Смысл фильма "Американский психопат"

Американский психопат – это фильм, который  является настоящим полиморфизмом кинематографического жанра, другими словами: он может иметь множество форм, которые становятся очевидными только при внимательном просмотре.

Так, обычный зритель при поверхностном просмотре может увидеть только странный в своем гротеске и садизме фильм, смысл которого заключается в извращенной тяге к убийствам и попыткам привлечь зрителя сценами неоправданной жесткости.

Но «Американский психопат» вовсе не так прост и при тщательном анализе приобретает смысл, даже моральный подтекст.

 Фильм-сюрприз

Для множества зрителей при просмотре кинофильма оказывается сюрпризом узнать, что картина наполненная убийствами и атмосферой саспенса характеризуется не как фильм ужасов или триллер, а как сатирическая черная комедия. «Ну и где же тут юмор» — назревает вопрос после просмотра. А юмор прослеживается во всех эпизодах, вычурной странности и нереалистичных персонажах, поступки которых иногда имеют даже меньше смысла, чем кровавая баня, учиненная главным героем – Патриком Бэйтманом.

Самые первые кадры фильма начинаются с капель крови, мерно капающих на фоне титров, таким образом создается впечатление о картине как о фильме ужасов, но уже в следующую секунду мы видим, как те же капли оказываются обычным клюквенным соком и не имеют ничего общего с жесткостью. На такой игре контрастов и держится вся картина, всячески иронизируя над принятыми в обществе стереотипами. Попытки обмануть зрителя принимают форму апофеоза в финале фильма, когда становится и вовсе непонятным, были ли поступки Бэйтмана на самом деле реальны или это просто буйство извращенной фантазии.

Бунт против культуры потребления

Очевидно, что режиссерский замысел состоял в высмеивании культуры потребления, когда внешние атрибуты ставятся людьми на первую позицию среди основных жизненных ценностей. Даже в самом названии «Американский психопат» можно увидеть эту связь. Националистический акцент на слове «американский» символизирует вершину потребительской западной культуры, оплотом которой небезосновательно считается США. Главный герой в попытках выбраться из удручающей действительности выявляет протест, пытается разрушить устоявшиеся в обществе рамки и выйти за их пределы.

Лучше всего характеризует презрение персонажа Бэйла к культуре потребления комната в его апартаментах, которая завалена человеческими телами, а на стене написана кровью надпись «Die yuppie scum». Yuppie scum — поколение бизнесменов с Уолл-Стрит 80-х. Молодые, богатые, безупречно ухоженные и одетые, они не знают что такое бороться за существование и зарабатывать себе на хлеб насущный. «Die yuppie scum» — это граффити-кампания, которая возникла как протест, против распространения такого образа жизни и поведения.

В данном ключе фильм сильно похож на нашумевший триллер «Бойцовский клуб», где главный герой тоже является представителем типичного общества и стремится только к внешним атрибутам. В итоге он окончательно «сходит с катушек» и приобретает второе «Я», которое стремится разрушить парадигмы поведения в обществе.

Все персонажи картины всячески стремятся изобразить наполненную радостями жизнь привилегированного общества: постоянные вечеринки, употребление наркотиков, посещение салонов красоты. Важно здесь подметить то, что в фильме нет ни одного кадра, где люди действительно работают: они только веселятся, сидят в ресторанах, а все разговоры строятся на обсуждении внешних характеристик других людей. Культ гедонизма и никаких моральных ориентиров. Больше всего в данном плане выделяется главный герой Кристиана Бэйла:  на работу он приходит всегда с опозданием, а в офисе занимается только прослушиванием музыки и рисованием в своем блокноте.

При попытках привести в порядок свое тело и как-то выделиться из толпы самая главная ирония здесь в том, что персонажи кинофильма совершенно не отличны друг от друга. Даже более того: они постоянно путаются в именах и принимают друг друга за разных людей. Так, даже Пол Оуэн после пыток Бэйтмана не узнает его и принимает за очередного яппи Маркуса Халберстрама.

Персонажи фильма настолько погрязли в своем розовом и беззаботном мире, что совершенно не принимают другой реальности. Так, Бэйтман периодически высказывает свои мысли и секреты, признается в том, что любит в свободное время заниматься убийствами, но его откровения вообще не замечают.

Двойственная личность Бэйтмана

Центральный персонаж фильма постоянно мечется между двумя сущностями: высокооплачиваемый работник престижной кампании и безумный психопат с тягой к насилию, каннибализму и некрофилии. Как и любой представитель высокого класса, который высмеивается в фильме, Патрик тщательно следит за своей внешностью: регулярно занимается физическими упражнениями, с огромным вниманием относится к выбору гардероба и даже таких мелочей как визитная карточка или ручка для письма.

Наибольшая двойственность личности Патрика выражается в его отношении к другим людям и вопросам общества. Так, он критикует приятелей за антисемитские шутки, является ярым противником расизма, экономического неравенства – но это всего лишь очередной костюм, который он надевает на себя.

Алчность и лицемерие – вот главные составляющие личности главного героя. У Патрика весьма своеобразное чувство юмора, где он иронизирует над своим жалким существованием. Именно в эти редкие моменты можно заметить, как Бэйтман на самом деле относится к себе. Нелепое чувство юмора – это незаметный для окружающих крик души Патрика, проявление той депрессии, в которой он погряз.

При ярко выраженном дуализме характера главного персонажа, по ходу фильма вовсе не сложно заметить, что как таковая индивидуальность у него отсутствует, как и у всех других персонажей фильма, являющихся лишь карикатурными пародиями друг на друга. Патрик ощущает себя совершенно чуждым окружающему миру и пытается найти наиболее естественную модель поведения, чтобы не выделяться среди других людей: слушает популярную музыку для имитации музыкального вкуса обывателей, просматривает порнографию, чтобы научиться заниматься любовью, берет напрокат фильмы ужасов, чтобы научиться убивать. Личность Патрика – это собирательный образ массовой культуры и попытка подражать социальному окружению.

Вымысел или реальность?

При просмотре фильма можно заметить, как Бэйтман постепенно начинает сходить с ума. В попытках уйти от реальности его садистские наклонности принимают все более изощренные формы, что выливается в убийство более семи встречных людей (включая старушку на улице, отряд полиции, метрдотеля и уборщика). Патрик поспешно возвращается в свой офис и в слезах признается обо всех совершенных преступлениях своему адвокату по имени Гаррет.

После откровенных признаний главный герой для уничтожения улик возвращается в квартиру Пола Оуэна, которого он убил ранее. Но к его удивлению оказывается, что Пол в этих апартаментах никогда не жил, что становится очевидным сигналом того, что все убийства (или большая их часть) Патрика – лишь буйство его фантазии. Эту теорию подтверждает финальная сцена, где Бэйтман встречается со своим адвокатом, которому он ранее признался в совершенных убийствах. Гаррет воспринял все слова об убийствах шуткой и недоуменно сообщил, что Пол Оуэн на самом деле жив.

Патрик Бэйтман в попытках убежать от реальности придумал себе садистскую вселенную, в которой отрицал все известные ему моральные устои и социальные нормы. Но как мы видим по табличке на двери в финальной сцене –  «This is not an Exit».Выхода нет, остается только примириться с реальностью.

4.5 71 голоса
Рейтинг статьи
guest
37 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Tanya
Tanya
5 лет назад

Героя Джареда Лето зовут не Пол Оуэн, а Пол Аллен

Jared Leto
Jared Leto
Ответить на  Tanya
4 лет назад

**ять, это всё меняет!

Bateman
Bateman
Ответить на  Jared Leto
4 лет назад

Джаред, отжОг не по деццки)))

Patrik
Patrik
Ответить на  Jared Leto
4 лет назад

Мертвые не разговаривают))

Nataly
Nataly
Ответить на  Jared Leto
3 лет назад

Может это меняет и не все, но, определённо, подрывает доверие к высказанному выше мнению автора, если даже не требующие трактовки факты (имена героев) написаны с ошибками.
P/S ответы на свои вопросы в данном обзоре я нашла. Кстати, для меня все имена героев в этом фильме звучат одинаково 🙂

Последний раз редактировалось 3 лет назад Nataly ем
BillyM
BillyM
Ответить на  Jared Leto
3 лет назад

Джаред Лето х**ни не скажет !

Оуэн Аллен
Оуэн Аллен
Ответить на  Jared Leto
3 лет назад

Вы оба конкретно не правы!

Гейл
Гейл
Ответить на  Jared Leto
2 лет назад

Его имя Роберт Полсен!

Миша
Миша
Ответить на  Гейл
1 год назад

Его имя Роберт Полсен!

ДорПи
ДорПи
Ответить на  Jared Leto
1 год назад

Ахаххахпхахпх

Kate
Kate
Ответить на  Tanya
4 лет назад

Правильно его зовут — Пол Оуэн (так героя зовут в книге), а фамилия Аллен — это уже придумка сценаристов фильма.

P B
P B
Ответить на  Tanya
2 лет назад

В книге он Пол Оуэн

fuckin stain
fuckin stain
Ответить на  Tanya
2 лет назад

но в книге его зовут пол оуэн

Илюша
Илюша
Ответить на  Tanya
1 год назад

А я то думаю, кто такой Пол Оуен

ыаиаыироа
ыаиаыироа
Ответить на  Tanya
4 месяцев назад

АХУ*** ТЫ ГЕНИЙ СПАСИБО

а че всмысле
а че всмысле
3 лет назад

депрессивная драма. никакой комедией здесь и не пахнет.

Андрей
Андрей
2 лет назад

Я увидел в этом фильме несколько иной смысл. Я увидел психопатами всех персонажей (советую почитать о психопатии в Вики, если ещё не). Психопатом пытается стать и главный герой у которого в голове бурлит желание все это разрушить и разорвать. В конце концов он настолько силен в этом намерении, что начинает считать происходящие в его голове и рисуемое им на бумаге реальностью. Но даже после переживания всей этой «учиненной им кровавой бане» он раскаивается. Ему больно (внимательно вслушайтесь в последнюю реплику), но он при всём желании не может передать эти эмоции остальным. Потому что они истинные психопаты. Бездушные и не способные к эмпатии. Дело не в обществе потребления. Дело в том, что в этом обществе живут успешные психопаты…

Хуйлан
Хуйлан
2 лет назад

А войну бесконечности обьясните?

Семён
Семён
2 лет назад

А я подумал, что это адвокат так быстро замёл следы убийств в квартире убитого Аллена.

name
name
2 лет назад

интересно, очень интересно, думаю, каждый посмотревший извлечёт из фильма что-то своё

Владлен
Владлен
Ответить на  name
1 год назад

Кстати к тому, что это все просто игра фантазии главного героя отлично подталкивает то как взорвались машины копов от обычных пуль. Даже герой удивился, так же то как кадры убийства сменяются кадрами рисования, намекая, что он лишь выдумал эти образы. (Хотя до определенного момента может показаться, что он просто рисует, то что недавно делал)

Челик
Челик
Ответить на  Владлен
1 год назад

Это 90ые , да и он прям в бачок стрелял

jelesobeton
jelesobeton
Ответить на  Владлен
1 год назад

вероятно это «сахарная пудра», которую он скорее всего употреблял. но с другой стороны он ведёт здоровый образ жизни

Дмитрий
Дмитрий
Ответить на  Владлен
1 год назад

Я думаю, что его бы арестовали в первый же день убийства, когда он протащил тело мимо охранника, оставив кровавую дорожку. Это действительно было только воображение

Ирмикс
Ирмикс
Ответить на  Владлен
1 год назад

+ ещё сцена когда он бросает бензопилу, выглядит прям нереалистично, и он сам в шоке от этого убийства и восхищается этим

Лео
Лео
Ответить на  name
1 год назад

Когда он вернулся в квартиру Пола и увидел что там нет никаких следов я подумал что кто то замел их за него и когда зашла речь о том что его преступления останутся безнаказанными возникла мысль, может его богатый батя его прикрывает, но это же конечно не отменяет его шизы, может быть всё это перемешанно))

Панда
Панда
Ответить на  name
1 год назад

Да, например, что психопаты ненужный мусор общества, он же не педофилов убивал, а он себя в конце убил?

Какой-то чел
Какой-то чел
1 год назад

Тупая система возростного ограничения. Впендюрят 18+, и фиг пойми это из-за обнажонки или из-за крови или из-за того и из-за другого. Как по мне, давно пора ввести какое-то разделение между ними.

В фильме присутствуют сцены откровенного характера, подскажите пожалуйста кто знает?

