«Автостопом по Галактике»: люди как подопытные крысы

Автостопом по галактике (The Hitchhiker's Guide to the Galaxy, 2005) смысл фильма, разбор и рецензия

Фильм «Автостопом по Галактике» был снят по первой книге одноименной серии романов Дугласа Адамса, и если он вам понравился, то от прочтения этих романов вы тоже наверняка получите немалое удовольствие. Дуглас Адамс участвовал в написании сценария к кинокартине, однако завершить эту работу и увидеть ее воплощение на широком экране он, к сожалению, не смог.

Серия «Автостопом по Галактике» изначально создавалась в формате сценария для радиопостановки, и лишь впоследствии была преобразована в полноценные книги, которые сегодня пользуются большой популярностью по всему миру. Сам автор этих произведений был человеком весьма интересным и своеобразным: Дуглас Адамс интересовался различными отраслями науки (что, впоследствии, использовал при создании своей научной фантастики), был ярым защитником животных, активно осваивал компьютерную технику, которая в пору его молодости только появлялась, а еще он был обладателем двухметрового роста и широкой улыбки.

В финале фильма главному герою приходится сражаться с двумя белыми мышками

В финале фильма главному герою приходится сражаться с двумя белыми мышками

К большому сожалению огромного количества поклонников, писатель скончался в 49-летнем возрасте от сердечного приступа (это произошло 11-го мая 2001-го года). Он не успел закончить свой роман «Лосось сомнения», который должен был стать третьей книгой в серии о холистическом детективном агентстве Дирка Джентли. К слову, эта серия также экранизировалась, причем дважды, и оба раза в формате сериалов.

Сколько путей должен пройти человек?

Именно так звучит одна из версий «Главного вопроса жизни, Вселенной и всего остального», которую в первом романе придумывают сами мыши, когда им не удается добиться своего от Артура Дента. Естественно, смысла как такового в этом нет и быть не должно – как вопрос, так и ответ «42», который дал на него Думатель, бессмысленны априори. Это одна из классических фишек Дугласа Адамса, и если она вас веселит – значит, вы на нужной волне для понимания фильма «Автостопом по Галактике» и книг серии.

Самая важная вещь в путешествиях по Галактике - это полотенце

Самая важная вещь в путешествиях по Галактике – это полотенце

Все, что важно – не важно, все, что заумно – смешно. Картина переворачивает привычный мир с ног на голову, причем делает это с таким изяществом и легким эффектом небрежности, что вы скорее рассмеетесь, хлопните себя по колену и пойдете с улыбкой гулять под дождем и прыгать по лужам, чем с печальной миной уставитесь в одну точку, размышляя о тщетности бытия.

Да, «Автостопом по Галактике» учит тому, что все, чему мы придавали чуть ли ни ранг святости, что мы возводили на престол и вокруг чего танцевали хороводы, не имеет никакого значения. Но все это преподносится в духе фразы «И что с того?». Ведь, и в самом деле, какая разница? Кому от этого хуже? Что мешает вам жить так, как вы хотите? Словом, это фильм из разряда тех, что раздвигают рамки вашего сознания, призывают вас увидеть всю картину, отринуть условности и перестать действовать, мыслить и чувствовать по шаблонам, которые были разработаны непонятно кем и непонятно почему (и уж точно не имеют никакого смысла). «Автостопом по Галактике» – это как поток свежего воздуха в душный жаркий день.

Что, если человечество – всего лишь средство в достижении цели?

Пожалуй, тот момент, когда зритель понимает, что в концепции этого фильма мыши использовали людей как своеобразных подопытных животных, является кульминацией как самой картины, так и всего юмора Дугласа Адамса в целом. Это самый капитальный переворот ситуации с ног на голову, причем подается он с заправкой все того же юмора и комического вызова: мол, и как вам это, двуногие существа, считающие себя венцом творения природы? Может, не такие уж вы и высшие создания, на самом-то деле?

Оказывается, тот или иной мир можно изготовить на заказ

Оказывается, тот или иной мир можно изготовить на заказ

Конечно, если бы в таком фильме Земля в итоге все-таки перестала существовать, это, может, было бы по-прежнему смешно, но все же уже слегка трагично. А вот строительство точно такой же планеты по заказу все тех же мышей – это совсем другое дело. Тут уже можно порассуждать о нашей страсти к тому, чтобы считать себя единственными и неповторимыми, наш мир – уникальным, появившимся благодаря исключительному стечению обстоятельств, и о том, что это в духе «Автостопом по Галактике»: разбить подобные убеждения на осколки с задорным смехом, хотя бы в рамках происходящего на экране.

Персонажи фильма как пятна ярких красок

Пожалуй, о каждом герое этого фильма можно было бы написать не одну сотню слов. Это один из тех случаев, когда интересны абсолютно все. И расхаживающий в пижаме и халате любитель чая Артур Дент, сыгранный Мартином Фрименом в его лучшей манере, которая впоследствии так гармонично вписалась в атмосферу «Шерлока» и «Хоббита». И эксцентричный Зафорд Билброкс в исполнении Сэма Рокуэлла, требующий повышенного внимания к себе, отличающийся неубиваемым нарциссизмом и безразличием к окружающим в сочетании со вполне мощной харизмой.

В разных версиях "Автостопом по Галактике" у Билброкса разное количество голов и рук

В разных версиях “Автостопом по Галактике” у Билброкса разное количество голов и рук

И очаровательная, слегка легкомысленная, но весьма смышленая Триша МакМиллан в исполнении всеми любимой Зоуи Дешанель. И незадачливый Форд Префект, сыгранный Мосом Дефом, застрявший на нашей планете на пятнадцать лет вместо двух недель и обладающий большим багажом знаний о путешествиях по Галактике автостопом. И депрессивный вечно подавленный и грустный Марвин, который в оригинальной озвучке говорит голосом Алана Рикмана. И Хумма Кавула с его многозначительным «Апчхи!» вместо «Аминь!». К слову, этого персонажа в книге нет – его Дуглас Адамс придумал специально для фильма (более того, специально для Джона Малковича).

Хумма Кавула имеет внушительное количество последователей своей религии

Хумма Кавула имеет внушительное количество последователей своей религии

И это лишь несколько основных персонажей, хотя в этой картине не меньшей харизмой обладает и каждый второстепенный герой. Здесь, пожалуй, нет ярко выраженных «злодеев» и «героев» – только бесконечно своеобразные, неповторимые и яркие типажи, взаимодействующие друг с другом. Собственно, тот же Артур Дент в «Автостопом по Галактике» считается и протагонистом, и антигероем – и это, по сути, можно применить практически к каждому персонажу картины.

Продолжение приключений

Многие актеры, участвовавшие в создании этого фильма, очень тепло отзывались как о самой картине, так и о съемочном процессе. Тот же Мартин Фримен неоднократно заявлял, что гордится ролью Артура Дента и очень надеется, что его будут ассоциировать не только с Бильбо Беггинсом, но и с его персонажем из «Автостопом по Галактике». Впрочем, актер сам признал, что за пределами Великобритании эта история не слишком популярна.

Построить новую Землю вместо уничтоженной старой - задача вполне выполнимая

Построить новую Землю вместо уничтоженной старой – задача вполне выполнимая

Именно поэтому продолжение картины так и не было снято, хотя практически все актеры дали согласие на участие в нем. Режиссер фильма Гарт Дженнингс объяснял, что он бы с удовольствием поработал над второй частью, но это экономически нецелесообразно, поэтому у него просто нет возможностей для начала новых съемок. Конечно, часть проблемы может заключаться и в преждевременной смерти Дугласа Адамса, без которого любой сценарий лишится бы его особенного стиля и той атмосферы, которую умел создавать только он.

Однако если вам интересно, что происходило с героями дальше – в вашем распоряжении несколько книг из серии. Впрочем, первую из них (ту, по которой снят фильм) в таком случае тоже придется прочитать, потому что в картине все же есть некоторые расхождения с событиями, описанными в романе.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.