Фильм «Меняющие реальность» с Мэттом Деймоном и Эмили Блант в главных ролях можно без тени сомнения назвать вполне удачным. С одной стороны, он вроде бы и не предлагает нам никаких существенно новых идей и концепций, и призывает лишь поразмыслить на вечные темы. С другой стороны, он делает это настолько красиво, изящно и правдоподобно, что не очароваться им просто невозможно. Во всяком случае, если вам хоть в какой-нибудь степени нравятся научно-фантастические триллеры-мелодрамы.
Несколько слов об авторе рассказа и сценаристе
Сценарий «Меняющих реальность» был написан по рассказу Филипа Киндреда Дика «Команда корректировки». Возможно, вы не слышали о Филипе Киндреде Дике (хотя он был весьма выдающимся писателем-фантастом), но с его произведениями вы наверняка косвенно знакомы. Одно из наиболее популярных и известных среди них – это культовый роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», по которому был снят не менее культовый фильм «Бегущий по лезвию», в 2017-ом году продолженный картиной «Бегущий по лезвию 2049», которая, возможно, в будущем также начнет считаться легендарной.
Еще один хороший пример – достаточно позднее произведение Филипа К. Дика под названием «Помутнение», ставшее отправной точкой для создания достаточно смелого и необычного фильма с таким же названием (главную роль в нем сыграл Киану Ривз). Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить легендарное «Особое мнение» с Томом Крузом в роли ключевого персонажа, также выросшее из одноименного рассказа писателя. Ах да: прекрасно всем известный фильм «Вспомнить все», ставший одним из наиболее популярных проектов с участием Арнольда Шварценеггера, также был снят по мотивам рассказа Филипа К. Дика (этот рассказ носит название «Мы вам все припомним»).
Как видите, с Филипом Киндредом Диком вы знакомы весьма неплохо, даже если сегодня впервые услышали его имя. Пускай его произведения и были существенно доработаны сценаристами, все же без его идей всех перечисленных выше фильмов (и ряда других кинопроектов) просто не существовало бы. Этот писатель был человеком, вне всяких сомнений, креативным, свободно мыслящим и оригинальным.
К слову, превратить «Команду корректировки» в «Меняющих реальность» взялся сценарист Джордж Нолфи, который работал над сценариями для «Ультиматума Борна» и «12 друзей Оушена». Можно сказать, что картина получилась не совсем типичной как для самого Джорджа Нолфи, так и для фильмов по мотивам произведений Филипа Киндреда Дика. Хоть «Меняющих реальность» и называют в некоторой степени триллером, это все же гораздо более легкое, воздушное и позитивное кино, чем тот же «Бегущий по лезвию» или «Вспомнить все».
Бюро корректировки
Наверное, практически каждый человек хотя бы иногда задумывается о том, как устроен этот мир, и какая роль в нем отведена именно ему. Существует ли свобода воли? Действительно ли мы сами определяем каждый поворот сюжета своей жизни? Не может ли быть так, что все это – иллюзия? Что на самом деле все предрешено, что мы просто идем по предначертанному пути, выполняем кем-то установленные алгоритмы, наивно веря, что принимаем каждое решение самостоятельно?
Филип Киндред Дик предложил довольно оригинальный ответ на все эти вопросы: Бюро корректировки, которое следит за тем, чтобы все шло, как надо. У Бюро всегда есть актуальная информация о возможных развитиях судьбы каждого человека, о событиях, предшествовавших актуальному положению вещей, и об оптимальном варианте разрешения каждой конкретной ситуации. Бюро способствует выполнению плана, точный источник появления которого так и не раскрывается (его называют «Верховным»), и, в общем и целом, ратует за счастливую жизнь всего человечества.
Во время одной из встреч Дэвида (персонажа Мэтта Деймона) с Томпсоном (одним из сотрудников Бюро корректировки) последний рассказывает, что каждый раз, когда Бюро переставало вмешиваться в жизни людей, в их истории наступали темные времена, и наоборот. Средневековье сменилось Эпохой Просвещения, за Великой депрессией последовала эпоха научно-технического прогресса и экономического подъема. Все это – непроста. Все это – залог чего-то большего, чего-то более важного, чем счастье одного человека, и чего-то более значимого, чем его судьба.
