Фильм «Лобстер» — два варианта диктатуры

Фильм Лобстер (2015) - смысл фильма и объяснение концовки

Почему-то принято считать, что одиночество — крайне негативное состояние для индивидуума. На самом-то деле сбивание в стаю, прайд, косяк или стадо в животном мире — способ выжить. Но способ выжить не отдельной особи, а вида в целом. Есть, впрочем, среди «братьев наших меньших» и одиночки, заключающие кратковременный союз только на брачный период. Это лисы, медведи, крокодилы, барсуки, носороги, белки и многие другие создания, предпочитающие уединенный образ жизни. Да хоть бы и лобстеры. Пусть сохраняют фертильность до ста лет, но в паре абсолютно не нуждаются.

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

Что касается приматов, имеются обусловленные видом различия. Приматы живут и поодиночке, и парами, и иерархически регламентированными группами. Но если среди обезьян именно конкретный вид (шимпанзе, гориллы, макаки и т.п.) диктует тот или иной алгоритм социальной жизни, то люди — принадлежат к одному виду, однако склонны к разным способам существования. Хватает и отшельников, и семейных пар, и любителей компаний.

Одиночество — это преступление

В антиутопическом тоталитарном обществе, которое можем наблюдать в фильме греческого режиссера Йоргаса Лантимоса «Лобстер», личные склонности разных представителей homo sapiens государством во внимание не принимаются. Каждый обязан быть частью пары. Неважно, гомо- или гетеросексуальной. Одиночек полиция неустанно отлавливает в публичных местах типа супермаркетов, проверяет документы и, если отсутствие партнера доказано, отправляет в специальный комфортабельный отель, нечто вроде клуба знакомств. Правда, с оттенком концлагеря.

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

Над «одинокими сердцами» в отеле дамокловыми мечами висят три обстоятельства:

  1. Надо успеть создать пару до истечения 45 дней.
  2. Выбирать партнера можно только на основании одинаковых признаков.
  3. Бедолаг, не справившихся с задачей, превращают в животных и отправляют в лес.

Шаг вправо, шаг влево в этом обществе считают побегом. Регламентировано все, нюансы не признаются: нельзя выбрать размер обуви 44,5 — только 44 или 45. Так и с ориентацией, гомо- или гетеро-, третьего не дано.

Одна радость: животное для насильственного перевоплощения можно выбрать на свой вкус. Разведенный сорокалетний архитектор Дэвид (Колин Фаррелл), если не повезет «обрести вторую половинку», желает влачить оставшиеся дни лобстером: этот представитель семейства омаров способен к размножению до преклонного возраста, да и кровь у него голубая, совсем как у аристократов. Еще и море Дэвид очень любит. Однако в большинстве случаев выбор обреченных неудачников останавливается на друге человека — собаке.

«Вот почему в мире так много собак».

Обитателям отеля прелести существования в паре и ужасы одиночества персонал демонстрирует нехитрыми сценками во время тренингов в актовом зале. Но пугает старательно аплодирующую публику не возможность оказаться без помощи партнера в трудной ситуации, а грядущая реинкарнация.

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

В жажде избежать изгнания в облике животного, клиенты отеля идут на хитрости. Джон (Бэн Уишоу) имитирует носовые кровотечения, чтобы уподобиться одной из барышень, реально ими страдающей, а флегматичный интеллигентный Дэвид прикидывается жестоким монстром, желая сблизиться с бессердечной женщиной. Впрочем, надолго его актерского мастерства не хватило: не удалось скрыть слезы, когда избранница зверски убила его незадачливого брата, второй год существующего в теле пса и прибывшего в отель вместе с Дэвидом.

Одиночество — это обязанность

Отомстив свирепой даме (самостоятельно осуществив превращение ее в так и оставшееся не названным животное), Дэвид сбегает на волю, в пампасы, то есть в лес. Постояльцы отеля ежедневно охотятся на обитающих в зарослях изгоев общества. Выстрел дротиком с транквилизатором — и вуаля, парализованный одиночка готов к трансформации в очередную зверюшку, которыми чащоба так и кишит, а меткий охотник получает еще один льготный день пребывания в отеле. Знаменитое чеховское ружье недаром висит на стене каждого отельного номера.

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

Не все, впрочем, так радужно в «свободной» партизанской группировке. Попав в компанию шастающих по лесу и время от времени устраивающих диверсии одиночек, Дэвид оказывается в еще одном строго регламентированном социуме. Только со знаком минус. Лесной мир — зеркальное отражение мира отеля. Та же диктатура, только «вверх ногами». Вместо матримониального «выкручивания рук» — диктат воинствующего эгоцентризма. Под запретом любые проявления человеческих чувств. Танцы — на «пионерском» расстоянии под электронную музыку (у каждого — индивидуальные наушники и собственная мелодия), за поцелуи — ампутация губ. И никакой взаимопомощи. Даже могилу, если что, никто для усопшего не выроет: обязан выкопать сам. Заранее. И примерить, по размеру ли.

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

«Ты уже вырыл себе могилу»?

Могила, кстати, вскоре понадобилась. В нее Дэвид аккуратно упаковал принципиальную атаманшу «подпольщиков» (Леа Сейду), обманом отправившую возлюбленную героя на операцию, в результате которой девушка, преступившая законы одиночек, ослепла. Вот такой метод борьбы с запрещенным флиртом.

Общие признаки вместо родства душ

Интерес к этой самой избраннице (Рэйчел Вайс) Дэвид какое-то время успешно скрывал от суровой предводительницы одиночек. А расцвело его чувство в тот самый момент, когда он обнаружил пресловутое сходство. Архитектору в голову накрепко вбита идея, что создавать пары надо на основании идентичных внешних признаков. С какой радостью очкарик Дэвид обнаруживает, что его суженая тоже близорука! И как темпераментно он экзаменует на предмет ношения контактных линз своего предполагаемого соперника, принесшего девушке кролика. Проверено: линз нет! Значит, парень не близорук. Следовательно, нет оснований для ревности: в партнеры даме сердца, страдающей миопией, глазастый сосед не годится.

А финал-то открытый…

Итак, любимая слепа. Сходство потеряно. Дэвид-то помнит: надо, непременно надо иметь что-то общее (кровь из носа, миопия, пышная шевелюра, хромота etc). Выход один: ослепить и себя. Снова Ромео и Джульетта из антиутопии будут обладать одинаковым дефектом. Парочка покидает лес и целеустремленно шагает в город.

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

В кафе герой просит у официанта острый-острый ножик (не для хлеба, а для мяса) и отправляется в туалет, примеривая колющее и режущее орудие перед зеркалом то к одному, то к другому глазу. Девушка сидит одна за столиком. Долго сидит. Возлюбленного все нет.

И на этой оптимистической (или пессимистической?) ноте экран чернеет. А потом титры, титры, титры…

И вот теперь — попробуй понять, экран почернел по замыслу режиссера, потому что Дэвид все же стал слепым и больше ничего не видит?

А, может, он опомнился и благополучно сбежал, зрение-то дороже всех на свете красавиц?

А может, сообразил, что для любви совсем не надо обладать общими признаками?

А, может, до сих пор стоит в клозете и бубнит про себя: «Быть или не быть, вот в чем вопрос?»

Смысл фильма Лобстер (2015) и объяснение концовки

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.