Смысл фильма Начало

Смысл фильма «Начало»
Интересно? Отправь другу:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Шедевр Кристофера Нолана, уже успевший стать культовым, не перестаёт будоражить умы зрителей. Безупречный сценарий этого зрелищного экшена оставляет после себя такой объём информации к размышлению, что одного и даже двух просмотров может не хватить. Я изложу здесь свою версию смысла фильма «Начало», а также пару других теорий, которые я встречала. Конечно, проанализирую и финал фильма, ведь именно он вызывает больше всего вопросов.

«Начало» — образцовый фильм-ограбление

На мой взгляд, «Начало», прежде всего, — отличный пример того, каким красивым и глубоким может быть фильм-ограбление. Ближайший родственник «Начала» в этом жанре — легендарные «11 друзей Оушена». Хотя фильм ставит перед нами довольно серьёзные вопросы, всё же на первом плане остаётся мастерская командная работа героев «Начала».

Смысл фильма «Начало»

Слаженная командная работа — в центре сюжета фильма «Начало»

Думаю, очевидное сходство сюжета «Начала» с «11 друзьями Оушена» отрицать не будет никто. У героев обоих фильмов одна задача — пробраться в некое защищённое пространство (в нашем случае — сознание Роберта Фишера) с целью завладеть богатством (в «Начале» вместо ограбления происходит внедрение идеи, но итог этих действий одинаков). И там, и там команды проводят серьёзную подготовку к захвату, а их совместная работа, рассчитанная по секундам и идеально слаженная, любого приведёт в восторг. Но есть и особенности, которые делают «Начало» таким необычным фильмом.

Заметьте, что в «Начале» герои очень мало говорят о том, что они получат за свою работу. Мы знаем, что Доминик Кобб получит свободу — Саито обещает вернуть его на родину, к детям. Мы также знаем, что Саито полностью уничтожит своего конкурента и завладеет рынком. Но о денежном вознаграждении не упоминает никто, хотя очевидно, что участники команды могли согласиться на такой риск только за большие деньги. Однако в ходе подготовки и самих действий по внедрению никто о деньгах и не вспоминает. Для всех членов команды главное — это сам процесс, они обладают поистине уникальными навыками и рады применить их на деле. Им приходится решать сложнейшие задачи, но они не отступают, потому что ими движет не только жажда наживы, но и желание испытать себя и выйти победителем.

Смысл фильма «Начало»

Мол не только подставила Кобба, совершив самоубийство, но и продолжает преследовать его после смерти

Мы почти не видим споров, несогласия в команде. Единственный (но очень серьёзный) источник неприятностей — это сознание самого Доминика Кобба. Да-да, его сознание, которое раз за разом подбрасывает в искусно созданные Ариадной пространства снов проекцию его погибшей жены Мол. Загвоздка в том, что без Кобба миссия будет провалена — ведь именно он главный специалист по внедрению. Но Кобб — тот человек, чьё сознание может всех погубить. Между тем Кобб предпочитает скрывать свои проблемы от команды и не выдаёт им причину появления Мол, а эта причина — тяжкое чувство вины, которое испытывает Кобб. Но мы видим, что даже эта невольная диверсия с его стороны может быть преодолена общими усилиями команды, более того, одна из участниц проекта — Ариадна, архитектор — вызывается помочь Коббу и делает очень многое для того, чтобы тот избавился и от вины, и от вездесущей проекции Мол.

Таким образом, смысл фильма «Начало», по моему мнению — в том, что проблемы одного человека можно решить сообща, и любое серьёзное дело можно выполнить только работая в команде. Кроме того, фильм демонстрирует нам историю о приобретении жизненного опыта. Кобб и Мол использовали мир сновидений в своих личных целях и заигрались — Мол перестала различать сны и реальность. Тогда Кобб попытался вернуть её к действительности, произнеся фразу «Твой мир не настоящий». Но его попытка обернулась трагедией — Мол окончательно потеряла чувство реальности и покончила с собой, заодно лишив его возможности вернуться на родину и увидеть детей. Таким образом Кобб невольно стал специалистом по внедрению. Он приобрёл важный опыт, но слишком дорогой ценой. Расплатой стало постоянное чувство вины и образ Мол, преследующий его во всех снах. Наконец, с помощью Ариадны и других членов команды Кобб смог справиться с собой и, преодолев вину, снова обрёл счастье, вернувшись к семье и детям.

Другие версии смысла фильма «Начало»

На самом деле существует огромное количество теорий о том, что же хотел сказать Нолан своим «Началом». Например, я встречала такое мнение: герои «Начала» — это метафора разных сторон одной личности. Юсуф символизирует рациональность, Артур — находчивость, Ариадна — творческое начало, Саито — мудрость, Эймс — способность к адаптации, Кобб — лидерские качества, а Мол — уязвимые стороны человека. Если вы хорошо знакомы с историей литературы, то знаете, что такое же суждение высказывалось в адрес «Братьев Карамазовых» Достоевского. Действительно, эта версия имеет право на существование, как и любые другие.

Смысл фильма «Начало»

Сцена в отеле с участием Артура — блестящий пример профессионализма членов команды

Ещё одна довольно интересная концепция гласит, что в «Начале» Нолан наглядно продемонстрировал процесс создания фильма. Кобб — это режиссёр, получивший задание снять фильм. Ариадна — оператор, а остальные члены команды — это участники съёмочной группы. Саито — богатый продюсер, он руководит процессом. Последовательно создавая уровни сна, герои как бы наполняют смыслом свой новый фильм. Хотя эта версия кажется мне чересчур далёкой от реальных событий фильма, в ней тоже есть рациональное зерно. Перечислить здесь все существующие версии мне не представляется возможным — кстати, у вас наверняка есть своя, и я уверена, что она тоже заслуживает внимания!

Смысл концовки фильма «Начало»

Что бы там ни означало всё это кружение по уровням сна, а зрители желают знать: проснулся Кобб или же застрял навечно в Лимбе? Упадёт ли волчок? Сам Нолан высказался на эту тему, с явным неудовольствием отметив интерес зрителей к этому вопросу. Проснулся Кобб или нет — не это важно, считает сам режиссёр. Важно то, что Кобб перестал задавать себе этот вопрос. Он не стал дожидаться, упадёт ли волчок. Он отбросил прошлое, свою вину перед Мол, вернулся к своим детям и наконец позволил себе быть счастливым. Именно это позволило ему выжить, а Мол погубило то, что она не могла перестать задавать вопросы. Мол усомнилась в реальности своего мира, а вот Кобб сомневаться перестал. Для самого Нолана это главное в финале фильма.

Смысл фильма «Начало»

Бедняга Роберт Фишер и не подозревает, что его сознание станет полигоном для боевых действий

Хотите читать статьи чаще?

Кроме того, режиссёр подчёркивает, что если бы он дал фильму однозначное завершение, это погубило бы идею. Именно в двойственности, принципиальной неразрешённости Нолан видит смысл фильма «Начало». И намеренно оставляет финал открытым, предоставляя зрителю самому ответить на вопрос «Где сейчас находится Кобб — в Лимбе или в реальности?».

Многие указывают на то, что в финале дети не выросли по сравнению с воспоминаниями Кобба, хотя прошло несколько лет, и даже одеты в ту же одежду. Но это не так — детей играют разные актёры, и Нолан отметил, что одежда у них на самом деле разная. Так что дети всё-таки успели подрасти. Есть и другие приметы того, что Кобб, скорее всего, в реальности — так, если вы внимательно смотрели фильм, то заметили, что в сценах сна он носит обручальное кольцо, в реальности же — нет. Во сне ни разу не появляется отец Кобба, а в финале мы видим Кобба без обручального кольца, и с ним его отец. Но всё это не является стопроцентным доказательством того, что Кобб действительно проснулся. Ведь не зря же Нолан заставляет волчок вращаться, но не показывает момент падения. Спит ли Кобб? Решать вам.


Интересно? Отправь другу:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •