Фильм «Аватар» вызвал волну обвинений в плагиате и установил множество всевозможных рекордов, став одним из самых кассовых за всю историю кинематографа. Технологический прорыв, сделанный командой Джеймса Кэмерона, не умаляет художественных достоинств ленты. Её часто упрекают в примитивности сюжета, но абсолютно незаслуженно.
Что такое аватар?
Кэмерон, влюблённый в мифологию индуизма, вынес в название фильма слово «аватар» (в действительности – «аватара») и придал инопланетянам племени На’ви вид синекожих существ (таким, например, был воплощённый в человеческом облике Вишну).
Слово «аватара» переводится как «явление». Его концепция далека от идеи человеческого воплощения Бога в христианстве – боги индуизма не разделяют человеческую природу аватары. Главная функция аватар —сохранение социального и космического порядка. Однако герой фильма, десантник-инвалид Джейк Салли, хоть и выступает за сохранение природного баланса и порядка на планете Пандора, полностью теряет свою первоначальную сущность, превратившись в свой «аватар».
Пока ты спал
Колонизация планет – дело хлопотное, особенно, если на этих планетах полно полезных ископаемых, а аборигены, будь они хоть краснокожие, как индейцы, хоть синие, как На’ви, совершенно не в восторге от визита землян и добыче этих ископаемых препятствуют всеми силами. Надо отдать должное компании, нацелившейся на планету Пандору: она не стала истреблять всех сразу, а решила для начала поизучать. Так возник проект «Аватар» с любопытной технологией: пока исследователь спит, его инопланетное воплощение, синий туземец с хвостом, бегает по джунглям. Пока синий аватар спит, бодрствует землянин.
Выбор Джейка закономерен. Земной реальности с инвалидным креслом он предпочитает инопланетную – ту, где он здоров и любим. Поэтому он с лёгкостью переходит на сторону аборигенов, формально предав соплеменников-землян.
Зрителя не возмущает это предательство. Сражения в джунглях, небывалые полёты на укрощённом драконе, битва в облаках – это великолепное нереальное приключение, похожее на сон. Инвалид Джейк спит и видит себя здоровым и сильным. На первый взгляд, он потерялся не между двух планет, а между сном и явью.
Глобальные проблемы: конец рая
Жизнь племени На’ви до прибытия землян можно сравнить с жизнью в райском саду. Но вмешательство человеческого разума быстро разрушает этот первобытный рай. Что тому виной?
Конфликт между современными технологиями и природой, расизм, жадность корпораций, кризис духовности. Одно из проявлений расизма и империализма – агрессия колонизаторов к коренным народам. Из-за визуальной схожести сцены рубки Древа Душ с разрушением Башен-Близнецов возникает параллель между армией землян и террористами.
Другой глобальной проблемой, выявленной фильмом, является защита окружающей среды. Первая аналогия – уничтожение тропических лесов, нанесение непоправимого вреда природе ради наживы отдельных компаний и корпораций. Какой была планета до того, как человек бросил соху и взял в руки меч? Что принесли современные технологии в мир?
Джеймс Кэмерон не скрывал, что снял фильм, полный политических и антимилитаристских манифестов, материалом для которых послужили вторжения в Ирак, Вьетнам и Афганистан. Поэтому его сказка о потерянном рае заговорила «шершавым языком плаката» и стала вызовом не только современным кино-технологиям, но и насущным социальным проблемам.
Идентификация Джейка
Но если мы отложим в сторону громогласное обсуждение глобальных проблем и вернёмся к спящему герою, зависшему между бытием и сновидением, то поймём, что кроме смысла о столкновениях миров, разумов и политических систем, у фильма есть другой, очень важный – про самоидентификацию человека, про то, как ему разобраться – где «свои», а где враги.
Джейк не просто землянин. Он — белый американец, десантник, военный. Но его ментальные ценности совпадают с ценностями не с таких же, как он, людей, а абсолютно чуждых по физиологии и психологии созданий. На «чужой» стороне его ждала не только возможность стать синим трёхметровым великаном, но и возможность привести в соответствие с общественными свои личные понятия о добре и зле. Его моральные нормы оказались созвучны нормам дикарей, живущих по земным меркам в далёком прошлом.
Речь идёт не о том, что виновны современные технологии. Основная проблема – это ложная система ценностей, которую диктует человеку окружающая среда. Стремление к прибыли любой ценой, непонятное инопланетянам, так же непонятно и противно Джейку.
Приговор человечеству
Измена Джейка, образцового солдата и честного американца, ставит главный вопрос – по верному ли пути идёт человечество и куда его заведёт жажда денег. Разрушить ли чужой первобытный мир ради земных высоких технологий, которые обещают человеку все блага? Чем может поделиться современный мир с другими мирами, если встреча состоится завтра?
Получается, что человек ни в чём не изменился со времён колониальных войн – все столетия цивилизации прошли впустую. А если завтра мы встретим чужой разум, то в первую очередь поинтересуемся, какие материальные блага сможем вынести из этой встречи.
Смысл финала фильма: окончательный выбор
Земляне уходят, потерпев поражение. Джейк навсегда остаётся на чужой планете, его сознание силами клана навеки перенесено в иное тело, в аватар. Почему джунгли Пандоры стали раем для белого десантника? Потому, что его полюбила инопланетянка? Нет. Потому, что скалы, покрытые лесами и парящие в небесах, прекрасны? Нет. Потому что его новое племя живёт в гармонии с природой? Нет.
Рай – это жить и сражаться на «своей» стороне. Рай – это спокойная совесть и наяву, и во сне. Рай – это знать, где уснёт аватар, и кто встанет рядом с тобой, когда настанет твой час пробуждения.