Немецкий фильм 1997 года — легендарная кинопритча, единственная в своем роде. «Достучаться до небес» по различным причинам невозможно поставить в ряд с другими кинофильмами, ни голливудскими, ни европейскими. Вечные темы жизни, смерти и мечты, поданные в виде комедии-гротеска. Яркие контрасты на всем протяжении придают этой киноистории особую магию. Утрированный юмор и серьезные вещи, гангстеры и поэзия, действительно смешно и невероятно печально. Цитаты из фильма навсегда ушли в народ.
На небе только и разговоров, что о море.
Ни одна работа кинорежиссера Томаса Яна не имела подобного успеха. В конце 90-х картина приобрела статус воистину культовой. Прошло двадцать лет, но в силу своей уникальности кинофильм не растерял и, похоже, не утратит никогда своего невероятного обаяния.
Множество моментов имеют скрытый подтекст, который открывается не сразу. «Достучаться до небес» — сильно преувеличенная история о том, что ждет впереди каждого из нас.
Смысл названия
Название кинофильма происходит от одноименной песни 1973 года, автор Боб Дилан. В картине песня звучит в исполнении немецкой группы Selig.
«Достучаться до небес» — русскоязычный вариант названия фильма. Knockin’ on Heaven’s Door можно перевести как «Постучавшись в дверь небес» или даже «Стучась в райские врата». Другими словами, стучимся в рай на пороге смерти.
Герои, оказавшись у края жизни, активно стучатся в небесные врата. Пожалуй, у них получается.
Перед лицом смерти все равны
Сюжет известен: двое молодых людей узнают от врачей о своих смертельных диагнозах. Жизни им отпущено считаные дни или не отпущено вовсе. Герои абсолютно разные по характеру: Мартин — развязный, бесцеремонный, нарушает все возможные правила, а его соседом по палате оказывается законопослушный тихий Руди.
— Закури, так легче.
— Курить? Нет, это опасно для здоровья.
Ирония судьбы: никто не застрахован от тяжелой болезни или смерти. Люди разного социального поведения и привычек одновременно становятся безнадежными пациентами и лежат на соседних койках с одинаково невеселыми перспективами.
Смерть — очень неприятная форма бытия.
Знаки судьбы
Провидение часто посылает нам знаки. Их нужно вовремя увидеть и принять с благодарностью.
Герои рассказывают друг другу о приговоре врачей. В этот момент происходит нечто, ставшее пусковым механизмом дальнейших событий. Падает распятие и открывается тумбочка, в которой стоит бутылка текилы — это ведь просто знак свыше. Жизнь должна быть со вкусом, иначе что она? Серое, пресное существование, даже вспомнить нечего. Мартин и Руди отправляются искать закуску для неожиданно щедрого подарка.
Судьба щедра, когда человек у последней черты: если соль — то мешок, нужен лимончик — вот, целая гора. Машина, деньги? Не проблема! Машина подана, а в ней — кейс с миллионом.
Списки заветных желаний
Сколько различных вещей в жизни мы хотели бы сделать, но всегда откладывали на потом? Или точно планируем сделать в будущем, что еще смешнее. К сожалению, никто из нас не знает, когда наступит наше время стучаться на небеса. Ведь завтра может никогда не случиться.
— А ты и на море-то не побывал…
— Не успел, не вышло.
Героям фильма известно, что времени уже не осталось. И главная их цель — побывать на море. Далее ребята берутся составлять перечень заветных желаний, не осуществленных за такую короткую жизнь. Получив списки длиной от восьми до двадцати пунктов, выбирают по одному. Больше уже не успеть.
Выбор желаний символичен: шикарный розовый кадиллак для мамы от циничного Мартина и совсем не столь красивое желание «переспать с двумя» от тихого Руди. Накануне смерти слишком поздно прятаться за броней, которая защищает нас всю жизнь. Тайные желания — это то, что каждый тщательно скрывает годами.
Все в пару
Все персонажи фильма выступают парами. Главные герои — Мартин и Руди, двое чудо-бандитов, даже два мафиози. Две стороны преследуют беглецов: преступники и полиция.
Кто знает, может, в этом тоже есть смысл. Не успел найти себе пару, так Господь пошлет тебе друга. Мы рождаемся и умираем поодиночке. Однако жить одному очень сложно.
Поэзия и философия
Украшением фильма стали диалоги героев о море, которые звучат как поэзия и философия одновременно. А еще загадочное стихотворение неизвестного автора.
Стоишь на берегу и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй.
В отличие от короткой человеческой жизни море безгранично и нескончаемо. Есть в этом нечто безусловно магическое. Соленые волны видели тысячи людей много тысяч лет назад. И спустя многие века люди будущего придут на берег и будут так же завороженно смотреть на те же волны. Бесконечность и некая связь времен — возможно, именно это так притягивает людей к морской стихии. Бескрайнее вечное море — безусловное олицетворение романтики в искусстве.
— Думаешь, мы действительно будем сидеть на облаке и говорить о море?
— Да, я твердо в это верю.
Криминал и вседозволенность
Немногочисленные противники фильма обращают излишнее внимание на криминальные поступки героев. Аргументы тех, кто воспринимает сюжет чересчур буквально: картина пропагандирует криминал, разврат и пошлость, даже перед смертью не все дозволено.
Разумеется, криминальная линия сюжета — это гротеск, явное преувеличение. Отвязность парочки обреченных в последние дни жизни имеет скорее символическое значение. Смешные приключения на экране являются намеком-подсказкой: в обычной своей жизни мы слишком ограничены правилами, по причине чего не можем реализовать собственные стремления. Порой нужно уметь выйти за некоторые рамки, иначе вся жизнь пройдет мимо.
Интересные факты
- Имена главных персонажей являются именами реальных людей: сценариста Руди Вурлитцера, а также режиссера Мартина Бреста.
- Сценарий фильма написали режиссер Томас Ян и Тиль Швайгер, исполнитель главной роли. Работа заняла около года.
- Собственно съемки уложились всего в три недели. Причина — ограниченный бюджет.
- Томас Ян снялся в эпизоде: роль таксиста. По некоторым сведениям, актер эпизодической роли не явился на съемку, и режиссер решил его подменить.
Смысл финала
После невероятных приключений, последних в их жизни, друзья добрались до моря. Мартин умирает прямо на берегу, Руди больше не торопится его спасать. Неизлечимо больные герои добрались до цели, достучались до небес. Теперь уже умирать не страшно.
Великое кино на вечные темы вызывает определенные мысли о смысле жизни.
- Никто из нас не останется жить вечно. При этом важно успеть сделать главное.
- Если завтра уже умирать, это не значит, что нужно отказаться от жизни сегодня.
- Уходить нужно счастливым. Ведь жизнь каждому из нас была дана не зря.
Фактически все просто:
Бояться глупо.
Почему такой антураж вокруг этого фильма? Говно сюжет, неистовое везение на котором он строится и развивается. По смыслу тоже тупой, как брат за брата за основу взято или живи с кайфом — умри под кайфом.
Такой сюжет, понятное дело, был создан чтобы по полной программе раскрыть философию данного произведения, но если она на столько скверна, зачем про это вообще фильм делать?
>_<
Не каждому дано уметь видеть глубже.
Они правы: «…brauchen keine Angst zu haben…»