Доктора Луизу Бэнкс, крупнейшего в Америке (а может быть, и в мире) лингвиста, одну из немногих переводчиков, которым известно, что «война» на санскрите означает «желание получить больше коров», одолевают воспоминания. Её муж ушёл, её дочь-подросток умерла. Воспоминания уходят, иногда возвращаясь в снах и видениях, но жизнь идёт своим чередом — она, специалист по коммуникации, всё так же одинока. Когда в штате Монтана и ещё в одиннадцати точках планеты над землёй зависают двенадцать космических кораблей, к Луизе обращается правительство в лице полковника Уэбера. Ей нужно наладить контакт с пришельцами.
Понятие «фантастический фильм» несколько размылось в разлившемся море кинокомиксов, кинофэнтези и экранизаций компьютерных игр. Из-за этого олдфаги, олдстеры, гики, фрики и просто любители жанра нервничают и ждут каждый новый научно-фантастический фильм с особым усердием. Дождавшись, они предъявляют к нему персональные, часто завышенные требования.
Как же так, — говорит такой любитель, обращаясь лично к Кристоферу Нолану, — я целый год жду твой «Интерстеллар», а ты мне показываешь приливные силы вблизи чёрной дыры на порядок меньше рассчитанных мной! Посмотри же на эти цифры! — оскорблённо восклицает он, апеллируя к науке (презрев научных консультантов) и забыв о фантастике, требуя от героев поступков, укладывающихся в логические схемы, выстроенные в его, любителя, личной голове.
Интересно, перепадёт ли хоть что-нибудь нашему любителю от Дени Вильнёва, удастся ли дотошному критикану уцепиться хоть за какой-нибудь «фактический» ляп или логическое противоречие «Прибытия». На первый взгляд, фильм выглядит безупречным представителем Sci-Fi с человеческим лицом.
Сначала быстренько пробежимся по цифрам, сведём дебет с кредитом. Канадец Дени Вильнёв пока ещё не получил чековую книжку, куда он сам может вписывать произвольные суммы. На первый контакт с инопланетянами ему выделили 50 миллионов. Этой полусотни хватило за глаза, но не для того, чтобы пустить в эти самые глаза разноцветную пыль, а для эффектной и эффективной визуальной поддержки идеи, которая является основной ценностью фильма. Нет,
«Прибытие» ни в коем случае не выглядит дёшево, полукилометровые корабли окутываются облаками очень даже величественно, просто корабли — сдержанной формы и расцветки, а в главной роли не Джонни Депп, а Эми Адамс.
Скорость повествования тоже выбрана идеально — неспешная, даёт подумать, но не даёт заскучать. Медитативная музыка и завораживающе клубящийся дым располагают к рефлексии. Корабли приземляются без предыстории, в первые минуты, но зато нам предоставляют возможность рассмотреть их внимательно. Вильнёв смакует первый вход группы «Альфа» в НЛО: медленно ведёт пальцем физика Иэна Доннелли, героя Джереми Реннера, по угольно-чёрной шероховатой обшивке, а другим пальцем — по нашим позвоночникам, вызывая холодок предвкушения встречи с неизведанным. Внутренности гигантской матовой линзы оформлены минималистично и необычно, на стенах коридоров словно застыла чёрная рябь. В совокупности с переменной гравитацией они вызывают у Иэна возглас «Holy fuck!» — и с ним трудно не согласиться.
С расстояния инопланетяне выглядят как самые обычные семипалые семиноги,
но, приблизившись, мы обнаруживаем, что они облачены в грубые, похожие на слоновьи, шкуры. Отсутствие хоть каких-то данных о естественных местах обитания пришельцев даёт зрителю карт-бланш — воображай что вздумается. Какую угодно планету с низкой гравитацией, где в молочно-туманной атмосфере грациозно проплывают изящные гептаподы, а на семиствольном баобабе тревожно вскрикивает гигантский гептакрыл.
Эми Адамс сыграла много хороших ролей до и особенно после «Зачарованной», но я впервые увидел её именно там. С тех пор, независимо от конкретного образа, для меня она всегда немного диснеевская принцесса, няшная и мультяшная. Не в смысле — только её играет, а в смысле — всегда вызывает симпатию и даже умиление.
Именно её героиня, а вовсе не пришельцы и не вызванный ими мировой кризис — центральная фигура повествования.
Это фильм о людях, а вся история с вторжением лишь подсвечивает и подчёркивает человеческие проблемы — проблемы общения, понимания и взаимопроникновения.
Что, разумеется, никак не умаляет замечательную техническую и эмоциональную сторону самого процесса выстраивания разговора с инопланетянами. Это фильм не о чудовищах, а о предопределении и чудовищном выборе, перед которым стоит доктор Луиза Бэнкс. О её отравленном счастье.
Описание этого фильма легко испортить спойлерами, поэтому я замолчу и скажу лишь то, что если вы будете достаточно внимательны, то ближе к концу история, замечательная на всём протяжении, не то чтобы перевернётся с ног на голову, но перевернёт что-то большое внутри вас, да так, что перехватит дыхание и покроет мурашками.