Смысл фильма "Американский психопат"

Американский психопат – это фильм, который  является настоящим полиморфизмом кинематографического жанра, другими словами: он может иметь множество форм, которые становятся очевидными только при внимательном просмотре.

Так, обычный зритель при поверхностном просмотре может увидеть только странный в своем гротеске и садизме фильм, смысл которого заключается в извращенной тяге к убийствам и попыткам привлечь зрителя сценами неоправданной жесткости.

Но «Американский психопат» вовсе не так прост и при тщательном анализе приобретает смысл, даже моральный подтекст.

 Фильм-сюрприз

Для множества зрителей при просмотре кинофильма оказывается сюрпризом узнать, что картина наполненная убийствами и атмосферой саспенса характеризуется не как фильм ужасов или триллер, а как сатирическая черная комедия. «Ну и где же тут юмор» — назревает вопрос после просмотра. А юмор прослеживается во всех эпизодах, вычурной странности и нереалистичных персонажах, поступки которых иногда имеют даже меньше смысла, чем кровавая баня, учиненная главным героем – Патриком Бэйтманом.

Самые первые кадры фильма начинаются с капель крови, мерно капающих на фоне титров, таким образом создается впечатление о картине как о фильме ужасов, но уже в следующую секунду мы видим, как те же капли оказываются обычным клюквенным соком и не имеют ничего общего с жесткостью. На такой игре контрастов и держится вся картина, всячески иронизируя над принятыми в обществе стереотипами. Попытки обмануть зрителя принимают форму апофеоза в финале фильма, когда становится и вовсе непонятным, были ли поступки Бэйтмана на самом деле реальны или это просто буйство извращенной фантазии.

Бунт против культуры потребления

Очевидно, что режиссерский замысел состоял в высмеивании культуры потребления, когда внешние атрибуты ставятся людьми на первую позицию среди основных жизненных ценностей. Даже в самом названии «Американский психопат» можно увидеть эту связь. Националистический акцент на слове «американский» символизирует вершину потребительской западной культуры, оплотом которой небезосновательно считается США. Главный герой в попытках выбраться из удручающей действительности выявляет протест, пытается разрушить устоявшиеся в обществе рамки и выйти за их пределы.

Лучше всего характеризует презрение персонажа Бэйла к культуре потребления комната в его апартаментах, которая завалена человеческими телами, а на стене написана кровью надпись «Die yuppie scum». Yuppie scum — поколение бизнесменов с Уолл-Стрит 80-х. Молодые, богатые, безупречно ухоженные и одетые, они не знают что такое бороться за существование и зарабатывать себе на хлеб насущный. «Die yuppie scum» — это граффити-кампания, которая возникла как протест, против распространения такого образа жизни и поведения.

В данном ключе фильм сильно похож на нашумевший триллер «Бойцовский клуб», где главный герой тоже является представителем типичного общества и стремится только к внешним атрибутам. В итоге он окончательно «сходит с катушек» и приобретает второе «Я», которое стремится разрушить парадигмы поведения в обществе.

Все персонажи картины всячески стремятся изобразить наполненную радостями жизнь привилегированного общества: постоянные вечеринки, употребление наркотиков, посещение салонов красоты. Важно здесь подметить то, что в фильме нет ни одного кадра, где люди действительно работают: они только веселятся, сидят в ресторанах, а все разговоры строятся на обсуждении внешних характеристик других людей. Культ гедонизма и никаких моральных ориентиров. Больше всего в данном плане выделяется главный герой Кристиана Бэйла:  на работу он приходит всегда с опозданием, а в офисе занимается только прослушиванием музыки и рисованием в своем блокноте.

При попытках привести в порядок свое тело и как-то выделиться из толпы самая главная ирония здесь в том, что персонажи кинофильма совершенно не отличны друг от друга. Даже более того: они постоянно путаются в именах и принимают друг друга за разных людей. Так, даже Пол Оуэн после пыток Бэйтмана не узнает его и принимает за очередного яппи Маркуса Халберстрама.

Персонажи фильма настолько погрязли в своем розовом и беззаботном мире, что совершенно не принимают другой реальности. Так, Бэйтман периодически высказывает свои мысли и секреты, признается в том, что любит в свободное время заниматься убийствами, но его откровения вообще не замечают.

Двойственная личность Бэйтмана

Центральный персонаж фильма постоянно мечется между двумя сущностями: высокооплачиваемый работник престижной кампании и безумный психопат с тягой к насилию, каннибализму и некрофилии. Как и любой представитель высокого класса, который высмеивается в фильме, Патрик тщательно следит за своей внешностью: регулярно занимается физическими упражнениями, с огромным вниманием относится к выбору гардероба и даже таких мелочей как визитная карточка или ручка для письма.

Наибольшая двойственность личности Патрика выражается в его отношении к другим людям и вопросам общества. Так, он критикует приятелей за антисемитские шутки, является ярым противником расизма, экономического неравенства – но это всего лишь очередной костюм, который он надевает на себя.

Алчность и лицемерие – вот главные составляющие личности главного героя. У Патрика весьма своеобразное чувство юмора, где он иронизирует над своим жалким существованием. Именно в эти редкие моменты можно заметить, как Бэйтман на самом деле относится к себе. Нелепое чувство юмора – это незаметный для окружающих крик души Патрика, проявление той депрессии, в которой он погряз.

При ярко выраженном дуализме характера главного персонажа, по ходу фильма вовсе не сложно заметить, что как таковая индивидуальность у него отсутствует, как и у всех других персонажей фильма, являющихся лишь карикатурными пародиями друг на друга. Патрик ощущает себя совершенно чуждым окружающему миру и пытается найти наиболее естественную модель поведения, чтобы не выделяться среди других людей: слушает популярную музыку для имитации музыкального вкуса обывателей, просматривает порнографию, чтобы научиться заниматься любовью, берет напрокат фильмы ужасов, чтобы научиться убивать. Личность Патрика – это собирательный образ массовой культуры и попытка подражать социальному окружению.

Вымысел или реальность?

При просмотре фильма можно заметить, как Бэйтман постепенно начинает сходить с ума. В попытках уйти от реальности его садистские наклонности принимают все более изощренные формы, что выливается в убийство более семи встречных людей (включая старушку на улице, отряд полиции, метрдотеля и уборщика). Патрик поспешно возвращается в свой офис и в слезах признается обо всех совершенных преступлениях своему адвокату по имени Гаррет.

После откровенных признаний главный герой для уничтожения улик возвращается в квартиру Пола Оуэна, которого он убил ранее. Но к его удивлению оказывается, что Пол в этих апартаментах никогда не жил, что становится очевидным сигналом того, что все убийства (или большая их часть) Патрика – лишь буйство его фантазии. Эту теорию подтверждает финальная сцена, где Бэйтман встречается со своим адвокатом, которому он ранее признался в совершенных убийствах. Гаррет воспринял все слова об убийствах шуткой и недоуменно сообщил, что Пол Оуэн на самом деле жив.

Патрик Бэйтман в попытках убежать от реальности придумал себе садистскую вселенную, в которой отрицал все известные ему моральные устои и социальные нормы. Но как мы видим по табличке на двери в финальной сцене –  «This is not an Exit».Выхода нет, остается только примириться с реальностью.

4.2 40 голоса
Рейтинг статьи
guest
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Tanya
Tanya
3 лет назад

Героя Джареда Лето зовут не Пол Оуэн, а Пол Аллен

Jared Leto
Jared Leto
Ответить на  Tanya
3 лет назад

**ять, это всё меняет!

Bateman
Bateman
Ответить на  Jared Leto
2 лет назад

Джаред, отжОг не по деццки)))

Patrik
Patrik
Ответить на  Jared Leto
2 лет назад

Мертвые не разговаривают))

Гейл
Гейл
Ответить на  Jared Leto
8 месяцев назад

Его имя Роберт Полсен!

ДорПи
ДорПи
Ответить на  Jared Leto
2 месяцев назад

Ахаххахпхахпх

Kate
Kate
Ответить на  Tanya
3 лет назад

Правильно его зовут — Пол Оуэн (так героя зовут в книге), а фамилия Аллен — это уже придумка сценаристов фильма.

Илюша
Илюша
Ответить на  Tanya
2 месяцев назад

А я то думаю, кто такой Пол Оуен

name
name
6 месяцев назад

интересно, очень интересно, думаю, каждый посмотревший извлечёт из фильма что-то своё

Владлен
Владлен
Ответить на  name
1 месяц назад

Кстати к тому, что это все просто игра фантазии главного героя отлично подталкивает то как взорвались машины копов от обычных пуль. Даже герой удивился, так же то как кадры убийства сменяются кадрами рисования, намекая, что он лишь выдумал эти образы. (Хотя до определенного момента может показаться, что он просто рисует, то что недавно делал)