В 2005-ом году Тим Бёртон снял один из своих известнейших фильмов: картину «Чарли и шоколадная фабрика» по одноименной сказочной повести Роальда Даля. Стоит отметить, что этот британский писатель, родившийся в семье выходцев из Норвегии, в принципе писал довольно своеобразные сказки и не совсем тривиальные детские книги. Черный юмор, отказ от слащавости, сентиментальности и «розовых соплей» присущ практически каждому его произведению. И «Чарли и шоколадная фабрика» — вовсе не исключение из этого правила.
Поэтому вовсе неудивительно, что такой сюжет заинтересовал Тима Бёртона. Последний в принципе известен своей любовью к страшилкам, монстрам, теме смерти и жестоким поворотам сюжета, завернутым в ужасающе-очаровывающую псевдосказочную обертку. Стоит отметить, что в своем желании экранизировать «Чарли и шоколадную фабрику» Бёртон был не первым: в 1971-ом году по книге уже снимали фильм, который принес известность Джину Уайлдеру, сыгравшему Вилли Вонку, и был раскритикован самим Роальдом Далем. К сожалению, до выхода на экраны новой экранизации писатель не дожил, но можно предположить, что она понравилась бы ему больше: Даль всегда хотел, чтобы главным героем был Чарли, а не Вилли Вонка, и Тим Бёртон, по сути, практически не сместил акцент с младшего персонажа.
Вилли Вонка: то ли пожалеть, то ли возненавидеть
В своей повести Роальд Даль вполне конкретно разводит по полюсам «хороший» и «плохой» детских персонажей, а вот Вилли Вонка у него получился достаточно неоднозначным. И эту неоднозначность весьма элегантно передали Тим Бёртон с Джонни Деппом. С одной стороны, нам показывают Вилли как человека с душевной травмой, в детстве страдавшего из-за чрезмерной строгости отца и в результате сделавшего делом своей жизни производство сладостей, которые тот ненавидел. Кстати, флешбэки из детства Вонки были придуманы сценаристами, в книге их нет.
С другой стороны, нельзя сказать, что Вилли несчастен, равно как и назвать его добросердечным. Он вполне доволен своей жизнью, он построил целую шоколадную империю и даже невероятный шоколадный мир внутри своей фабрики, он достаточно уверен в себе и весьма негативно относится к любой критике. Он безжалостно и достаточно жестоко наказывает детей, да еще и, по всей видимости, получает от этого удовольствие. Очевидно, что он специально ведет своих маленьких гостей по тем цехам, где их поджидают разнообразные «ловушки», и делает все для того, чтобы они попались. И, в конце концов, он выгоняет Чарли, которого хотел сделать своим учеником и наследником, как только тот заикается о нежелании расставаться с родными.
В конце фильма впечатление немного смягчается: не желавший ничего слышать о семейных узах, Вилли Вонка мирится с отцом и приглашает на свою фабрику и Чарли, и всех его родственников. Хотя, возможно, если бы он не утратил способность выдумывать новые сладости, расстроившись из-за отказа Чарли, он бы ничего из этого не сделал. Словом, вот такой он: не слишком хороший, не слишком плохой. Не злодей, но и уж точно не герой. Возможно, вызывающий сострадание, возможно – скорее провоцирующий раздражение. И чудоковатая внешность персонажа, представляющая собой собирательный образ, над которым поработали и Бёртон, и Депп, идеально дополняет его неоднозначное поведение.
Условно плохие дети
Справедливости ради стоит отметить, что произведение Роальда Даля периодически подвергалось критике из-за того, что четыре «плохих» ребенка изображены уж слишком отрицательными и даже, по сути, олицетворяющими смертные грехи: к алчности можно приплести Веруку Соль, к гордыне – Виолетту Борегард, к праздности – Майка Тиви, и, наконец, к чревоугодию – Августа Глупа.
Такие гипертрофированно негативные образы можно объяснить тем, что произведение все-таки теоретически детское, а в детских сказках и повестях подобный прием используется крайне часто. Впрочем, это одна из тех причин, по которым «Чарли и шоколадную фабрику» не всегда называют оптимальным фильмом для просмотра с детьми. Выискивать в окружающих отрицательные черты и клеить на них ярлыки, основанные исключительно на недостатках – все же не самое лучшее занятие для подрастающего поколения. Впрочем, если грамотно объяснить маленькому зрителю, что в реальной жизни люди гораздо более многогранны, чем в фильме, то можно включать его детям без каких-либо зазрений совести.
Серьезные наказания за детские пороки
Все «плохие» дети были наказаны весьма изощренно. Августа Глупа засосало в отводную трубу, когда он, в порыве чревоугоднической страсти, захотел выпить Шоколадную реку. Виолетта Борегард, попробовавшая экспериментальную жвачку, которая включала в себя обед из трех блюд, стала фиолетовой и раздулась. Верука Соль, захотевшая пополнить свой зоопарк одной из белок, что работали в Ореховом цеху, оказалась в мусоропроводе. И, наконец, Майк Тиви, чьим «криптонитом» оказался Телешоколадный цех, уменьшился в размерах, а потом был отправлен в «тянутель тянучек», став двумерным.
