«Залечь на дно в Брюгге» — это фильм, который вы либо горячо возненавидите, не увидев в нем никакого смысла, либо полюбите до глубины своей души, хотя объяснить толком, за что именно, вряд ли сможете. Это одна из трех легендарных полнометражных работ английского сценариста, режиссера и продюсера Мартина Макдонаха, также подарившего нам «Семь психопатов» и «Три билборда на границе штата Эббинга, Миссури».
Стоит отметить, что своеобразные «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», хоть и нашли свой круг преданных почитателей, однако оказались гораздо менее популярными у широкой публики, чем гораздо более прямолинейные и очевидные «Три билборда на границе штата Эббинга, Миссури», в которые Макдонах как будто специально засунул все злободневные темы в расчете на «Оскар». Поэтому можно с достаточно высокой степенью уверенности сказать, что если вам понравились «Три билборда…», то эти две картины вам, вероятнее всего, «не зайдут». А если после просмотра оскароносного фильма вам захотелось чего-то более вкусного, изысканного, странного и неоднозначного – то не поленитесь оценить другие работы режиссера.
Почему именно Брюгге?
Тема отношения к этому городу муссируется на протяжении всего фильма очень активно. С одной стороны – Кен и Гарри, которым это место кажется сказочным, волшебным и атмосферным. С другой – Рэй, воспринимающий Брюгге исключительно как тюрьму. Невыносимую, отвратительную, мрачную, подавляющую.
И если Кен искренне наслаждается временем, проведенным в этом городе, с удовольствием посещает достопримечательности и интересуется историей Брюгге, то Рэй ищет каких-нибудь более развязных развлечений, которые помогут ему хоть ненадолго отключиться от мыслей о ненавистном французском городе. К слову, считающимся одним из самых красивых и живописных городов Европы с обилием памятников истории, сохранившихся с глубокого Средневековья.
Мартин Макдонах, который выступил здесь не только как режиссер, но и как сценарист (он в принципе снимает фильмы только по своим сценариям), очень любит путешествовать: и по Европе, и по Штатам, и по другим уголкам нашей планеты. И во время посещения Брюгге он, по его словам, испытал два противоречивых ощущения: с одной стороны, красота этого города вызывала у него неподдельный восторг. С другой стороны, сказочные улочки, мощеные мостовые и старинные здания наводили на него буквально ужасающую скуку, вызывающую желание как можно скорее вернуться к более привычным пейзажам.
Положительных персонажей здесь не будет
Собственно, сценарии первых двух студийных работ Макдонаха тем и интересны, что положительных персонажей в них нет в принципе. Никаких образов светлых непорочных героев или героинь, отстаивающих правду и добро в этом злом жестоком мире, сохраняющих свои принципы, несмотря ни на что, любящих до одурения и готовых пойти за дорогих им людей хоть на край света. И даже никаких персонажей, которые сначала ведут себя, как злодеи, а потом оказывается, что у них просто тяжелая жизнь, а вообще они чуть ли не святые и очень, очень хорошие (как в «Трех билбордах…»).
Кто-то назовет такой подход парадом уродов. Кто-то – реалистичностью. Дело в том, что такой отказ от персонажей с нимбом на голове, источающих яркий свет и повергающих других во тьму, делает каждого героя гораздо лучше различимым. В этом сумраке, не озаренном ликом достойного подражания идеала, все остальные персонажи оказываются вполне неплохо освещенными. И мы можем рассмотреть их со всеми оттенками и полутонами, с рельефом, с отбрасываемыми ими тенями.
Герои, на которых сложно навесить ярлыки
Рэй – наемный убийца, который случайно убил ребенка и из-за этого оказался на грани нервного срыва. И он не так уж и ужасен. Кен – уставший от жизни киллер, который, тем не менее, умудряется соблюдать какую-то свою внутреннюю мораль и видеть прекрасное в этом мире. И он, по сути, тоже не так уж и плох. Гарри – неплохой отец своим детям и далеко не самый жестокий бандит во Вселенной. И, если подумать, он ведь тоже не откровенно злой, он не вызывает той ненависти и отторжения, которые обычно провоцируют шаблонные киношные злодеи.
То же можно сказать и обо всех второстепенных персонажах, включая Хлою. С ней Мартину Макдонаху удалось добиться впечатляющего эффекта: когда она впервые появляется на экране, мы начинаем думать, что вот он. Вот тот светлый образ, который расставит все по местам и даст нам стандартную, много раз увиденную и хорошо усвоенную схему построения сюжета и персонажей в нем. Но проходит всего несколько минут, и светлый образ рассеивается, обращаясь в прах. Девушка, показавшаяся милой и светлой, оказывается на такой уж и простой, хотя, опять же, и не откровенно ужасающей. И мы снова не знаем, какое ярмо на нее повесить.
Бессмысленный круговорот смертей
Персонажи в конце этого фильма мрут, как мухи, но особой печали это не вызывает – собственно, потому он и называется черной трагикомедией. Отчасти случайная смерть Кена, незадолго до нее решившего сохранить Рэю жизнь, выглядит как вполне закономерное завершение истории этого персонажа. Нелепое самоубийство Гарри, перепутавшего карлика с ребенком, смотрится как забавная кончина забавного человека с забавной манерой речи и принципами. И, наконец, тяжелое состояние Рэя, до этого постоянно помышлявшего о самоубийстве, тоже кажется вполне неплохим исходом для него, пусть его смерть нам и не показывают.
К слову, в изначальной версии сценария Рэй все-таки выжил после перестрелки в Брюгге и вернулся в Лондон, однако мыслей о том, чтобы покончить с собой, не оставил.
Идея о самоубийстве как повод для смеха
Пожалуй, лучший совет, который можно дать для получения удовольствия от просмотра этого фильма – не забывать о том, что он относится к жанру черной трагикомедии. Все, происходящее на экране, априори представляет собой в некоторой степени фарс. В том числе, навязчивые мысли Рэя о самоубийстве.
Его стремление к тому, чтобы покончить с собой, смотрится и в самом деле смешно. Казалось бы, ну какие могут быть конфликты со своей совестью у наемного убийцы? Какая ему может быть разница, кого он убил во время выполнения очередного задания? Однако Рэй ведет себя отнюдь не как прожженный бандюган, а как чувствительная и тонкая натура, для которой страдания так же естественны, как дыхание. И в таком формате суицид предстает как повод для гомерического хохота. Да не будет это воспринято в укор реальным людям, у которых есть склонности к самоубийству и необходимость обратиться за психологической помощью для решения этой проблемы. Потому что Рэй на приеме у психотерапевта, очевидно, смотрелся бы еще более забавно, чем с дулом у виска.
«Залечь на дно в Брюгге» — это, возможно, кинематографический аналог «современного искусства», ставшего притчей во языцех. Вы не найдете здесь четкой главной идеи, которую можно будет выразить в паре предложений и принять во внимание. Скорее, вы можете получить удовольствие от восприятия всего этого в целом, как нелепой абстрактной картины, которая, казалось бы, странна и нелогична, но почему-то продолжает притягивать ваше внимание и не позволяет оторвать от нее взгляд.
«о ненавистном французском городе», т.е. Брюгге — это французский город?После этого пропало желание читать статью 🙂 Если что,Брюгге-Бельгийский город.
Анастасия,французский город Брюгге,либо бельгийский -это не так уж ,в данном случае, важно;
поскольку автор статьи доносил до читателя смысл фильма,в этом состояла главная идея написанного.
Поэтому не теряйтесь
и не колеблясь читайте написанное до конца..
Брюгге был французским городом более 100 лет, может быть автор имел в виду это
Брюгге — это, к слову, не франция вовсе.
Чувак с ником «Альковы» — ты шикарен!)
так автор и Макдонахи назвал англичанином! аааааа! боже! он ИРЛАНДЕЦ!!! ирландец!!! это вообще опасно перепутать одного с другим)
Брюгге — не французский город, и у Рэя это было не очередное задание, а первое. В целом отношения главных героев такие, будто Кен метафорически усыновил Рэя («ребёнок должен жить» и «у него должен быть шанс»). Короче говоря фильм об отношениях отцов и детей, о жертвенности старшего поколения ради молодых. А в противовес этому демонстрируется другая сторона старшего поколения — деструктивная, запертая в своих понятия и ритуалах. Вся вторая половина фильма высмеивает эту чопорность и следование своему слову и чести, которую демонстрирует Гарри. В конечном итоге он погибает глупо в попытке сдержать своё слово, хотя если бы дал договорить сопляку Рэю… А вот Кен жертвует собой более значимо, он даже метафорически спускается с небес.
Да и вообще весь фильм полон метафор. Начиная с самого города в целом, заканчивая циклопом.
Автор так и не понял смысл фильм (((