Смысл песни Сплин — Рай в шалаше

Песня «Рай в шалаше» группы Сплин пронизана восточными мотивами. Это песня об отречении и обретении, о выборе пути, о системе ценностей. Простая и глубокая, как восточная мудрость, эта песня за три минуты успевает нарисовать перед нашим мысленным взором манящую картину ночного океана под звёздным небом, забросать парадоксальными сентенциями и, конечно, пробрать до глубины души. Ниже — моя попытка понять, из каких культурных явлений взяла начало эта песня.

Параллели с восточными учениями в песне Сплин — Рай в шалаше

Вы, конечно, заметили, какими широкими и уверенными мазками рисует Васильев свою картину в этой песне. «Мчится корабль навстречу волнам, дерево смотрит вслед кораблю» — очень простые, лаконичные образы, из которых, тем не менее, складывается очень изящный рисунок. Эта манера изложения напоминает мне приёмы суми-ё — японской (а исторически — китайской) техники рисования тушью. Рисуя свои картины, мастера суми-ё используют ограниченный набор лаконичных штрихов, смешивая которые, они создают удивительной красоты картины. То же происходит и в песне «Рай в шалаше»: используя простые образы-штрихи (дерево, звёзды, корабль, океан), Васильев составляет из них законченное полотно.

Смысл песни Сплин — Рай в шалаше

Кадр из клипа Сплин — Рай в шалаше

Раз уж зашёл разговор о связи с восточными учениями, никак не обойтись без упоминания главного даосского трактата «Дао Дэ Цзин». Даже само построение предложений напоминает риторику «Дао Дэ Цзин», сравните:

Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао. Тот, кто [служит] дэ, тот тождественен дэ.
Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто теряет дао, приобретает дао.
Тот, кто тождествен дэ, приобретат дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное.

А вот у Васильева:

Если по правде, давай без обид:
Тот, кто убил — тот и убит,
Кто в дождь отдал плащ — тот под плащом,
Тот, кто простил — тот и прощён.

Смысл песни Сплин — Рай в шалаше

Кадр из клипа Сплин — Рай в шалаше

Но сходство не только внешнее, оно гораздо глубже. Смысл песни Сплин «Рай в шалаше» — в отречении от ложных материальных благ («Предпочтя дворцовому аду рай в шалаше»), в выборе свободного пути простоты и благородной бедности. А вот что по этому поводу говорится в «Дао Дэ Цзин»: «Нельзя считать себя „драгоценным“, как яшма, а нужно быть простым, как камень», «Совершенномудрый ничего не накапливает. Он всё делает для людей и всё отдает другим». Только отказ от внешней роскоши («дворцового ада») ведёт к истинной мудрости и обретению счастья — того самого «рая в шалаше».

Свобода жить и творить в песне Сплин — Рай в шалаше

Другой важный мотив песни — это стремление вперёд, жажда действовать. Это уже на даосскую философию совершенно не похоже — даосы предпочитали бездействие. Поэтому здесь сравнение заканчивается, и начинается собственный смысл песни «Рай в шалаше». Если «дворцовый ад» лирическому герою не нужен, что же для него ценно? Ответ находим в тексте: «В одиночку пройти океан, посвящая сверкающим звёздам строчку за строчкой — целый роман». И, самое главное — «всё, что случилось, останется нам». Наше богатство — это наш жизненный опыт, покорённые вершины, пройденные океаны. Те деяния, которые совершили мы сами, не плывя по течению, а «ничего не боясь, кораблём управляя шутя». И снова вспоминается даосский трактат: «Я подобен ребенку, который не явился на свет. О! Я несусь! Кажется, нет места, где мог бы остановиться. Все люди полны желаний, только я один
подобен тому, кто отказался от всего».

Смысл песни Сплин — Рай в шалаше

Кадр из клипа Сплин — Рай в шалаше

И снова я вернусь к началу песни. «Тот, кто убил — тот и убит, кто в дождь отдал плащ — тот под плащом, тот, кто простил, тот и прощён» — смысл этих строк в том, что каждого человека определяют его поступки. Те события, за которые он в ответе — о чём я уже сказала выше. Свобода от «дворцового ада» — это, помимо прочего, ещё и ответственность. Но главное, что даёт эта свобода — возможность творить, творить не только свою жизнь, но и «строчку за строчкой — целый роман».

5 5 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии