Невероятный и заслуженный успех первого романа о Гарри Поттере сделал его экранизацию практически неизбежной. Продолжение эпоса о похождениях юного волшебника также немедленно отражалось на экране – читатели и почитатели просто не мыслили, что не увидят воочию каждую строчку, написанную Джоан Роллинг. Хотя сценарии сокращались в угоду рамкам экранного времени, кинематографистам удалось сохранить мир «Поттерианы» и не попасть под фанатскую критику. Последнюю, заключительную часть, всё-таки пришлось разбить на два фильма; всем хотелось «просмаковать» финал истории, на которой выросло целое поколение.
Сказка и реальность
Сказка необходима взрослым, чтобы вернуться в детство; сказка необходима детям, чтобы затронуть их воображение. Весь вопрос в том, какой жизненный урок вынесут, согласно поговорке, «добры молодцы» из рассыпанных по сказочным тропинкам намёков. Герои фильмов «Поттерианы» – маги и волшебники; но сверхъестественные способности не упрощают им жизнь.
В самые ответственные моменты волшебные палочки оказываются бессильны, а помогают обычные человеческие качества. Героям нужна мудрость, чтобы сделать выбор между добром и злом, им нужны доверие и преданность, чтобы выйти с честью из любой ситуации, им нужны честность и твёрдость, чтобы отстоять свои принципы. И здесь умения по варке колдовских зелий и знание заклинаний ничего не меняют.
Истории о несчастных сиротках, которые ютятся в каморке под лестницей, а потом становятся богатыми и знаменитыми, дали миру множество любимых героев, начиная с Золушки. Глядя на худенького мальчика в очках, третируемого противными толстыми родственниками, зрителям сразу ясно, что их ждёт захватывающий рассказ с блестящим финалом; ожидание этого финала заставляет верить в лучшее будущее – и для себя, и для Гарри.
Образование и школа
Как и положено фильмам о подростках, большая часть действия «Поттерианы» происходит в школе. Перед нами модель идеальной системы образования, о которой немедленно начинал мечтать каждый зритель. А между тем в сказочной школе Хоггвартс нет ничего сверхъестественного: это пример учреждения, основанного на принципах классического образования, в котором учителя пытаются обучить своих подопечных жизненным ценностям и желанию постигать знания, а не впихивать в них насильно структурированную и разжёванную информацию в виде дат и цитат, которая вылетает из головы на утро после экзамена.
Школа, в которую попадает сирота-подросток, живёт особой жизнью не потому, что учит чародейству, а потому, что имеет исторические, культурные и духовные корни. Она прививает духовные ценности, воспитывает учащихся, создаёт уникальную образовательную среду.
Избранные судьбой
Гарри Поттер рос среди людей, чуждых ему по духу, хоть и родных по крови. Это ощущение очень близко многим подросткам; они пытаются отгородиться от реальности, убежать в мир фантазии. И вот Гарри получает письмо, принесенное совой, узнаёт, что он – не обычный ребёнок, а волшебник, и отправляется в фантастический мир себе подобных.
Подростки, чувствуя свою обособленность от общества, стремятся найти себя, своё собственное «я», покинув реальность. Но она подстерегает их на каждом шагу, опаляя крылья мечты. Потому смысл первых фильмов о Гарри Поттере – это решение типично подростковых проблем: взаимоотношения с родственниками, адаптация в коллективе, отношения с друзьями, влюблённость, зависть, сплетни, попытки завоевать авторитет среди сверстников.
Детская непосредственность и авантюризм первых трёх фильмов сменяются подростковой жаждой приключений, стараниями найти ответы на сакральные вопросы о смысле жизни, и вот уже в финальном фильме «Дары Смерти» перед нами юноши и девушки, уже не дети, но ещё не растерявшие детскую веру в Добро. Они оставили озорство и научились мыслить по-взрослому, принимать важные решения и нести за них ответственность.
Магия семейной любви
Любовь Гарри к покойным родителям, темы самопожертвования, любящей семьи, верности и воспитания детей примирила с фильмами «Поттерианы» даже ненавидящих магию религиозных ортодоксов.
В основе фильма лежит материнская любовь: ежесекундно нам напоминают о том, что мать Гарри закрыла его собой от смерти. Её любовь продолжает охранять юного волшебника, и это трогательно, понятно, не нуждается в расшифровке, потому что на подсознательном уровне каждый человек чувствует защиту материнской любви. Тем же примером взаимоотношений взрослых и детей в любящей семье служит семья Уизли. Финал «магической саги» — две дружные семейные пары с детьми — выглядит абсолютно закономерно: герои стремились не просто к абстрактной любви, а к любви семейной, со всеми её традиционными и абсолютно не магическими ценностями.
Победить свой страх
Все чего-то боятся: высоты, темноты, одиночества. Иногда в этих страхах стыдно признаваться. Иногда кажется, что мы бессильны перед своими страхами, что другие люди от них свободны, и поэтому они сильнее и умнее нас. Но фильмы о Гарри Поттере освобождают нас от чувства неполноценности: даже волшебники и маги чего-то боятся.
Гарри Поттер боится струсить в важный момент, Рон боится пауков. Практически все боятся дементоров — существ, несущих уныние и гибель, и Тёмного Лорда. Преодоление этих страхов лежит не в волшебной, не в магической плоскости; это следствие нравственных усилий героев. Победа над ними означает победу над врагами. Не случайно Гарри и есть последний «крестраж» Тёмного Лорда. Чтобы победить своего главного врага, ему надо победить себя.
Победить смерть
Гарри Поттер встречал смерть без страха, как достойного соперника, а Тёмный Лорд, пытаясь победить смерть, изменил свою природу. Любовь и воля к жизни сделали Гарри победителем; его противник стал заложником смерти и проиграл.
Тёмный Лорд играл в «прятки» со смертью, изуродовал свою душу и души тех, кого вовлёк в свои опасные игры. Гарри не пытался с помощью магии или иных средств одолеть смерть; он любил и дружил, плакал и радовался, и потому смог одержать верх в поединке с сильным и опытным врагом.
Волшебная сила дружбы и любви
Троица друзей и классический любовный треугольник – Гарри, Рон и Гермиона, — заставили фанатов поволноваться: как сложатся их отношения? Гарри уступил в этом дружеском поединке; они с Гермионой – слишком сильные личности, их союз был бы невозможен. Ревность Рона напрасна: Гарри не смог бы ранить его сердце. Психологически зависимый от более сильного напарника Рон нашёл свою поддержку и опору в Гермионе, а Гарри полюбил его сестру, надёжную и верную Джинни.
Семейные пары сложились гармонично. Любовь в мире «Поттерианы» — это не всепоглощающая страсть, толкающая человека на безумства, а сильное и глубокое чувство, дарящее радость и уверенность в себе. Это единственная в мире сила, побеждющая и страшные заклинания врагов, и саму смерть.Неписанный «кодекс товарищества» героев включил в себя уважение к другу, верность, порядочность, равенство, готовность помочь.
Нравственные и психологические аспекты фильмов
Быть верным принципам, уметь доверять друзьям, изо всех сил сопротивляться злу – это главный смысл франшизы и мораль, объединяющая все семь фильмов, которые поднимают все актуальные вопросы: расовой и национальной терпимости, шовинизма, равенства полов, влияние на человеческое сознание СМИ, проблемы этичности в науке, проблемы из области политологии — государственного устройства, коррупции, злоупотребления властью.
Все фильмы о Гарри Поттере вошли в тридцатку наиболее кассовых фильмов за историю кинематографа. Герои фильма взрослели вместе со зрителями; они вместе сражались, любили, дружили, страдали от обид и несправедливостей. И если содрать с киноэпопеи «магическую» шелуху, мы увидим волнующий жизненной правдой подростковый роман о взрослении и становлении личности.