Смысл фильма «Враг»: мистический триллер или глубокая психология?

Фильм Враг - объяснение смысла и разбор

Фильм модного канадского кинорежиссера Дени Вильнёва совершенно точно не рекомендуется к просмотру тем, кто любит ясный, прозрачный сюжет. «Враг»/ Enemy (2013) — картина со скрытым смыслом и философским содержанием. Роман Полански, Дэвид Линч, Хичкок, Стэнли Кубрик — параллели с шедеврами великих мастеров уместны. Сам режиссер обозначил жанр как документальное кино о подсознании.

Хаос — это порядок, который нужно расшифровать

Фраза появляется в первых кадрах фильма и с самого начала задает вектор для зрителя. Если верно расшифровать психологический триллер-головоломку, то окажется, что происходящее на экране — не бессмыслица и хаос, а события, имеющие стройность и порядок. Другое дело, что кино подобного рода, как правило, имеет не одну интерпретацию. Режиссер дает возможность аудитории самостоятельно поискать истинную трактовку, подумать, получить удовольствие от разгадывания ребуса.

По окончании просмотра у внимательного зрителя возникает ряд вопросов, ответы на которые совсем не очевидны. Попытка искать объяснение сюжета в романе Жозе Сарамаго «Двойник» вряд ли увенчается успехом, так как история, показанная Д.Вильнёвом, не есть точная экранизация источника. Интригующий фильм сродни матрешке: открывая один смысл, видишь, что внутри есть кое-что еще. И так раз за разом.

Пауки — что означают, символизируют?

Этот вопрос прояснить несколько легче, так как альтернативная версия маловероятна. Вероятнее всего, в фильме обыгрывается толкование паука по Фрейду: символ материнского или в целом женского начала, скорее образ разгневанной женщины-матери. Паук, а точнее — паучиха заманивает в сети своей паутины/несвободы. Для Адама прежде всего паучихой является его мать, потом — жена (будущая мать). Другие женщины и мегаполис в глазах Адама также сходны с пауком: опасны, контролируют каждый шаг, лишают свободы.

Пауки большие и маленькие появляются в фильме не единожды. Паук на блюде в клубе: главный герой, запутавшись в паутине жизненных сложностей, имеет подсознательное желание получить «на блюдечке» решение всех своих проблем. Обнаженная женщина из клуба (любовница) угрожает раздавить паука, т.е. одержать верх над беременной женой.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

Огромный паук над городом — символ паучихи-матери, которая всю жизнь подавляла сына, лучше знала, что любит и чего хочет ее ребенок, диктовала правила поведения, вкусы, занятия. Чудовище колоссального размера появляется в кинофильме после единственной сцены с матерью. В картине использована копия известной скульптуры Луизы Буржуа под названием «Маман».

Финальная сцена: в огромную паучиху превращается в глазах героя Хелен, чему супруг нисколько не удивлен. Для него жена выглядит именно так уже давно.

Кроме того, на протяжении всего повествования возникают ассоциации с паутиной: провода в небе большого города переплетаясь, образуют соответствующий рисунок; стекло автомобиля после автокатастрофы трескается так, что зрители видят ту же картинку.

Постер к фильму Враг (Enemy, 2013) с Джейком Джилленхолом в главной роли

 

 

Киногерою просто некуда деваться — повсюду он видит собственные страхи, где уж тут сохранить адекватность.

Адам/Энтони — один или двое

Наиболее важный вопрос фильма: двойник героя — это кто? Режиссер подбрасывает зрителям множество деталей, сопоставив которые, можно собрать пазл воедино.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

  • Разорванная фотография, которую историк находит у себя дома — точно такая же, как та, что стоит на полке в доме актера и Хелен.
  • Очки, купленные профессором, оказываются на столе Энтони.
  • Ключ с надписью «unica», в переводе «единственный» — тоже намек.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

В диалогах героя с женой и матерью звучат подсказки. Мать открытым текстом заявляет Адаму, что он единственный сын, а жена интересуется, как прошли занятия.

Что происходит? Думаю, ты знаешь. Все ты знаешь.

Вывод напрашивается сам собой: герой повествования — один и тот же персонаж. Адам и Энтони — две различные ипостаси одного человека, страдающего диссоциативным расстройством.

Действие — реальность или фантазии

Дальнейшие расшифровки уже не так однозначны. Например, любовница Мэри — вымысел или реальная женщина? Подпольный клуб более похож на подсознательный образ, демонстрирующий подавляемые сексуальные желания персонажа.

Вполне допустима версия, что большая часть истории происходит лишь в больном воображении героя. Авария и гибель Энтони с любовницей происходят в тот момент, когда Адам мирится с женой. Герой вычеркивает из жизни своего негативного мистера Хайда, соглашается вернуться в семью, простившись со свободой.

Однако тут же находится заветный ключ от двери в тайном клубе, искушение все же слишком велико…

Время: где старт безумия?

Хронология кинофильма нелинейна. Какова последовательность происходящего на экране, в какой момент происходит раздвоение личности героя?

Наиболее правдоподобна следующая цепочка событий. Беременность жены провоцирует стресс супруга, он явно не готов к такому повороту. Страх потерять свободу приводит к уходу героя из дома — новая убогая квартира, любовница, слова матери: «Не понимаю, как ты можешь так жить». Далее — автомобильная катастрофа с вероятной гибелью Мэри, травмы (шрам), психическая патология.

Если рассматривать версию, что любовница и авария — это лишь фантазии героя, тогда пусковым механизмом безумия можно считать известие о беременности Хелен. В фильме несколько раз упоминается временной период 6 месяцев. Таков срок беременности, именно столько Энтони не появлялся в агентстве, и даже бороды еще не было 6 месяцев назад.

Смысл финала

Адам Белл в своих лекциях неоднократно высказывает мысль о том, что все события в истории имеют свойство повторяться. И если впервые — это трагедия, то во второй раз — фарс.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

Преподаватель выступает наглядной иллюстрацией озвученных им тезисов. Вернувшийся к беременной жене после целого ряда испытаний неверный супруг все же не способен успокоиться. Обнаружив ключ, он уже готов бежать из дома, снова и снова повторяя собственные ошибки. Не впервые видит в обиженной/разгневанной Хелен большого паука, не выпускающего из своей паутины. Похоже, впереди рецидивы, которые уже не будут восприниматься действующими лицами как трагедия.

Почему враг?

Название киноленты также подразумевает несколько толкований. В контексте сюжета врагом главного героя могут выступать одновременно:

  • Женщина как подавляющее начало, враждебное и пугающее. В глазах героя — враг №1.
  • Город, опутывающий человека сетью проводов, словно паутиной.
  • Сам Адам/Энтони. Неадекватный человек зачастую является источником собственных проблем. Английская пословица «Be one’s own enemy» в русском языке известна как «Ты сам себе враг».

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

Смысл и идея фильма

И все же, главным врагом любого человека становятся его страхи. Для Адама семья ассоциируется с контролем и диктатурой, он всеми силами старается избежать ответственности. Такой образ мыслей мешает строить нормальные отношения и в итоге приводит его к разрушению сознания.

Не зря существует выражение «паутина страха». Внутренние фобии, тревоги опутывают душу, становятся препятствием для успешной жизни. Наверное, именно эта мысль могла бы стать основным уроком непростой киноистории Дени Вильнёва.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.