«Мэри и Макс» - совсем не детский мультик

Мультфильм «Мэри и Макс» — это пластилиновая трагикомедия, которую достаточно сложно объяснить ребенку. Собственно, для просмотра детьми он и не слишком предназначен. В этом можно убедиться, стоит увидеть первые кадры картины: довольно мрачные, как будто покрытые слоем серости и печали от неприкрытых реалий взрослой жизни. Практически единственный яркий цвет в этом мультике – красный, да и он встречается относительно редко.

Переписка, начавшаяся с забавного детского вопроса, длится больше полутора десятилетий

Переписка, начавшаяся с забавного детского вопроса, длится больше полутора десятилетий

Тем не менее, зрителям постарше «Мэри и Макс» однозначно рекомендуется к просмотру. И хотя это трагикомедия, и хотя он выглядит мрачным и депрессивным, этот мультик не призван ввергнуть вас в состояние тлена, апатии и безысходности. Напротив, он как будто показывает робкие ростки, пробивающиеся сквозь асфальт: что-то хорошее, к чему мы неизменно приходим, даже если приходится противостоять худшему. Через тернии к звездам, через тоску, отчаяние и битое стекло к осознанности жизни и гармонии с самим собой – за время просмотра «Мэри и Макса» вы не единожды почувствуете глухую боль. И к концу мультфильма она, возможно, даже не исчезнет, но хотя бы перевоплотится в боль светлую.

Болезнь – это как цвет глаз

Режиссером, сценаристом и художником-постановщиком мультфильма стал австралиец Адам Эллиот. На момент работы над проектом он уже был создателем успешных мультипликационных картин, в том числе, оскароносного «Харви Крампета». К слову, одна из проблем, затронутых в «Мэри и Максе», знакома Адаму не понаслышке: режиссер достаточно давно признался в своей нетрадиционной ориентации, а несколько лет назад даже отказался приехать в Россию на Большой фестиваль мультфильмов из-за ущемления прав сексуальных меньшинств в нашей стране. Относиться ко всей этой теме можно по-разному, но как минимум стоит признать, что талант человека от его сексуальных предпочтений не зависит.

Но, конечно, тема гомосексуализма рассматривается в картине не так масштабно, как тема заболеваний (в случае с главным героем мультика – заболеваний психического характера). Адам Эллиот родился с наследственным физиологическим тремором, и поэтому этот вопрос ему тоже в некоторой степени близок. Тему болезней (каких бы то ни было) он поднимает в своих проектах достаточно часто. И, по мнению режиссера, любая психическая или физическая болезнь – это что-то сродни цвету глаз. Не повод тыкать пальцем и высмеивать, недостаточный предлог для того, чтобы считать человека неправильным, чужим, недостойным.

Макс переживает из-за многого, порой - даже из-за слишком эмоциональных писем Мэри

Макс переживает из-за многого, порой — даже из-за слишком эмоциональных писем Мэри

Вот и Макса режиссер по ходу мультфильма пытается сделать частью чего-то большего. Пусть не превратить его в полноценного члена общества, способного действовать абсолютно так же, как мы с вами, однако дать ему то, что необходимо любому живому человеку – чувство близости и духовного единства с кем-то. Не так важно, что этот кто-то – изначально маленькая девочка, постепенно вырастающая, взрослеющая, преодолевающая трудные этапы своего жизненного пути и допускающая ошибки. Важно, что между Мэри и Максом действительно устанавливается теплая связь, которая не оборвется, несмотря ни на какие трудности.

Кто такая Мэри?

Мэри в этом мультике – образ собирательный. Далекая от популярности девочка, которой не слишком повезло с родителями. Но которая, однако, достаточно умна, достаточно добра, и в итоге становится вполне достойным человеком. Но, как и все неидеальные люди, порой совершает непростительные промахи вроде размещения информации о Максе в своей книге. И порой падает в пучину отчаяния и безысходности, на абсолютное дно, как и все неидеальные люди.