Просто с пацанами когда смотришь не по кайфу бывает

Dude
Dude
1 год назад

Как же я устал объяснять людям, почему Патрик всё-таки совершал убийства. Патрик Бейтман это гиперболизированный образ любого «белого воротничка», для которого бренд костюма на человеке, важнее самого человека. Фильм и книга это ГИПЕРБОЛА, и они имеют смысл только и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в том случае, если Патрик действительно убийца, ведь только в этом случае сатира на общество потребления, где все друг друга путают, будет работать в полной мере. Если же зритель/читатель воспринял концовку буквально, не пытаясь вчитываться и анализировать произведение, то, во-первых, это недалёкий зритель/читатель, а во-вторых, он обесценил всю работу писателя и режиссёра. В книге, кстати нет никаких таблеток, блокнота с рисунками и подобной херни, была всего одна встреча с детективом и вообще намного больше намёков на реальность происходящего.

Патрик ненавидит не только лицемерное общество, но и самого себя в первую очередь из-за того же притворства, из-за того, что нельзя быть самим собой, он и испытывает постоянную боль, которую из-за невозможности объяснить словами окружающим, доносит в виде насилия. Фильм и книга, помимо очевидной сатиры на общество потребления, несут идею о важности свободы личности и самовыражения, а не о том, как «гыгы ПсИх НаПрИдУмЫвАл в ГоЛоВе». Патрик единственный нормальный человек, оказавшийся в обществе карьеристов-социопатов не по собственному желанию, а по праву рождения (вспоминаем, что его отец глава компании). У Бэйтмана ещё сохраняется тяга к самовыражению в виде искренной страсти к музыке, но стигмы безразличного высшего общества, скорее всего внушаемые ему с рождения, укоренились так глубоко, что он не может жить иначе, как притворяясь кем-то другим

Ковалев
Ковалев
1 год назад

Всё это интересно конечно , но в книги ничего такого нету , все убийства объясняется .
Патрик приходит в квартиру Пола Оуэна , где должны быть разложившиеся трупы , но квартира наполнена цветами , чтобы скрыть запах мертвечины и риэлтор понимает что Патрик знает об этом .
Машина взорвалась потому что пуля попала в бак .
Нищий которому он вырезал глаза , узнал его и описался , когда Патрик сказал ему на ухо что «ты врешь , ты не потерял зрение во вьетнаме»

Адвокат как и все герои книги по иронии просто не слушают о чем им говорит Патрик

Чурчхела
Чурчхела
1 год назад

От огромного количества людей я слышала, что это просто гениальный фильм. Посмотрела. Разочаровалась. Пришла на этот в сайт в надежде, что вдруг я не поняла смысл, и сейчас основная задумка автора откроется мне. Однако и тут разочарование. Фильм просто показывает образ жизни гедонистов, и человека, который не принимает это общество. 2 с половиной часа в пустую. Ура. Ну ладно, хотя бы съёмка классная

Райан Дерден
Райан Дерден
1 год назад

Да не умер он в конце драйва

Панда
Панда
1 год назад

Если плохо на душе эту шляпу лучше не смотреть, нет там никакой морали, просто притянутый за уши сценарий, с противными сценами, в детстве включила, думаю что за.. Сейчас думала интересно, но нет смотреть про психа, которых полно среди соседей, в политике, на дорогах, на работе, в интернете нет желания, обычный психопат с тягой к убийству и мерзкие коллеги социопат, коих миллион, надо снимать что то умное, и полезное, с закрученным сюжетом или позитивное, чтобы не впасть в уныние, Патрик туповат, видимо, бейл начитался кто такие психопаты, если ему было весело, то пусть в его жизни появится такой человек, который его извелет до посинения, фильм для тех, кто сам склонен к психопатии, для развлечения, не триллер, не чёрная комедия как бивень, а ахинея с чёрной по сути природой, уже уродство возвеличивается как с хоакином фениксом, бедный его побили и он стал убивать, не все, кто переживал оч трудные времена кидаются взрывать людей, жаль, что кто то в явной чуши видит мораль

Гига
Гига
1 год назад

У сигма

#_#*_*^_^XD
#_#*_*^_^XD
1 год назад

я прозрела

Матвей
Матвей
11 месяцев назад

На самом деле он сошел с ума из-за перфекционизма , а именно визитки 😉

Жанна
Жанна
9 месяцев назад

А почему тогда когда он в конце пришел в кв что бы все замыть — старушка реагировала очень странно и его чемодан ее смутил? Боже короче какой бред