"День сурка": история преображения Фила Коннорса или фильм о каждом из нас?

День Сурка (Groundhog Day, 1993) скрытый смысл и объяснение фильма

Не так часто название фильма становится фразеологизмом, да еще во многих языках. “Дню сурка” в этом плане повезло, и не только в этом. Более 25 лет фильм про застрявшего в провинциальном городке метеоролога смотрят с удовольствием в разных странах: простая вроде бы история, в которой нет ни дорогостоящих визуальных спецэффектов, ни головокружительных сюжетных виражей, стала культовой. И хотя  саму идею временной петли, на которой основывается сюжет фильма Г.Рамиса, никак нельзя назвать новой,  в “Дне сурка” она раскрыта так, что фильм вошел в учебники философии и эконометрики, а заодно и в пособия для сценаристов.

День Сурка (Groundhog Day, 1993) - философский и психологический смысл и объяснение

Откуда взялся мотив временной петли и в чем его смысл?

Самым древним прообразом временной петли следует считать буддистское и индуистское Колесо Сансары. Считается, что душа обречена вращаться в круге перерождений до тех пор, пока не достигнет просветления. Из восточной традиции эта идея перешла в европейскую и американскую культуры, и в XX веке искусство много раз обращалось к образам героев, для которых исчезло линейное время и которые вынуждены снова и снова переживать одни и те же события. Такие герои присутствуют в фильмах “Зеркало для героя” и “Повтор”, эпизоде “Игра тени” сериала “Сумеречная зона”, романе Л.Ардена “Дьявольская дрожь”, рассказе Р.Лупоффа “12:01”. По иронии судьбы, рассказ был экранизирован в том же 1993-м, и явное сходство сюжетов “12:01” и “Дня сурка” вызвало скандал и судебное разбирательство, закончившееся соглашением сторон.

Популярность мотива временной петли вызвана прежде всего его многоплановостью. Временную петлю можно трактовать и как символ экзистенциального кризиса, и как метафорическое искупление грехов, и как пародийное воплощение бессмысленности бытия в обществе потребления, и даже как иллюстрацию к теории возможных миров. Одно из достоинств “Дня сурка” заключается в том, что к фильму применимы едва ли не все трактовки. То, что зритель увидит в фильме Рамиса, зависит не столько от фильма, сколько от самого зрителя.

День Сурка (Groundhog Day, 1993) - философский и психологический смысл и объяснение

Жанр фильма

Хотя традиционно “День сурка” считается комедией, нельзя сказать, что при его просмотре зритель непрерывно хохочет. Чем дальше развивается действие, тем драматичнее оно становится, а попытка самоубийства главного героя и вовсе трагична (другое дело, что он не умер). Необычность фильма – в тонком и выверенном сочетании откровенно юмористических и драматических эпизодов, так что точнее было бы назвать “День сурка” своеобразным гибридом комедии и философской притчи.

Почему Фил Коннорс застрял в Панксатони?

Маленький город, такой, как Панксатони – место, где обычно ничего никогда не происходит, разве что сурок вылезет из норы. Здесь трудно что-либо изменить и без всякой фантастики: ты из года в год ходишь в одно и то же кафе, общаешься с одними и теми же людьми, и все дни похожи один на другой. Для амбициозного Коннорса Панксатони – своеобразное воплощение ада на земле, и очевидно, что он страдал бы в этом городе даже в том случае, если бы просто не мог из него уехать без  временной петли.

День Сурка (Groundhog Day, 1993) - философский и психологический смысл и объяснение

Однако метеоролог не просто остается в Панксатони, но и без конца проживает один и тот же день – 2 февраля. В отличие от других произведений, создатели “Дня сурка” отказались объяснять причины появления временной петли, хотя первоначально такие поползновения у них были. И дело не только в том, что эти причины, по большому счету, не так уж важны для зрителя, охотно принимающего мир фильма таким, какой он есть. Отказ от объяснения причин тесно связан с главной идеей фильма.

В чем главная идея фильма?

Если бы причиной временной петли Фила оказалось колдовство его бывшей подружки, как планировалось в одной из версий сценария, то для того, чтобы вырваться из нее, ему потребовалось бы воздействовать на внешние обстоятельства, и это был бы совсем другой фильм. Главная же идея “Дня сурка” в том, что все временные петли и экзистенциальные тупики находятся в нас самих, они обусловлены нашим “Эго”, нашим мироощущением и этическим кодексом. Иными словами, в бесконечный День сурка нас загоняют не темные силы или несправедливое общество, а мы сами. Соответственно, чтобы выйти из тупика, надо измениться изнутри, выйти из скорлупы эгоцентризма и научиться любить.

День Сурка (Groundhog Day, 1993) - философский и психологический смысл и объяснение

В чем смысл поступков Фила?

Поведение Коннорса – при всей фантастичности ситуации – внутренне логично и психологически достоверно. Оправившись от первого шока и убедившись, что психиатры ему не помогут, он начинает экспериментировать, проверять на прочность мир, в котором оказался, и ведет себя как дорвавшийся до парка развлечений ребенок или как игрок в компьютерную игру. На этом этапе Фил еще зациклен на самом себе, он ведет себя эгоистично и саморазрушительно. Но эксперименты и развлечения не могут быть смыслом жизни, и в итоге метеоролог впадает в отчаяние. Его попытка самоубийства – метафора духовной смерти, вслед за которой должно придти обновление.

И оно действительно приходит. Постепенно Фил начинает меняться, не только осваивая что-то новое, но и поворачиваясь лицом к людям. Особую роль в процессе духовного обновления играют отношения Фила и Риты, и не потому, что именно она указала ему на необходимость изменений. “День сурка” заканчивается для Фила вместе с обретением подлинной любви. Дело не только в силе этого чувства: зрителю дают понять, что любые успешные личностные перемены основаны на любви, и шире – на позитиве. Нельзя стать другим человеком, принуждая себя к изменениям.

Почему Фил в конце фильма остался жить в Панксатони?

Отказом от возвращения в Питтсбург авторы фильма подчеркивают глубину перемен, случившихся с Коннорсом. Если для прежнего амбициозного эгоцентрика маленький город был тоскливым, скучным местом, то обновленный Коннорс способен увидеть и понять всю его прелесть. Он стал другим человеком, и город стал для него другим: ведь то, что мы видим, зависит от наших установок и угла зрения.

В чем причина популярности фильма?

Львиной долей популярности “День сурка” обязан личности главного героя. Фил Коннорс – откровенно заурядный человек, лишенный особых талантов; в чем-то он симпатичен, в чем-то отталкивающ. Лучше всего того Фила, которого мы видим в начале фильма, характеризует термин “амбивалентный”, т.е. двойственный, вызывающий неопределенное отношение. В то же время в поступках Коннорса нет ничего необычного: и в добре, и в зле он не выходит за некие рамки (например, он никого не убивает). Он всегда понятен, хотя и не всегда приятен. Среднестатистическому зрителю легко отождествить себя с Филом, мысленно встать его место: ведь мало кто может похвалиться, что каждый его день – уникален и не похож на предыдущий.

День Сурка (Groundhog Day, 1993) - философский и психологический смысл и объяснение

Сложные философские и моральные вопросы в фильме Рамиса показаны на примере судьбы рядового человека, впитавшего все недостатки нашего общества от цинизма до эгоизма.  Нравится нам или нет, но “День сурка” – фильм не столько о метеорологе из Питтсбурга, сколько о всех нас. И потому вряд ли он когда-либо устареет.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.