Наверное, практически каждому знакомо состояние депрессирующей Мэри

Наверное, практически каждому знакомо состояние депрессирующей Мэри

Вообще Адам Эллиот любит снимать мультики о таких вот людях – обычных. Не о гениальных творцах и не о тех, кто собственными усилиями достигает небывалого величия. А о тех, кого большинство. О людях со своим проблемами и недостатками, со своими сложными жизненными историями, со своими идущими из детства комплексами, и порой – со своей слабостью и безвольностью.

Безразличная мать - одна из многочисленных проблем Мэри

Безразличная мать — одна из многочисленных проблем Мэри

Пожалуй, Мэри в этом плане получилась идеальной, «идеально неидеальной», если можно так выразиться. Практически каждый зритель увидит в ней что-то от себя, и каким-то образом почувствует единство с ней, поймет, почему она поступает так или иначе. И, возможно, впоследствии сумеет посмотреть со стороны на развитие собственной личности в течение жизни, понять, что потерял, что обрел, и что еще хотел бы обрести.

Персонаж Макса, основанный на образе реального человека

Как утверждает Адам Эллиот, персонаж с синдромом Аспергера, ожирением и не слишком привлекательной наружностью – Макс – был списан с образа реального человека. С этим человеком переписывался сам Адам на протяжении долгого времени, и именно прочтение писем, полученных от него, вдохновило режиссера на создание подобной истории.

Максу сложно найти работу и удержаться на ней

Максу сложно найти работу и удержаться на ней

Когда переписка Мэри и Макса только начинается, им оказывается 8 и 44 года соответственно. Когда она заканчивается, Мэри 26 лет, и у нее есть ребенок, а Максу 62 года, и у него есть Мэри. История отношений этих двух людей, выраженная только в написанных ими строках, включающая в себя как моменты невероятной близости, так и глубокие, тяжелые ссоры, в некоторой степени может служить иллюстрацией отношений в принципе. Нужно уважать и ценить друг друга, не игнорировать особенности и потребности человека, не предавать его доверие. Все это мы вроде бы и так знаем, но через историю общения Мэри и Макса, а также наблюдение за окружающими их второстепенными персонажами, мы словно заново учимся чувствовать эти прописные истины до глубины души.

Очень долгая история создания мультфильма

Многие современные мультики с трехмерными моделями персонажей создают полностью с использованием компьютерной техники. Собственно, сейчас это в порядке вещей, да и в 2009-ом году, когда проект «Мэри и Макс» вышел на широкий экран, ситуация в корне не отличалась. Тем не менее, этот мультфильм представляет собой исключение из правил: это действительно исключительно пластилиновый мультик, созданный практически без применения компьютерных технологий. Этим Адам Эллиот особенно гордится.

Картина создавалась на протяжении пяти лет. Все это время съемочная группа изготавливала, шевелила и передвигала миниатюрные фигурки персонажей, чтобы в результате получить тот шедевр, который мы сегодня можем смотреть и пересматривать. Бюджет проекта составил 2 миллиона долларов, что тоже довольно немного (особенно с учетом продолжительности съемок). Над картиной работали порядка 120 человек, что тоже не слишком-то много для подобного проекта. При всем этом нельзя сказать, что «Мэри и Макс» — это картина, в которой хорош исключительно смысл. Анимация также получилась достаточно качественной, аккуратной и «смотрибельной», пусть и довольно своеобразной.

Персонажам так и не удается встретиться вживую

Персонажам так и не удается встретиться вживую

Этот мультик можно многократно пересматривать на разных этапах своей жизни. Он существует вне времени: когда бы вы его ни посмотрели, вы гарантированно что-то получите, что-то почувствуете, возможно, лучше поймете самого себя в этот конкретный момент времени. Ведь вопросы и проблемы, которые в нем затрагиваются и освещаются (особенно проблема человеческих отношений) – это темы, которые будут актуальны, пока живо человечество.

5 1 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии