«Чарли и шоколадная фабрика»: фильм для взрослых и, возможно, детей

В 2005-ом году Тим Бёртон снял один из своих известнейших фильмов: картину «Чарли и шоколадная фабрика» по одноименной сказочной повести Роальда Даля. Стоит отметить, что этот британский писатель, родившийся в семье выходцев из Норвегии, в принципе писал довольно своеобразные сказки и не совсем тривиальные детские книги. Черный юмор, отказ от слащавости, сентиментальности и «розовых соплей» присущ практически каждому его произведению. И «Чарли и шоколадная фабрика» — вовсе не исключение из этого правила.

Над сказочными декорациями создатели фильма потрудились на славу, причем многие из них были действительно съедобными

Над сказочными декорациями создатели фильма потрудились на славу, причем многие из них были действительно съедобными

Поэтому вовсе неудивительно, что такой сюжет заинтересовал Тима Бёртона. Последний в принципе известен своей любовью к страшилкам, монстрам, теме смерти и жестоким поворотам сюжета, завернутым в ужасающе-очаровывающую псевдосказочную обертку. Стоит отметить, что в своем желании экранизировать «Чарли и шоколадную фабрику» Бёртон был не первым: в 1971-ом году по книге уже снимали фильм, который принес известность Джину Уайлдеру, сыгравшему Вилли Вонку, и был раскритикован самим Роальдом Далем. К сожалению, до выхода на экраны новой экранизации писатель не дожил, но можно предположить, что она понравилась бы ему больше: Даль всегда хотел, чтобы главным героем был Чарли, а не Вилли Вонка, и Тим Бёртон, по сути, практически не сместил акцент с младшего персонажа.

Первую версию экранизации своей книги Даль раскритиковал из-за чрезмерного внимания к Вилли Вонке

Первую версию экранизации своей книги Даль раскритиковал из-за чрезмерного внимания к Вилли Вонке

Вилли Вонка: то ли пожалеть, то ли возненавидеть

В своей повести Роальд Даль вполне конкретно разводит по полюсам «хороший» и «плохой» детских персонажей, а вот Вилли Вонка у него получился достаточно неоднозначным. И эту неоднозначность весьма элегантно передали Тим Бёртон с Джонни Деппом. С одной стороны, нам показывают Вилли как человека с душевной травмой, в детстве страдавшего из-за чрезмерной строгости отца и в результате сделавшего делом своей жизни производство сладостей, которые тот ненавидел. Кстати, флешбэки из детства Вонки были придуманы сценаристами, в книге их нет.

С другой стороны, нельзя сказать, что Вилли несчастен, равно как и назвать его добросердечным. Он вполне доволен своей жизнью, он построил целую шоколадную империю и даже невероятный шоколадный мир внутри своей фабрики, он достаточно уверен в себе и весьма негативно относится к любой критике. Он безжалостно и достаточно жестоко наказывает детей, да еще и, по всей видимости, получает от этого удовольствие. Очевидно, что он специально ведет своих маленьких гостей по тем цехам, где их поджидают разнообразные «ловушки», и делает все для того, чтобы они попались. И, в конце концов, он выгоняет Чарли, которого хотел сделать своим учеником и наследником, как только тот заикается о нежелании расставаться с родными.

Вилли Вонка, как минимум, не жалеет наказанных детей, как максимум - наслаждается их мучениями

Вилли Вонка, как минимум, не жалеет наказанных детей, как максимум — наслаждается их мучениями

В конце фильма впечатление немного смягчается: не желавший ничего слышать о семейных узах, Вилли Вонка мирится с отцом и приглашает на свою фабрику и Чарли, и всех его родственников. Хотя, возможно, если бы он не утратил способность выдумывать новые сладости, расстроившись из-за отказа Чарли, он бы ничего из этого не сделал. Словом, вот такой он: не слишком хороший, не слишком плохой. Не злодей, но и уж точно не герой. Возможно, вызывающий сострадание, возможно – скорее провоцирующий раздражение. И чудоковатая внешность персонажа, представляющая собой собирательный образ, над которым поработали и Бёртон, и Депп, идеально дополняет его неоднозначное поведение.

