Первая серия «Черного Зеркала», в которой премьер-министр ради спасения принцессы должен совершить публичный акт зоофилии, в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы. Однако, хотя последующие серии получились куда менее скандальными, «Черное Зеркало» не утратило мгновенно завоеванной популярности. С конца 2011 г. и по сегодняшний день этот британский сериал пользуется огромным успехом, а кое-кто из критиков уже объявил его культовым.
О нем спорят интеллектуалы, пишут философы, и, главное, его смотрят миллионы обычных зрителей. Для сериала, посвященного не любви или приключениям, а проблемам виртуализации информационного общества, такой успех кажется необыкновенным. Но стоит проанализировать сериал, как становится ясно: «Черное Зеркало» не могло не вызвать огромный общественный резонанс.
В чем особенность сериала?
Каждый эпизод «Черного Зеркала» — отдельный фильм, причем фильмы не имеют ни общих героев, ни перекликающихся сюжетов, и снимали их разные режиссеры. Такой подход позволил с разных сторон отразить главную проблему, которой посвящено «Черное Зеркало», а именно проблему взаимоотношений человека и информационных технологий. Мы живем в информационном мире, символом которого служат всем известные гаджеты от айпада до монитора, и мы чаще смотрим в них, чем по сторонам. Отсюда и название сериала: «черное зеркало» — это погасший дисплей, и в этом зеркале каждому дано увидеть что-то свое. Автор идеи и сценарист сериала Чарли Брукер сравнивает информационные технологии с наркотиками, а «Черное Зеркало» — с рассказом об их побочных эффектах.
Какие темы затрагиваются в сериале?
Поскольку нет такой стороны жизни, в которую не ворвались бы информационные технологии, круг тем, затронутых в 4-х сезонах «Черного Зеркала», весьма широк. Это и применение компьютерных чипов и имплантов для контроля над близкими («История всей твоей жизни», «Архангел»), и опасности, подстерегающие в виртуальном пространстве («Заткнись и танцуй», «Враг народа»), и загрузка сознания в память компьютера как форма трансгуманизма («Сан-Джуниперо»), и войны будущего («Люди против огня»), и компьютерные игры («Игровой тест»), и политика («Момент Валдо»). При этом смысл многих эпизодов выходит за рамки одной темы. Например, «Я скоро вернусь» — это не только история о возможностях андроидов и природе человека, его сути и эмоциях, но и отличная иллюстрация пословицы «Бойтесь своих желаний — они исполняются».
При этом сквозь все эпизоды красной нитью проходит мысль о болезненном характере зависимости человека от информационных технологий, а развязка эпизодов отличается непредсказуемостью и глубиной.
Почему сериал имеет столь сильный общественный резонанс?
Фильмов о виртуальности и информационных технологиях за последние 20 лет снято немало, да и сериалы есть. Однако «Черное Зеркало» стало, пожалуй, едва ли не самой востребованной и популярной художественной реализацией темы взаимоотношений человека и технологий, и тому есть как минимум три причины.
Во-первых, «Черному Зеркалу» присущ достаточно простой киноязык: смысл его эпизодов вполне доступен массовому зрителю, по крайней мере, на поверхностном уровне.
Во-вторых, в фантастическом контексте обыгрываются прозаические и понятные всем житейские явления: отношения между супругами, скорбь по умершим, родительский контроль и т.д.
В-третьих, фантастическая вселенная «Черного Зеркала» вовсе не так фантастична, как кажется на первый взгляд.
В шаге от реальности
Во многих эпизодах «Черного Зеркала» использован один и тот же прием: берутся явление или технология, которые реально существуют, и доводятся до уровня сюрреализма.
Например, такое явление, как виртуализация политического процесса, когда избиратели голосуют в зависимости от образа того или иного политика, ориентируются не на поступки, а на имидж, имеет место во всех развитых странах. В серии «Момент Валдо» его доводят до абсурда: в политической гонке начинает на равных участвовать голубой виртуальный медведь. Тем самым режиссер спрашивает аудиторию: а какая разница, медведь или человек, если и тот, и другой — сконструированные образы, существующие только на экране? Медведь Валдо, по крайней мере, по-своему честен, в отличие от политика из плоти и крови, за позитивным имиджем которого может скрываться кто угодно.
Такой прием позволяет создать впечатление, что на экране — реальность завтрашнего дня, от которой нас отделяет буквально шаг, и это придает сериалу жутковатую убедительность. А вдруг это пророческие «воспоминания о будущем»? Как заметил Ч.Брукер, все эпизоды сериала «рассказывают о нашем нынешнем образе жизни; и об образе жизни, который мы можем начать вести через 10 минут».
В чем смысл «Черного Зеркала»?
Будущее, изображенное в сериале, никак нельзя назвать оптимистичным. Значит ли это, что создатели «Черного Зеркала» против информационных технологий?
Нет, конечно. Дело не в технологиях, а в людях. Население всегда желало «хлеба и зрелищ», стремилось к удовольствиям и любило подсмотреть в замочную скважину, а власти — любые — стремились к контролю над населением. Информационные технологии предоставили всем новые возможности, в том числе и для воплощения самых низменных желаний. Следить за другими спецслужбы умели и без помещения чипов в их головы, а первыми реалити-шоу на выживание были бои гладиаторов: просто в информационном обществе слежка сильно упростилась, а реалити-шоу стали намного масштабнее.
Как тут не вспомнить Воланда: люди как люди, в общем напоминают прежних, но «черные зеркала» — смартфоны, айпады и проч. — испортили их. Впрочем, пока мы осознаем проблему, есть шанс ее решить.
«…но «черные зеркала» — смартфоны, айпады и проч. — испортили их». Все-таки «черные зеркала» — это скорее не причина, а увеличительное стекло.