Когда-то одна бессердечная мать вручила маленькой дочке корзину с домашней выпечкой и отправила в большой лес, где жили волки. Благодаря недетской твёрдости этой девочки у нас есть захватывающая повесть с рефреном: «Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза (уши, зубы)?». Миядзаки снял с героини шапочку, подарил красный бант, вместо корзинки вручил метлу и отправил в большой город, где жили люди, которые часто бывают хуже волков. Благодаря этой девочке по имени Кики у нас есть «Ведьмина служба доставки».
Литературный источник
У картины есть литературная основа: «Служба доставки Кики», написанная Эйко Кадоно. Но расхождения с сюжетом фильма получились весьма значительными, и автора еле уломали согласиться на экранизацию.
В ленту вошли всего несколько эпизодов оригинальной книги, но это – не самое главное. В книге Кики спокойно и мужественно преодолевает все препятствия благодаря милому характеру, искренности и добросердечию. Ни о проблемах, ни о жизненных кризисах в книге нет ни слова. В картине же они составляют основу повествования.
Кики и Зизи
Девочке Кики всего 13 лет. Она – юная потомственная ведьма. Птенцы вылетают из гнезда; девочки-ведьмочки тоже должны выпорхнуть из родительского дома на подходящей метле. Это – обряд инициации, проверка на самостоятельность. Девочке-ведьме необходима годичная стажировка в полном профессиональном одиночестве. Будущее Кики весьма туманно: она не умеет колдовать, всё её умение заключается только в полётах верхом на метле и беседах с котом Зизи. Но девочка без страха идёт навстречу этому туману и оказывается в большом городе на берегу моря.
Как и все юные девушки, приезжающие из провинции покорять столицу, Кики сталкивается с холодностью окружающих, непониманием, неприятием. Благодаря случайности она находит подругу и покровительницу – хозяйку булочной, которую зовут Асона. Женщина даёт ей кров и подсказывает, как применить скудные магические навыки: организовать службу доставки. Кот следует за хозяйкой, как и полагается настоящему талисману ведьмы. Но вскоре реалии разрушают их магическое единство – Зизи влюбляется в обычную городскую кошку.
Кризис творчества и колдовства
Казалось бы, на этом можно ставить точку: ведьмочка открыла свою «фирму», нашла призвание в мире людей. Но тут её настигает первая катастрофа: беседуя с другом, мальчиком Томбо, она задумывается о том, могут ли полёты приносить удовольствие, даже если они стали способом заработка. Творческий кризис налицо, и немедленно приходят его последствия: Кики перестаёт понимать своего кота, но самое главное — теряет способность летать, что равносильно потере способности дышать… и зарабатывать на жизнь.
Кризис в творчестве приводит к кризису в работе. Карьера «воздушного курьера» окончена, в душу девочки проникает страх. Юная художница Урсула, пережившая подобный кризис, помогает Кики его преодолеть: ведь колдовство и творчество имеют одну природу. Неважно, в чём твой талант: в полётах на метле или в умении писать картины. Главное – это вдохновение и труд души.
Красная Шапочка в большом городе
Кики проявляет все характерные для провинциалки свойства: энергичность, доброжелательность, вежливость, трудолюбие, доверие. Магические навыки Кики не зря так ограничены: смысл в том, чтобы поставить её вровень с обычными девушками. Она не может наколдовать себе исполнения желаний, богатых клиентов, выгодные заказы, любовь или дружбу.
Перед Кики стоит обычная для юных амбициозных девушек задача самореализации, достижения финансовой независимости, духовной самостоятельности, способности преодолевать сомнения и кризисы. Кажется, что увидев юную девочку с красным бантом в волосах, клиенты умилятся и будут давать щедрые чаевые. Но нет – перед нами сторонники делового подхода: они платят Кики деньги и не обязаны проявлять какие бы то ни было эмоции.
Красная Шапочка взрослеет
Кроме проблем творческого кризиса и «выгорания» таланта, превратившегося в рутинную работу, картина поднимает проблему взросления. Кики сталкивается со «взрослой» жизнью: это поиск работы, необходимость признания, требования самоконтроля.
На примере Кики Миядзаки показывает путь, который проходит женщина японского общества – нелёгкий переход от патриархальных традиций к современности. Тёмное платье — традиция, красный бант — современность. Метла и чёрный кот – традиция, служба доставки – современность.
Как и у Тихиро из картины «Унесённые призраками», взросление Кики обходится без «подросткового бунта». Но в том особый смысл фильмов Миядзаки, что дети в какой-то момент становятся «в оппозицию» своим родителям, не переставая их уважать и прислушиваться к их мнению. Инакомыслие позволяет этим детям спокойно, без тени сомнения, принимать неприемлемую для взрослых логику волшебства и вести за собой родителей в тот мир, где ведьмы «работают» не только колдуньями и целительницами, но и курьерами.
Смысл конца фильма
Благодаря вернувшейся способности к полётам Кики спасает Томбо, вызвав признательность и восторг горожан. Томбо не хочет отставать от подруги: он сам построил самолёт, чтобы летать рядом с Кики под облаками. Настоящее чудо – это любовь и дружба, они делают нас волшебниками, а не особые врождённые или наследственные свойства.
Возле витрины, рядом с которой она в начале своей карьеры огорчалась невзрачной простотой своего платья, маленькая ведьма встречает девочку, подражающую её стилю одеваться. Теперь она стала образцом и идеалом для провинциалок, явившихся в большой город, лихо заломив красную шапочку (или бант) и с любимой метлой подмышкой.