Смысл фильма «Враг»: мистический триллер или глубокая психология?

Фильм модного канадского кинорежиссера Дени Вильнёва совершенно точно не рекомендуется к просмотру тем, кто любит ясный, прозрачный сюжет. «Враг»/ Enemy (2013) — картина со скрытым смыслом и философским содержанием. Роман Полански, Дэвид Линч, Хичкок, Стэнли Кубрик — параллели с шедеврами великих мастеров уместны. Сам режиссер обозначил жанр как документальное кино о подсознании.

Хаос — это порядок, который нужно расшифровать

Фраза появляется в первых кадрах фильма и с самого начала задает вектор для зрителя. Если верно расшифровать психологический триллер-головоломку, то окажется, что происходящее на экране — не бессмыслица и хаос, а события, имеющие стройность и порядок. Другое дело, что кино подобного рода, как правило, имеет не одну интерпретацию. Режиссер дает возможность аудитории самостоятельно поискать истинную трактовку, подумать, получить удовольствие от разгадывания ребуса.

По окончании просмотра у внимательного зрителя возникает ряд вопросов, ответы на которые совсем не очевидны. Попытка искать объяснение сюжета в романе Жозе Сарамаго «Двойник» вряд ли увенчается успехом, так как история, показанная Д.Вильнёвом, не есть точная экранизация источника. Интригующий фильм сродни матрешке: открывая один смысл, видишь, что внутри есть кое-что еще. И так раз за разом.

Пауки — что означают, символизируют?

Этот вопрос прояснить несколько легче, так как альтернативная версия маловероятна. Вероятнее всего, в фильме обыгрывается толкование паука по Фрейду: символ материнского или в целом женского начала, скорее образ разгневанной женщины-матери. Паук, а точнее — паучиха заманивает в сети своей паутины/несвободы. Для Адама прежде всего паучихой является его мать, потом — жена (будущая мать). Другие женщины и мегаполис в глазах Адама также сходны с пауком: опасны, контролируют каждый шаг, лишают свободы.

Пауки большие и маленькие появляются в фильме не единожды. Паук на блюде в клубе: главный герой, запутавшись в паутине жизненных сложностей, имеет подсознательное желание получить «на блюдечке» решение всех своих проблем. Обнаженная женщина из клуба (любовница) угрожает раздавить паука, т.е. одержать верх над беременной женой.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

Огромный паук над городом — символ паучихи-матери, которая всю жизнь подавляла сына, лучше знала, что любит и чего хочет ее ребенок, диктовала правила поведения, вкусы, занятия. Чудовище колоссального размера появляется в кинофильме после единственной сцены с матерью. В картине использована копия известной скульптуры Луизы Буржуа под названием «Маман».

Финальная сцена: в огромную паучиху превращается в глазах героя Хелен, чему супруг нисколько не удивлен. Для него жена выглядит именно так уже давно.

Кроме того, на протяжении всего повествования возникают ассоциации с паутиной: провода в небе большого города переплетаясь, образуют соответствующий рисунок; стекло автомобиля после автокатастрофы трескается так, что зрители видят ту же картинку.

Постер к фильму Враг (Enemy, 2013) с Джейком Джилленхолом в главной роли

Киногерою просто некуда деваться — повсюду он видит собственные страхи, где уж тут сохранить адекватность.

Адам/Энтони — один или двое

Наиболее важный вопрос фильма: двойник героя — это кто? Режиссер подбрасывает зрителям множество деталей, сопоставив которые, можно собрать пазл воедино.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

  • Разорванная фотография, которую историк находит у себя дома — точно такая же, как та, что стоит на полке в доме актера и Хелен.
  • Очки, купленные профессором, оказываются на столе Энтони.
  • Ключ с надписью «unica», в переводе «единственный» — тоже намек.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

В диалогах героя с женой и матерью звучат подсказки. Мать открытым текстом заявляет Адаму, что он единственный сын, а жена интересуется, как прошли занятия.

Что происходит? Думаю, ты знаешь. Все ты знаешь.

Вывод напрашивается сам собой: герой повествования — один и тот же персонаж. Адам и Энтони — две различные ипостаси одного человека, страдающего диссоциативным расстройством.

Действие — реальность или фантазии

Дальнейшие расшифровки уже не так однозначны. Например, любовница Мэри — вымысел или реальная женщина? Подпольный клуб более похож на подсознательный образ, демонстрирующий подавляемые сексуальные желания персонажа.

Вполне допустима версия, что большая часть истории происходит лишь в больном воображении героя. Авария и гибель Энтони с любовницей происходят в тот момент, когда Адам мирится с женой. Герой вычеркивает из жизни своего негативного мистера Хайда, соглашается вернуться в семью, простившись со свободой.

Однако тут же находится заветный ключ от двери в тайном клубе, искушение все же слишком велико…

Время: где старт безумия?

Хронология кинофильма нелинейна. Какова последовательность происходящего на экране, в какой момент происходит раздвоение личности героя?

Наиболее правдоподобна следующая цепочка событий. Беременность жены провоцирует стресс супруга, он явно не готов к такому повороту. Страх потерять свободу приводит к уходу героя из дома — новая убогая квартира, любовница, слова матери: «Не понимаю, как ты можешь так жить». Далее — автомобильная катастрофа с вероятной гибелью Мэри, травмы (шрам), психическая патология.

Если рассматривать версию, что любовница и авария — это лишь фантазии героя, тогда пусковым механизмом безумия можно считать известие о беременности Хелен. В фильме несколько раз упоминается временной период 6 месяцев. Таков срок беременности, именно столько Энтони не появлялся в агентстве, и даже бороды еще не было 6 месяцев назад.

Смысл финала

Адам Белл в своих лекциях неоднократно высказывает мысль о том, что все события в истории имеют свойство повторяться. И если впервые — это трагедия, то во второй раз — фарс.

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

Преподаватель выступает наглядной иллюстрацией озвученных им тезисов. Вернувшийся к беременной жене после целого ряда испытаний неверный супруг все же не способен успокоиться. Обнаружив ключ, он уже готов бежать из дома, снова и снова повторяя собственные ошибки. Не впервые видит в обиженной/разгневанной Хелен большого паука, не выпускающего из своей паутины. Похоже, впереди рецидивы, которые уже не будут восприниматься действующими лицами как трагедия.

Почему враг?

Название киноленты также подразумевает несколько толкований. В контексте сюжета врагом главного героя могут выступать одновременно:

  • Женщина как подавляющее начало, враждебное и пугающее. В глазах героя — враг №1.
  • Город, опутывающий человека сетью проводов, словно паутиной.
  • Сам Адам/Энтони. Неадекватный человек зачастую является источником собственных проблем. Английская пословица «Be one’s own enemy» в русском языке известна как «Ты сам себе враг».

Фильм Враг (Enemy, 2013) - объяснение смысла и разбор

Смысл и идея фильма

И все же, главным врагом любого человека становятся его страхи. Для Адама семья ассоциируется с контролем и диктатурой, он всеми силами старается избежать ответственности. Такой образ мыслей мешает строить нормальные отношения и в итоге приводит его к разрушению сознания.

Не зря существует выражение «паутина страха». Внутренние фобии, тревоги опутывают душу, становятся препятствием для успешной жизни. Наверное, именно эта мысль могла бы стать основным уроком непростой киноистории Дени Вильнёва.

4.9 40 голоса
Рейтинг статьи
guest
19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
сем
сем
5 лет назад

Не прочтя книгу вряд ли поймешь замысел в фильме.

Марик
Марик
4 лет назад

У Адама не было матери

Мишель
Мишель
Ответить на  Марик
4 лет назад

Была. Та женщина которая предлагала ему чернику. Это мать и Адама и Энтони.

Ирина
Ирина
4 лет назад

Если честно, вообще ни хрена не поняла — подумала, что у режиссера или сценариста больная психика. Надо прочесть книгу.

Анон
Анон
Ответить на  Ирина
3 лет назад

Прочитав книгу будете думать, что у автора больная психика.

Артём
Артём
4 лет назад

Не клеится тут что-то: Если авария была не настоящей то почему тогда по радио извещали о разбитой машине? И если это был один и тот же человек, то почему Мэри удивилась, когда увидела след от кольца? И почему они встретились друг с другом именно потому, что Адаму захотелось найти двойника? Это же вообще не вяжется с вашей теорией!

Игорь
Игорь
Ответить на  Артём
4 лет назад

По радио не было сказано ничего именно о той аварии, о которой было показано в фильме, там могла быть любая другая авария. И даже если бы она и была, то они могли и выжить. Но скорее её не было. Скорее всего он не носил долго кольцо, но потом, помирившись, одел его и образовался след. А почему он захотел найти двойника? Мне бы, почему-то тоже захотелось это сделать, своего рода отвлечение от будничной рутины (депрессии).

Жекй
Жекй
Ответить на  Игорь
4 лет назад

Но от недолгого ношения кольца не остаётся след

Яро
Яро
Ответить на  Игорь
4 лет назад

НАДЕЛ, а не ОДЕЛ. Грамотей, блин.

Александр
Александр
Ответить на  Игорь
4 лет назад

То что он искал двойника, символизировало, что он хотел найти самого себя. Его фантазии и реальность спутались на столько тесно, что он перестал отличать одно от другого и поэтому на подсознании пытался прийти к обьяснению всего происходящего. А про то, что Мэри увидела след от кольца, думаю все проще. Она заметила как раз в тот момент, когда Энтони начал сближаться с Хелен, тем самым запустив череду разрушения своего вымышленного мира (он вернулся домой, к семье и уже не нуждался в том мире).

Ввв
Ввв
Ответить на  Артём
4 лет назад

По радио сказали что была авария с одной машиной, но не сказали кто умер и так далее, даже марку машины не назвали.

Алина
Алина
Ответить на  Артём
4 лет назад

Это было прошлое, и авария от которой остался шрам и Мэри умерла скорее всего, хотя может и нет, жена говорила, что это опять она.

Ника
Ника
Ответить на  Артём
4 лет назад

Если внимательно прочесть описание автора, то можно понять, что хронология в фильме идет в обратном порядке. Вот Вам и расшифровка следа от кольца, Мэри не знала, что он женат и тд)

Никита
Никита
Ответить на  Артём
1 год назад

Это эпизоды воображения. То что герой пережил в голове. И написано — сценарий не линейный. События кино отписываются не подряд, а представлены основные эпизоды, в не последовательной последовательности.

Анон
Анон
Ответить на  Артём
1 год назад

Авария может символизировать резкое крушение отношений с любовницей в момент принятия ГГ жизни в семье, шрам вполне мог остаться после бытовой ссоры с применением холодного оружия со стороны любовницы после столь резкого разрыва.

А сам фильм напоминает такие же глюки, как и Бойцовский Клуб, только больше приземлённые, применимые к большему числу людей, чем БК.

Андрей
Андрей
4 лет назад

Круто спасибо! Только я думал что подобная идея о раздвоении как-то очевидна и искал другое решение)

Никита
Никита
Ответить на  Андрей
1 год назад

Вообще не очевидно все)

Джек Бамбус
Джек Бамбус
4 лет назад

Объясняю, значит так, в кратце
1. Один человек, актер.
2. Аварии никогда не было и любовницы тоже.
3. Страдает параноидной шизофренией, которая возникает чаще всего в возрасте 30—35 лет, о чем знает его мать и жена, отсюда страх за будущее семьи. Попытка убежать.
5. В периоды просветления он приходит иногда в себя, никакой он не историк, о чем говорят пустые классы. Режиссер намекает пустота она и в космосе пустота. Жена ему говорит об этом «все ты знаешь». Только больной человек может не замечать очевидного.
6. Авария и любовница это все собирательное, которое режиссер в конце фильма показывает в качестве той чуши, что бродит в голове у главного героя. Выкинув бред из головы он возвращается в самого себя. Жена это поняла и спросила «как прошли занятия?» Он ответил «какие занятия?», то бишь стал самим собой. Вкратце почему паук, паутина? Это аллегория: паутина- социальная система, пауки — это и есть люди. Паука пытаются раздавить, уничтожить, забитая в угол жена. Образ просто.

Корт
Корт
3 лет назад

Мать говорила Адаму, хватит иллюзий с кино. Тут то и собрался пазл.