеется во время последней встречи с Энджелом: для него вся эта история — забава, развлечение, а что может быть забавнее для Люцифера, чем зрелище человеческих страданий? Сайфер играет с детективом, дергая его за ниточки, как марионетку.
Почему Джонни Фэйворит решился на обман?
Вообще-то сюжет о человеке, решившем обмануть дьявола, принадлежит к числу самых распространенных (есть он и в русском фольклоре). Вопрос в том, кто и с какой целью пытается переиграть Люцифера. Джонни решается разорвать сделку не потому, что раскаялся, осознал неправедность своих поступков и т.д., а потому, что впал в гордыню и решил, что обладает особой силой. Как говорит Крузмарк: «Он считал, что может перехитрить князя тьмы». Финал подобного состязания с нечистой силой всегда предсказуем: «Честно говоря, ты был обречен, когда зарезал этого парня, Джонни».
Почему Энджел убил доктора Фаулера, Маргарет Крузмарк, Тутса Свифта и других?
Совершая одно убийство за другим, детектив действует в состоянии транса и не по своей воле, о чем зрителю сообщает Луи Сайфер: «Все они погибли от твоей руки. Естественно, я тебя направил». Замысел дьявола прост и изящен: он карает с помощью отступника Джонни тех, кто помогал 12 лет назад обманывать его — дьявола, а заодно и тех, кто был с ним связан. Тем самым Сайфер одним выстрелом убивает двух зайцев: и виновные в обмане наказаны, и Джонни получает по заслугам.
В чем смысл крови, стекающей с потолка?
Жуткая сцена, с одной стороны, демонстрирует все большее погружение героя в атмосферу кошмара, а с другой — является данью уважения любимому режиссеру Паркера — Андрею Тарковскому, в «Зеркале» которого с потолка идет дождь. Кровь — один из главных символов фильма наряду с вентилятором — воплощением неотвратимости, и яйцом, символизирующим душу.
Кто был отцом ребенка Эпифании?
Когда Энджел спрашивает свою дочь Эпифанию, куда делся отец ее ребенка, она отвечает: «Я его не знала», а несколькими минутами позже подтверждает, что забеременела «от богов» во время ритуала. Исчерпывающий ответ на этот вопрос зритель получает в финале, когда у малыша, сидящего на руках полицейского, начинают светиться глаза так же, как у Луи Сайфера. Сын Эпифании — ребенок дьявола, а это значит, что ничего не закончилось, и у мрачной истории будет в дальнейшем не менее мрачное продолжение.
В чем смысл последнего кадра?
Поскольку в реальности главного героя явно арестовывают за убийства, он никак не может оказаться в лифте один, без конвоиров. Непрерывный и неотвратимый спуск Гарри/Джонни вниз следует трактовать символически: душа, запертая в железную клетку своих грехов, из которой ей не вырваться (а старый лифт похож на такую клетку), опускается все ниже, ниже и ниже — в ад.
Как же его не могли узнать те, кого он опрашивал в поисках себя же? Тем более по знаменитому голосу, даже если внешность сильно поменялась
Разбор отличный. Всё это понятно, но если без метафор и прочего, но всё же ДО момента развязки я тоже не поняла — Гарри ходит и опрашивает всех про Джонни, но никто ему не сказал, что он сам и есть Джонни, хотя Джонни он знали лично. Или он их убивал в момент их «Джонни, хватит прикидываться» ?
Посмотри фильм
Наверно потому, что он взял не только душу, но и облик убитого им солдата.
Микки Рурк самый сексуальный мужчина на свете…
Пожалуй. Но именно в этом фильме и в молодости
если по вашему, то «самый сексуальный пдрст на свете», так будет точнее
Про яйцо, в верованиях Вуду есть такоеЛоа (дух), который вселяется в человека, не помню его имени, их там много, и вот, чтобы изгнать именно этого духа и перестать быть одержимым, такой человек должен раскусить зубами яйцо. Вспомните жуткую сцену, когда Люцифер предлагает Джонни яйцо, а потом демонстративно его раскусывает. На самом деле, фильм переполнен символикой. Там буквально каждый кадр можно разбирать по секундам.
Остаётся нераскрытой одна тема: почему жертвы Энджела не узнавали его? Изменилась внешность? И важно ли то, чье сердце он съел?
Самый главный вопрос, почему его из знакомых-жертв никто не узнал — так как мы из воспоминания узнали, что внешность Джонни не изменилась, и убитый солдат выглядел иначе. Есть мысль, что все его действительно узнали, но отрицали, чтобы не привлекать внимание дьявола к себе — раз уж они высадили его на том же месте, уже беспамятного, когда увели из лечебницы.
Что до ребёнка Эпифании — этот кадр с горящими глазами мне показался больше как просто символом неотвратимости и уже полусверхъестественностью происходящего в картине мира Джонни/Гарри, словно он уже начинает погружаться в ад, и своим признанием раскрыл двери этой новой реальности.
Потому что версия с ребёнком Люцифера звучит конечно на взгляд логично — но это дитя бесполезно и не играет никакой роли, а Эпифани в то же время говорила, что «не знает, от кого он», что может подразумевать многочисленные половые связи (кровавые ритуалы с характерными сексуальными движениями тоже слегка могут намекать на это). И что это был вовсе не ребёнок дьявола, и кадр с глазами являлся по задумке режиссёра символическим «ударом молотка» на суде Люцифера, то есть горящие глаза были просто проявление его силы и указывающий жест символизирует «обвинение» Джонни, признание его «грешником» для Сатаны, вынесениее вердикта.