Томпсон вываливает всю эту информацию на Дэвида, чуть ли ни скидывая на его плечи ответственность за будущую историю всей планеты. И что же ему остается делать? Что остается делать каждому из нас, когда обстоятельства говорят, что мы должны поступить против воли сердца, хотя нам так до конца и непонятно: кому мы это должны, и каким образом накопили такой долг? Может ли кто-то просто забрать у нас право выбора и потребовать, чтобы мы с этим смирились?
Как бы ни складывалась жизнь, здоровый, самоуважительный и адекватный ответ всегда один: нет. Каждый человек имеет право на счастье и на то, чтобы строить свою судьбу по собственному разумению, и отсутствие этого права равнозначно бессмысленности рождения и существования как таковых. Именно к этому в конце концов приходит Дэвид, который понимает, что они с Элизой (персонаж Эмили Блант) заслуживают совместного счастья и не должны отступаться от него по надуманным причинам.
Всплеск
Последствия отхождения от заданного курса представители Бюро корректировки называют Всплеском. Причем чем сильнее «проступок» персонажей отличается от того, что должно было произойти в их судьбах, тем больше будет Всплеск. Вероятно, здесь можно проследить некоторую аналогию с кругами на воде, расходящимися по озерной глади вслед за брошенным камешком.
Всплеск имеет место быть в жизни каждого из нас: порой мы понимаем, что наше действие повлечет за собой весьма масштабные последствия, но просто не можем поступить иначе. Остается только с готовностью принимать все эти последствия и не забывать, во имя чего мы на них решились.
Зрелищная история, или одна большая аллегория
Конечно, при такой концепции и таком подходе просто невозможно сделать главными персонажами обычных, ничем не примечательных людей. Выдающаяся балерина и потенциальный будущий президент подходят для реализации задумки сценариста и режиссера гораздо лучше, позволяют создать более красочную и репрезентативную историю.
Однако в действительности «Меняющих реальность» можно воспринимать как большую аллегорию, призванную напомнить нам, что только мы, в конечном счете, решаем, какой будет наша жизнь. И даже если кто-то посчитает, что он вправе нам указывать, и даже если у этого кого-то будут все ресурсы для насаживания нам своей воли, мы все равно можем не подчиниться и поступить по собственному разумению.
По сути, даже красивая история любви в этом фильме может быть в некоторой степени названа оберткой. Все-таки главный его посыл заключается в том, что мы не должны бояться действовать так, как считаем нужным: в конце концов, жизнь у нас всего одна.
«… Что, если все решения в жизни за нас принимает кто-то другой?…»
И чаще всего эти «решения» идут в ущерб нам, против нас.
Что сказать по поводу фильма, снят прекрасно. Сюжет очень интересный. В жизни любой может оказаться на месте героя фильма, будь ты обычный продавец в магазине или конгрессмен-кандидат в президенты страны. Совет всем, кто ещё не видел эту киноленту, обязательно посмотреть.
И в дополнение к фильму рекомендую ещё и фильм «Шоу Трумана»(1999 г.).
А в этой кинокартине раскрывается другой аспект социальных связей и жизни общества (невидимый, скрытый буллинг, моббинг). Иногда бывает так, что слова »близкие» и «родственники» ничего не стоят и ничего не значат.
«… Что, если все решения в жизни за нас принимает кто-то другой?…»
И чаще всего эти «решения» идут в ущерб нам, против нас.
Что сказать по поводу фильма, снят прекрасно. Сюжет очень интересный. В жизни любой может оказаться на месте героя фильма, будь ты обычный продавец в магазине или конгрессмен-кандидат в президенты страны. Совет всем, кто ещё не видел эту киноленту, обязательно посмотреть.
И в дополнение к фильму рекомендую ещё и фильм «Шоу Трумана»(1999 г.).
А в этой кинокартине раскрывается другой аспект социальных связей и жизни общества (невидимый, скрытый буллинг, моббинг).
Мораль этих двух фильмов сильная, если конечно коридор собственных возможностей позволяет принимать соответствующие волевые решения.
Однако, из сюжета фильмов мы видим, что обе «команды влияния» делают всё, чтобы не допустить изменения утверждённого, много лет назад, плана событий.
Поэтому, девиз »…Только мы решаем, какой будет наша жизнь…» — всего лишь теория и красивые слова.