Конечно, это все – гипербола, которую не стоит воспринимать слишком близко к сердцу, и которая лишний раз подчеркивает характер сказочности повествования. Впрочем, сказочность эта выдержана в стиле страшных произведений братьев Гримм, которые многие авторы пытались смягчить и приукрасить, адаптируя их для детей более современных поколений. И это еще одна причина, делающая вопрос о просмотре «Чарли и шоколадной фабрики» с детьми открытым.
Чарли Бакет – нейтральный герой
Хотя Роальд Даль считал Чарли Бакета центральным персонажем своей книги, его личность стала еще одной из тематик, которую мусолили многие критики. По сути, Чарли можно назвать ходячим стереотипом: скромный, тихий и вежливый мальчик из бедной семьи, привыкший ничего не требовать и послушно подчиняться приказам старших. Если для «плохих» детей автор красочно прописал ярко выраженные недостатки, то для Чарли он оставил только кротость, благовоспитанность и бедность. Другими словами, критики нередко обращали внимание на то, что вся «положительность» мальчика – это просто отсутствие «отрицательности». Причем, возможно, обусловленное лишь тяжелым материальным положением его семьи, из-за которого у него просто банально не было возможности проявлять, например, чревоугодие. Никакого исключительного благородства Чарли не демонстрирует.
Тем не менее, такие персонажи в сказках тоже встречаются сплошь и рядом, так что вряд ли стоит винить Даля, а затем и Бёртона, в построении образа положительного героя на такой основе. Суть тут, скорее, не в том, что бедняк должен оказаться невероятно выдающейся личностью. Вполне вероятно, что автор изначально хотел показать его таким вот нейтральным. Дескать, скромность украшает, и порой самый неприметный и ничем не выделяющийся человек может оказаться самым надежным и по-настоящему заслуживающим доверия. Но проявлять свой характер, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, быть своеобразным и нравиться далеко не всем – это тоже нормально, и это еще одна тема для дискуссии с представителями младшего поколения, если вы захотите устроить семейный просмотр картины.
Словом, смотреть этот фильм самостоятельно или вместе с детьми – решать вам. Удовольствие от просмотра этой красочной картины вы в любом случае получите, а вот по поводу смысла и извлеченных из нее уроков все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Понятно, я узнал всё что мне не надо было.
ну не то…. Что я хотел… (-_-)
Ну хрен знает. Чарли мне вообще не нравится, постный слишком. Майк Тиви интереснее, и кстати, практически ни за что огреб больше всех.
Согласна, Майк мне тоже нравится
ем… ну так себе…
мне кажется что ” плохие ” дети сами виноваты. Август Глуп сам полез в эту реку, Виолетта сама захотела попробовать жвачку и т.д
Множество бреда и надумываний. И какой-то заговор. Если насчет Вонки давно известно, что он психопат, может быть и маньяк, то насчет других героев — зачем мусолить то, что и так понятно? Какие критики, дети, взрослые будут судить фильм и книгу за того, какими показаны дети? Что за заговор? Как задумал автор и режиссер, так и будет. К тому же, их образы как раз более чем реалистичны. «Плохие» дети действительно плохие. Такие гипертрофированные пороки встречаются не только у детей, но и у взрослых. Делает их это плохими? Безусловно и однозначно да. Так как все хорошее этим перекрывается. Они могут тебя продать, убить, предать, обокрасть имея качества, показанные в фильме. Это и делает таких людей отрицательными полфностью, опасными. Так что про многогранность — это уже как раз сказка.
То же и насчет главногогероя. Он неидеален, в этом нет ничего особенного и нереалистичного. Он лучше других, пусть и «нейтрален». Следовательно, он уже хороший. А то, что это обусловлено его бедностью, семьей и условиями жизни — а что, в реальности не так? Все борятся с негативными качествами и стараются стать лучше в определенных условиях. По крайней мере имеют возможность. Условия жизни других детей к этому не предрасполагают, а усиливают их пороки, которые они в силу своего скудоумия не видят. Если ты идиот, к тому же злой идиот, то окружение на это влияет, но выбор ты делаешь сам. Как и выводы. По книге и фильму условия сделали главного героя лучше других. И это вполне естественно. Если в этом нет привычных сказочных и нереальных соплей и радуги, то что поделать. К тому же, сколько десятков лет назад дети стали учиться на комиксах, супергеройских фильмах, хоррорах, а не на «добрых» сказках?
Я еще вижу картельный сговор отца и сына. В конце фильма мы видим одинокий дом отца, это значит что соседи дантиста разъехались, по каким причинам непонятно, предположительно из-за отсутствия средств и возможности поддержания домов в нормальном состоянии и их снесли. Дантист-же живет хорошо, у него всегда есть запись на прием и денежки в этих пустынных местах у него водятся. Один портит зубы, другой их лечит.)))))