Девушка в поезде (The Girl on the Train, 2016)

Роман «Девушка в поезде» британской писательницы Полы Хокинс не просто попал в список бестселлеров The New York Times, а продержался на его первой строчке целых тринадцать недель. За два месяца было продано полтора миллиона экземпляров — ну чем не прекрасная книга, да ещё в твёрдой обложке, можно под ножку дивана подложить.

С такой бухгалтерией без большого экрана не обойтись. Студия Dreamworks предложила режиссуру Тейту Тейлору, известному успешной экранизацией романа «Прислуга», а место действия было перенесено из Англии в штат Нью-Йорк.

Каждый день Рэйчел едет на поезде в Нью-Йорк из пригорода и из Нью-Йорка в пригород. Каждый день она видит в окно свой бывший дом, а иногда ей удаётся заглянуть в теперь уже чужую жизнь — жизнь, которую два года назад она отдала сама. Иногда она видит в окно соседскую пару — отношения Меган и Скотта кажутся ей воплощением Истинной Любви. Каждый день Рэйчел пьяна. Когда, заподозрив Меган в измене и приняв её слишком близко к сердцу, Рэйчел от пассивного наблюдения переходит к действиям, всё идёт кувырком. Меган исчезает, объявлен розыск, приходит полиция.

Тейт Тейлор изловчился и выделил каждому важному герою достаточно времени для знакомства, не забыл и скелетов в шкафу.

Но почти вся история пропущена через призму восприятия Рэйчел, ей и наше внимание. Слышал от двух уважаемых людей, прочитавших книгу, что Эмили Блант — не самый удачный выбор для главной роли. Мол, слишком красивая, слишком элегантная. Хочу грудью встать на её защиту (никакая она не красивая). Конечно же, Эмили никогда не сыграть пьяницу так, как это умеет Уильям Х. Мэйси — тот получил огромную фору от матери-природы. Но также надо принять во внимание, что два года запоя (и к тому же, ну сколько там девочки выпьют?) — это не двадцать лет. Нерешительность, лихорадочный румянец, чувство вины (мишень для негодяев), заниженная самооценка, замедленная речь, тремор, слезящиеся глаза, провалы в памяти — всё так и есть, и всё очень правдоподобно. Это я вам как специалист говорю. Кто пил два года подряд, легко подтвердит мои слова. И уж сто процентов — алкоголик из Эмили лучше, чем из Николаса Кейджа в «Покидая Лас-Вегас».

Базовые эмоции Рэйчел — тоска по своему былому счастью, по фантомному, выстроенному в её собственной голове счастью людей, мелькающих за окном поезда, по любви за дверьми чужих домов. Её чувства притуплены алкоголем, и грустное, не слишком подвижное лицо Эмили Блант подходит сюда как нельзя лучше.

Понятно, что такая Рэйчел источает не слишком много сексуальности. Правда, Эмили остаётся Эмили, и слова Скотта «Я бы к такой как ты, даже не подошёл бы» выглядят несколько надуманными, но водочка всё-таки размыла тушь и приглушила яркость. А какой триллер об изменах обойдётся без страстного животного секса? Роль секс-бомбы досталась Меган, а роль Меган, в свою очередь, досталась 28-летней Хейли Беннетт, известной своей внешней схожестью с Дженнифер Лоуренс и ролями в фильмах «Марли и я» и «Хардкор».

Третья женщина в любовном раз-два-три… да, пятиугольнике — это Анна в исполнении Ребекки Фергюсон. Вспомним, что Ребекка — это последняя «девушка Итана Ханта», и станет ясно, что мужчинам фильм «Девушка в поезде» рекомендуется в любом случае, несмотря на его очевидную феминистичность. И не в смысле «все мужики козлы» (только некоторые), а в том смысле, что в этом фильме заметно манипулируют младенцами, многое в нём вертится вокруг нереализованных материнских инстинктов и нелёгкой доли отдельно взятой женщины. Вернее даже, трёх женщин.

Имя Рэйчел, полагаю, выбрано не случайно — все прекрасно помнят, что праматерь Израилева дома Рахиль — одна из двух жён своего мужа (совпадает), а в переводе с иврита означает «овечка» (вполне себе агнец на заклание).

Вот такие библейские страдания. И вот такой хитрец Тейлор, может в резюме писать «немного экранизировал Библию».

По сути фильм — махровый психологический триллер, в психотерапии силён не только психотерапевт, но и полицейский детектив. Лечат они, правда, не очень много, чай, не «Ганнибал», скорее просто машут ручкой — смотрите, мы сечём в человеческих душах, и достаточно органично занимают своё место в событиях.

Для визуалов к туману в голове Рэйчел добавляют неторопливые облёты головы камерой и туман на окрестных полях. Для аудиалов нагнетают напряжение по большей части виолончелями, хотя для пущего (или даже вящего) ужаса можно было бы добавить гобоев. Убийца не бросается в глаза, но можно угадать. В фильме есть все нужные метки классического психологического триллера, есть всего понемногу, и в этом его достоинстве кроется его недостаток: «всего» — хорошо, «понемногу» — неважно. Фильм ладно скроен, а потом крепко сбит, ему легко сказать «да», но вряд ли скажешь «ни хрена себе!».

Сравнение с Gone Girl обязательно — фильмы-загадки разделяет совсем немного времени, в названиях обоих есть girl, в обоих кто-то gone.

Заметка: наш обзор «Исчезнувшей».

Разница не только в выборе романа, но и в масштабах художников. Сравним более ранние экранизациии: Тейлору удалась  хорошая, тщательно выверенная «Прислуга», Финчер сделал из хорошей книги «Бойцовский клуб» культовое кино. Разница в «девушках» тоже заметна. Но ни в коем случае не ставим крест на Тейлоре: фильм смотрибельный, парень талантливый, культ ещё впереди.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии