Когда у человека есть пристойная работа, свой дом, жена и сын-подросток, его внезапно начинает тянуть на приключения. Когда бывший лис-куроцап становится журналистом и примеряет дорогой костюм, его тоже начинает одолевать кризис среднего возраста. Примерно об этом написал сказку Роальд Даль, и об этом снял свой первый кукольный фильм Уэс Андерсон. Андерсону всегда счастливо и стабильно удавалось собирать в свои ленты лучших актёров, а для «Бесподобного мистера Фокса» он собрал лучшие голоса.
Почти как люди
Наш мистер Фокс, бывший потрошитель кур, и правда бесподобен. Он хорош собой и успешен. Но его начинает одолевать скука. Его жена прекрасна, но он привык к её красоте. Его сынишка, как и все подростки, честолюбив и чувствителен, старается выделиться и найти отцовское одобрение. Где же ещё лису искать отдушину, как ни в своих природных наклонностях?
Простая и слегка ироничная история о семье, важных семейных ценностях, отношении отцов и детей и обычных проблемах переходного возраста, рассказанная в ненавязчивой манере, позволяет каждому примерить на себя «лисий хвост» мистера Фокса, вместе с ним порассуждать о дружбе и любви, ревности и взаимовыручке. Фокс-философ задаёт важный вопрос: уж если случилось нам родиться теми, кто мы есть, почему приходится делать то, что противно нашей природе, и надо воздерживаться от того, что ею предначертано? И уж если мы так стараемся замаскировать, скрыть свою истинную сущность, не значит ли это, что мы отказываемся от своей индивидуальности?
Обычно в сказках волк и лиса действуют заодно до момента, когда приходится делить добычу. Хитрая лиса не любит и не уважает волка. Но в этой сказке дикий волк становится для мистера Фокса идеалом: он сумел не отказаться от своей природы и удержаться на своём месте в мире. Сцена, когда герои «салютуют» волку, напоминает кадры из фильма Поллака «Иеремия Джонсон», когда Иеремия встречает индейца среди гор, занесённых снегом.
Почему куклы?
В эпоху, когда каждый чих на экране снимается при помощи компьютеров, Андерсон сумел снять кино ручным, кустарным, традиционным способом. И это не просто вызов и способ выделиться. В результате герои «Мистера Фокса» напоминают любимые игрушки детства, которые были совсем не идеальными, но родными, близкими и притягательными. Их было так легко очеловечить, заставить говорить нашими голосами! Поэтому на определённой минуте просмотра мы забываем, что перед нами – лисы, опоссумы, крысы и зайцы, и верим их словам и поступкам.
Сын маминой сестры
Сын мистера Фокса, подросток Эш, жгуче завидует двоюродному брату Кристофферсону. Тот выше ростом, спортивнее, умнее, занимается йогой и привлекает девочек-лисичек. Эш старается привлечь внимание родителей – но они словно не видят его, отмечая только успехи Кристофферсона. Конечно, не со зла: они просто хотят поддержать юного родственника в момент, когда его родной отец находится в больнице. Но в результате бедного Эша всё время терзает ревность.
Желание доказать отцу, что он чего-то стоит, приводит подростка на край гибели. Эш получает хорошие уроки ответственности и взаимовыручки, находит в себе силы принять себя таким, какой есть, отказаться от подражания идеалу. А главное, он убедился в том, насколько дорог родителям, и сумел сам доказать преданность семье.
Битва с фермерами
Скучающий мистер Фокс не просто возвращается к своему излюбленному занятию – воровству кур и индеек у фермеров, а устраивает настоящую войну. В этом вопросе он тоже печально напоминает многих людей – не проявляя никакой ответственности ни за семью, ни за соплеменников, он вовлекает всё лесное население в опасную авантюру.
Вроде бы звери, следуя своей природе, поступают как звери: воруют и портят чужую собственность. Но их влечёт не только голод, а совсем иные причины: им хочется развлечься, показать себя героями, победителями, что ставит их на одну доску с людьми. Люди от защиты собственности переходят к нападению, и в ход идут любые средства.
Стремление мистера Фокса вырваться из рутины, развлечься и «тряхнуть стариной» привело к гибели всего «лесного государства». И людей, несмотря на то, что они крайне несимпатичны, не в чем упрекнуть: не они начали «боевые действия», не они полезли на чужую территорию. Вряд ли их ответ можно назвать адекватным, но звери видят истинную причину событий и справедливо винят во всём мистера Фокса.
В момент опасности мистер Фокс защищается всеми возможными средствами; в результате перед нами разыгрывается типичная жизненная ситуация без правых и виноватых, только в гротескной форме.
Смысл концовки фильма
Привычный мир мистера Фокса разрушен. Весь лес перерыт, звери остались без дома. Но они не унывают и, объединившись, выходят из положения – поселяются в канализации. Такая концовка фильма могла бы разочаровать или расстроить, но герои заражают нас своим юмором и оптимизмом. Мистер Фокс приводит свой народ прямиком в супермаркет, туда, где запасы еды никогда не иссякают, где она лежит, готовая, на полочках, и за ней не надо бегать и охотиться.
А что будет дальше? Спросит себя зритель. Ведь люди непременно обнаружат убыток, расставят ловушки, и война начнётся снова? Что же, выходов из канализации много, и звери их найдут. Противостояние людей и дикой природы вечно: никто не в силах преодолеть свою натуру.
Финальный тост неунывающего Фокса: «За наше выживание!» — звучит бодро. Но всё-таки это повод задуматься для тех, кто, погружаясь в пучину кризиса среднего возраста, решит подразнить гусей. Или фермеров, которые этих гусей разводят!
Очень хорошая статья! Это один из любимых мультфильмов, в детстве показали родители, сейчас люблю пересматривать (преимущественно на английском). Спасибо автору за анализ, особенно сцены с волком в горах (она моя любимая)☺️