Условно плохие дети

Справедливости ради стоит отметить, что произведение Роальда Даля периодически подвергалось критике из-за того, что четыре «плохих» ребенка изображены уж слишком отрицательными и даже, по сути, олицетворяющими смертные грехи: к алчности можно приплести Веруку Соль, к гордыне – Виолетту Борегард, к праздности – Майка Тиви, и, наконец, к чревоугодию – Августа Глупа.

Справедливости ради стоит отметить, что развитию пороков у "плохих" детей немало способствуют их собственные родители

Справедливости ради стоит отметить, что развитию пороков у «плохих» детей немало способствуют их собственные родители

Такие гипертрофированно негативные образы можно объяснить тем, что произведение все-таки теоретически детское, а в детских сказках и повестях подобный прием используется крайне часто. Впрочем, это одна из тех причин, по которым «Чарли и шоколадную фабрику» не всегда называют оптимальным фильмом для просмотра с детьми. Выискивать в окружающих отрицательные черты и клеить на них ярлыки, основанные исключительно на недостатках – все же не самое лучшее занятие для подрастающего поколения. Впрочем, если грамотно объяснить маленькому зрителю, что в реальной жизни люди гораздо более многогранны, чем в фильме, то можно включать его детям без каких-либо зазрений совести.

Серьезные наказания за детские пороки

Все «плохие» дети были наказаны весьма изощренно. Августа Глупа засосало в отводную трубу, когда он, в порыве чревоугоднической страсти, захотел выпить Шоколадную реку. Виолетта Борегард, попробовавшая экспериментальную жвачку, которая включала в себя обед из трех блюд, стала фиолетовой и раздулась. Верука Соль, захотевшая пополнить свой зоопарк одной из белок, что работали в Ореховом цеху, оказалась в мусоропроводе. И, наконец, Майк Тиви, чьим «криптонитом» оказался Телешоколадный цех, уменьшился в размерах, а потом был отправлен в «тянутель тянучек», став двумерным.

Нам так и не дают понять, оправятся ли "плохие" дети от того, что случилось с ними на шоколадной фабрике

Нам так и не дают понять, оправятся ли «плохие» дети от того, что случилось с ними на шоколадной фабрике

Конечно, это все – гипербола, которую не стоит воспринимать слишком близко к сердцу, и которая лишний раз подчеркивает характер сказочности повествования. Впрочем, сказочность эта выдержана в стиле страшных произведений братьев Гримм, которые многие авторы пытались смягчить и приукрасить, адаптируя их для детей более современных поколений. И это еще одна причина, делающая вопрос о просмотре «Чарли и шоколадной фабрики» с детьми открытым.

Чарли Бакет – нейтральный герой

Хотя Роальд Даль считал Чарли Бакета центральным персонажем своей книги, его личность стала еще одной из тематик, которую мусолили многие критики. По сути, Чарли можно назвать ходячим стереотипом: скромный, тихий и вежливый мальчик из бедной семьи, привыкший ничего не требовать и послушно подчиняться приказам старших. Если для «плохих» детей автор красочно прописал ярко выраженные недостатки, то для Чарли он оставил только кротость, благовоспитанность и бедность. Другими словами, критики нередко обращали внимание на то, что вся «положительность» мальчика – это просто отсутствие «отрицательности». Причем, возможно, обусловленное лишь тяжелым материальным положением его семьи, из-за которого у него просто банально не было возможности проявлять, например, чревоугодие. Никакого исключительного благородства Чарли не демонстрирует.

Чарли и его семья - классические добропорядочные бедняки из детских сказок

Чарли и его семья — классические добропорядочные бедняки из детских сказок

Тем не менее, такие персонажи в сказках тоже встречаются сплошь и рядом, так что вряд ли стоит винить Даля, а затем и Бёртона, в построении образа положительного героя на такой основе. Суть тут, скорее, не в том, что бедняк должен оказаться невероятно выдающейся личностью. Вполне вероятно, что автор изначально хотел показать его таким вот нейтральным. Дескать, скромность украшает, и порой самый неприметный и ничем не выделяющийся человек может оказаться самым надежным и по-настоящему заслуживающим доверия. Но проявлять свой характер, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, быть своеобразным и нравиться далеко не всем – это тоже нормально, и это еще одна тема для дискуссии с представителями младшего поколения, если вы захотите устроить семейный просмотр картины.

Словом, смотреть этот фильм самостоятельно или вместе с детьми – решать вам. Удовольствие от просмотра этой красочной картины вы в любом случае получите, а вот по поводу смысла и извлеченных из нее уроков все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

2.5 11 голоса
Рейтинг статьи
guest
8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
никита
никита
5 лет назад

Понятно, я узнал всё что мне не надо было.

@no.drift.no.fan
@no.drift.no.fan
Ответить на  никита
4 лет назад

ну не то…. Что я хотел… (-_-)

Мария
Мария
5 лет назад

Ну хрен знает. Чарли мне вообще не нравится, постный слишком. Майк Тиви интереснее, и кстати, практически ни за что огреб больше всех.

Rushen_Jane
Rushen_Jane
Ответить на  Мария
10 месяцев назад

Согласна, Майк мне тоже нравится

АНОНИМ
АНОНИМ
4 лет назад

ем… ну так себе…

aalliissaa
aalliissaa
3 лет назад

мне кажется что ” плохие ” дети сами виноваты. Август Глуп сам полез в эту реку, Виолетта сама захотела попробовать жвачку и т.д

Alexten
Alexten
3 лет назад

Множество бреда и надумываний. И какой-то заговор. Если насчет Вонки давно известно, что он психопат, может быть и маньяк, то насчет других героев — зачем мусолить то, что и так понятно? Какие критики, дети, взрослые будут судить фильм и книгу за того, какими показаны дети? Что за заговор? Как задумал автор и режиссер, так и будет. К тому же, их образы как раз более чем реалистичны. «Плохие» дети действительно плохие. Такие гипертрофированные пороки встречаются не только у детей, но и у взрослых. Делает их это плохими? Безусловно и однозначно да. Так как все хорошее этим перекрывается. Они могут тебя продать, убить, предать, обокрасть имея качества, показанные в фильме. Это и делает таких людей отрицательными полфностью, опасными. Так что про многогранность — это уже как раз сказка.
То же и насчет главногогероя. Он неидеален, в этом нет ничего особенного и нереалистичного. Он лучше других, пусть и «нейтрален». Следовательно, он уже хороший. А то, что это обусловлено его бедностью, семьей и условиями жизни — а что, в реальности не так? Все борятся с негативными качествами и стараются стать лучше в определенных условиях. По крайней мере имеют возможность. Условия жизни других детей к этому не предрасполагают, а усиливают их пороки, которые они в силу своего скудоумия не видят. Если ты идиот, к тому же злой идиот, то окружение на это влияет, но выбор ты делаешь сам. Как и выводы. По книге и фильму условия сделали главного героя лучше других. И это вполне естественно. Если в этом нет привычных сказочных и нереальных соплей и радуги, то что поделать. К тому же, сколько десятков лет назад дети стали учиться на комиксах, супергеройских фильмах, хоррорах, а не на «добрых» сказках?

Александр
Александр
2 лет назад

Я еще вижу картельный сговор отца и сына. В конце фильма мы видим одинокий дом отца, это значит что соседи дантиста разъехались, по каким причинам непонятно, предположительно из-за отсутствия средств и возможности поддержания домов в нормальном состоянии и их снесли. Дантист-же живет хорошо, у него всегда есть запись на прием и денежки в этих пустынных местах у него водятся. Один портит зубы, другой их лечит.)))))